Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные положения курса



2015-12-08 328 Обсуждений (0)
Основные положения курса 0.00 из 5.00 0 оценок




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Дисциплины

 

«КОНФЛИКТОЛОГИЯ»

 

Для специальности: 080504.65 – Государственное и муниципальное управление

 

 

г.Вятские Поляны

2008 г.

 

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с:

ГОС высшего профессионального образования по специальности 080507.65 Менеджмент организации, утвержденным Заместителем Министра образования Российской Федерации В.Д. Шадриковым, 17.03.2000 г., номер государственной регистрации 234 эк/СП;

 

 

Учебно-методический комплекс составлен к.с.н., доцентом кафедры управления филиала ВятГГУ в г. Вятские Поляны Назаровым В.М.

 

Рецензент:

 

Учебно-методический комплекс утвержден на заседании кафедры управления филиала ВятГГУ в г. Вятские Поляны «___» ________ 2008 г., протокол № ___

 

© Филиала ВятГГУ в г. Вятские Поляны, 2008

© Назаров В.М., 2008

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Рабочая программа дисциплины ……………………………………… 4

1. Пояснительная записка ………………………….…………………… 4

1.1. Основные положения курса………………… ..………………..…. 4

1.2. Цель и задачи учебной дисциплины ………………...…..……….. 7

1.3. Краткая характеристика учебной дисциплины ………………… … 8

2. Содержание учебной дисциплины ………………………………… 9

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы……………... 9

2.2.Тематический план ..…………………………………………………. 10

3. Содержание разделов и основных тем учебной дисциплины …….… 11

4. Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины ……...……. 13

4.1. Методические рекомендации для преподавателя.…………………... .13

4.2. Методические указания для студентов……………………………… 18

4.2.1. Методические рекомендации по самостоятельной работе . ……. 18

4.2.2. Содержание семинарских занятий….……………………………. 20

4.2.3. Вопросы для самоконтроля……………..………………………… 21

4.2.4.Методические рекомендации для подготовки докладов……………24

4.2.5. Методические рекомендации к выполнению рефератов и их

примерная тематика ………………………………………………… 26

4.2.6. Список литературы ……………..…………………………….………30

5.Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения итоговой аттестации……………………………………...…. ……….. 30

5.1. Основные требования к уровню усвоения студентами содержания

дисциплины………………………………………………………... 30

5.2.Порядок проведения итоговой аттестации……………………… 31

5.3. Примерный перечень вопросов к экзамену………...………..... 32

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

«КОНФЛИКТОЛОГИЯ»

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Основные положения курса

Учебный курс предназначен для студентов, обучающихся по специальности 080504.65 «Государственное и муниципальное управление», изучающих конфликтологию в качестве дополнительной общеобразователь­ной социально-гуманитарной дисциплины.

УМК дисциплины «Конфликтология» со­ставлен в соответствии с требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра и дипломированного специалиста по циклу «Общие гуманитарные и социаль­но-экономические дисциплины» государственных обра­зовательных стандартов высшего профессионального образования второго поколения.

Конфликтология представляет собой отдельную область научного знания. У нее свой предмет изучения — социальная природа, причины, типы и динамика конфликтов, пути, методы, средства их предупрежде­ния и регулирования.

Имея изначально комплексный характер, конфликтология нахо­дится в русле углубления гуманитарного образования. Ее изучение, без сомнения, расширяет круг и поднимет планку знаний о человеке и об­ществе, способствует разностороннему пониманию проблем социально­го взаимодействия, применению эффективных способов их решения.

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного общеобразовательного стандарта, учетом авторского понимания проблем конфликтологии. Программа дает достаточно полное представление о сущности социальных конфликтов, их структуре, классификации, динамике и способах разрешения и управления конфликтами.

Учебно-методический комплекс состоит из пояснительной записки, тематического плана с разбивкой по часам, плана лекций, плана семинарских занятий, вопросов к экзамену, вопросов для самоконтроля, списка рекомендуемой литературы, методических рекомендаций для преподавателя и студентов.

