Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методические указания для студентов



2015-12-08 349 Обсуждений (0)
Методические указания для студентов 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Методические рекомендации по организации самостоятельной

Работы

 

Самостоятельная работа студентов по учебной дисциплине «Конфликтология» призвана не только закреплять и углублять знания, полученные на аудиторных занятиях, но и способствовать развитию у студентов творческих навыков, инициативы, умения организовать свое рабочее время.

К самостоятельной работе студента по учебной дисциплине «Конфликтология» относится:

- подготовка к практическим занятиям;

- повторение лекционного материала;

- подготовка реферата по какой-либо теме занятия;

- подготовка к зачету.

При выполнении самостоятельной работы студенту необходимо прочитать теоретический материал не только в учебниках и учебных пособиях, указанных в библиографических списках, но и познакомиться с публикациями в периодических изданиях.

Студенту необходимо творчески переработать изученный самостоятельно материал и представить его для отчета в форме схем, графиков, докладов и т.п.

Все виды самостоятельной работы и планируемые на их выполнение затраты времени в часах исходят из того, что студент достаточно активно работал в аудитории, слушая лекции или изучая материал на практических занятиях. А по всем недостаточно понятым вопросам он обращался к преподавателю во время консультаций.

В случае пропуска лекций и практических занятий студенту потребуется сверхнормативное время на освоение пропущенного материала.

Указанное в тематическом плане время самостоятельной работы соответствует именно рабочему, с достаточным уровнем напряжения, времени, без отвлечения и пустых трат времени.

Для закрепления материала лекций достаточно, перелистывая конспект или читая его, мысленно восстановить прослушанный материал.

Для подготовки к практическим занятиям нужно рассмотреть контрольные вопросы, обращаясь к лекционному материалу и рекомендуемой учебной и периодической литературе, записать непонятные моменты в вопросах для уяснения их на предстоящем занятии, подготовить материалы для выполнения практических заданий, докладов на семинарских занятиях.

Подготовка к зачету должна осуществляться на основе лекционного материала, материала практических занятий с обязательным обращением к основным учебникам по учебной дисциплине. Это исключит ошибки в понимании материала, облегчит его осмысление, прокомментирует материал многочисленными примерами.

Актуальность для студентов предлагаемого курса определяется взрывным ростом конфликтности во всех сферах жизни современного общества, в т. ч. в России. Вот почему для понимания и эффективного разрешения конфликтов студентам необходимо усвоить определенный минимум теоретических знаний и приобрести практические навыки поведения в конфликтных ситуациях

Студенты должны стремиться осознанно относиться к изучению различных теорий конфликта с акцентом на анализ следующих вопросов:

- Можно ли (и нужно ли) предупредить конфликт?;

- Какие предпринять действия и меры, если конфликт уже возник?;

- Что делать после конфликта?

На практическом занятии студенты могут стать участниками проблемной конфликтной ситуации и искать варианты выхода из неё или минимизации потерь, если конфликтная ситуация перерастает в конфликт. При этом студенты должны знать, что существует алгоритм поведения в подобных ситуациях, следуя которому можно добиться того, чтобы мог выиграть каждый. Тем самым предоставляется возможность для расширения знаний о себе и других как субъектов (участников) конфликтной ситуации.

Работу над контрольной работой нужно выполнять в соответствии с рекомендациями для написания контрольной работы с использованием рекомендуемой справочной литературы.

С целью уяснения непонятного материала перед экзаменом для студентов проводится консультация.

 

Содержание семинарских занятий

 

Занятие 1. Общая теория конфликта

1. Сущность конфликта.

2. Признаки социального конфликта.

3. Субъекты и участники конфликта.

4. Структура конфликта.

5. Объект и предмет конфликта.

6. Причины возникновения конфликтов.

7. Мотивация конфликтов.

8. Стратегия и тактика конфликтного поведения.

9. Функции конфликтов: конструктивные и деструктивные.

10. Динамика конфликта (основные стадии и этапы).

Занятие 2. Виды конфликтов и их особенности.

1. Конфликты в различных сферах человеческого взаимодействия и объективные основы их возникновения.

2. Особенности внутриличностных конфликтов и способы их предупреждения и разрешения.

3. Особенности межличностных конфликтов и способы их предупреждения и разрешения.

4. Особенности межгрупповых конфликтов и способы их предупреждения и разрешения.

5. Методы исследования и диагностики конфликтов.

Занятие 3. Управление конфликтами.

 

1. Теоретические основы управления конфликтами

2. Методы управления конфликтами

3. Прогнозирование и профилактика конфликтов

4. Способы предупреждения конфликтов

5. Основные пути выхода из конфликтов

6. Условия и факторы разрешения конфликтов

7. Урегулирование конфликтов

8. Социальное партнерство как фактор предупреждения и

разрешения конфликтов

 

Вопросы для самоконтроля

1. Чем характеризуется конфликт, возникающий из-за противоположности интересов?

2. Назовите основные признаки, характеризующие участников конфликта.

3. Какова роль косвенных участников конфликта?

4. Чем определяются возможности участвующих в конфликте социальных групп?

5. Назовите и охарактеризуйте некоторые подходы в описании динамики конфликта.

6. Какие внутренние этапы развития имеет латентная стадия конфликта?

7. Какое значение в динамике конфликта имеет инцидент?

8. Охарактеризуйте особенности открытой стадии динамики конфликта.

9. Каковы возможные варианты развития открытых конфликтных действий?

10. Означает ли прекращение открытого конфликтного процесса полное завершение конфликта?

11. Назовите необходимые условия завершения конфликта.

12. В каких формах может выражаться квазизавершение конфликта?

13. Дайте определение понятия «экономический конфликт».

14. Охарактеризуйте некоторые типы забастовок.

15. Раскройте содержание организационно-управленческих условий предупреждения конфликтов.

16. Основные способы предупреждения конфликтов.

17. В каких основных формах конфликт может быть завершен?

18. Основные этапы разрешения конфликта.

19. Охарактеризуйте основные стратегии выхода из конфликта

20. Из каких периодов и этапов состоит переговорный процесс?

21. Каковы основные принципы и правила ведения переговоров?

22. Вам предстоит участие в переговорах с деловым партнером. Определите основные мероприятия по подготовке переговоров.

23. Вспомните один из семейных конфликтов ваших родных или близких. Как бы вы повели себя в роли третьей стороны в данном конфликте?

24. Каковы особенности технологии посредничества?

25. Обоснуйте преимущество разрешения конфликта над другими формами его завершения.

26. Дайте характеристику основных предпосылок формирования конфликтологических идей.

27. Раскройте значение, предмет и задачи современной конфликтологии.

28. Назовите отрасли современной конфликтологии и дайте их сравнительную характеристику.

29. Какие основные типы конфликтов вы знаете?

30. При каких условиях возникают внутриличностные конфликты?

31. Укажите основные механизмы возникновения межгрупповых конфликтов.

32. В чем заключается специфика межэтнических конфликтов?

33. Раскройте основные пути урегулирования экономических конфликтов в современной России.

34. Назовите основные причины возникновения политических конфликтов.

35. По каким направлениям возможно предотвращение международных конфликтов?

36. Охарактеризуйте социально-психологические условия профилактики конфликтов.

37. В чем отличие причины конфликта от инцидента?

38. Как соотносятся понятия «консенсус» и «компромисс»?

39. В чем суть социального партнерства?

40.В чем выражается функциональное значение социального конфликта по теории Г. Зиммеля?

41.Каков вклад Р. Дарендорфа в развитии теории конфликта?

42.Каково отношение Маркса к насилию в социальном конфликте?

43.Какие функции выполняет конфликт в социальной системе по теории Л. Козера?

44.Назовите сущностные признаки всякого конфликта.

45.Дайте определение понятия «социальный конфликт» и проанализируйте его.

46.Назовите существующие подходы в определении причин конфликта. Охарактеризуйте особенности каждого из них.

47.Чем отличаются конфликты основанные на потребностях от конфликтов основанных на интересах?

48.Назовите те потребности, которые могут, на ваш взгляд, стать причиной социальных конфликтов. Обоснуйте свой выбор.



2015-12-08 349 Обсуждений (0)
Методические указания для студентов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методические указания для студентов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (349)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)