Предлагаемая программа учебной дисциплины «Конфликтология» предусматривает следующие основные формы проведения занятий: лекции, семинары, индивидуальные и групповые консультации, самостоятельную работу студентов.

Разработанная программа дисциплины охватывает не только теоретические основы социального конфликта, но и нацелена на практическую реализацию всей суммы знаний, полученных студентами в процессе обучениия

Практическое приложение конфликтологии вызывается уже тем простым житейским обстоятельством, что, соглашаясь с распространен­ным утверждением «худой мир лучше доброй ссоры», люди тем не менее не могут избежать дисгармонии, обходиться без конфликтов. Нередко конфликт оказывается не только неизбежным, но и приемлемым «выходом» из сложившейся ситуации, едва ли не единственным способом восстановить нарушенное равновесие во взаимоотношениях людей, по­зволить им прийти к согласию относительно совместных дел, частных и общих интересов, норм поведения.

Если дело обстоит именно так, нужно учиться распознавать объек­тивную и субъективную природу конфликтов, их непосредственные причины и мотивы, ориентироваться в том, в каких формах протекают конфликты и какими путями они разрешаются, овладевать искусством управления ими. Эта задача особенно важна для менеджеров, руково­дителей любого уровня. Можно, пожалуй, утверждать, что для них на­учиться правильно вести себя в конфликтных условиях, уметь управлять конфликтами столь же обязательно, как умение читать и писать.

Конфликтологиякак зарождающаяся и пока еще формирующая свой особый объект изучения, предмет теоретического анализа и эм­пирически - практических решений отрасль научного знания представ­ляет собой интегративное формирование, опирающееся на синтез социологических, психологических, педагогических, политологиче­ских и юридических знаний. Это наука о причинах, особенностях и закономерностях возникновения, развития и функционирования конфликтов, методах и способах их разрешения и предотвращения, преодоления их отрицательных последствий и использования кон­структивных элементов в целях совершенствования соответст­вующих социальных систем (общностей, организаций, учреждений, институтов и др.), повышения эффективности их деятельности.

Перевод же теоре­тических знаний о конфликтах в реальную социальную технологию их предотвращения и разрешения еще более актуализирует значи­мость конфликтологии как специфической отрасли знания и практи­ческого действия, способствующей превращению деструктивной энергии озлобленного противоборства в созидательную энергию взаимопонимания и сотрудничества. Использование социальной технологии разрешения конфликтов позволит квалифицированному специалисту превратить проблему противодействия, осложняющего жизнь общности или общества, в новые возможности и перспективы социального развития. Она дает возможность лучше ориентироваться и. сложностях социальной жизни, искать оптимальные решения в конф­ликтных ситуациях, находить наиболее эффективные способы воздей­ствия на поведение людей, так или иначе вовлеченных в конфликтное противоборство.

Отсюда и проистекает спрос на конфликтологию во многих жизнен­ных обстоятельствах, при решении совершенно конкретных проблем.

Курс «Конфликтология» базируется на следующих дисциплинах:

§ социальная психология;

§ политическая социология;

§ социология;

§ менеджмент;

§ психология деловых отношений.

В свою очередь, «Конфликтология» как учебная дисциплина является основой для более глубокого и системного исследования следующих учебных дисциплин:

§ социология труда;

§ персональный менеджмент;

§ организационное поведение;

§ культурология и других.

Программа учебной дисциплины направлена и на решение воспитательных задач, в том числе задач саморазвития толерантности, коммуникативных возможностей, проявления творческой активности и становления гражданской позиции студента, формирование и развитие социального и предпринимательского мышления студентов, творческих и профессиональных качеств.

1.2. Цель и задачи учебного курса:

Курс конфликтологии ставит своей целью:

- дать студентам глубокие знания теоретических основ и закономерностей функционирования конфликтологической науки, выделяя ее специфику и тесную связь с социально-психологическими и управленческими науками;

- способствовать подготовке широко образованных, творческих и критически мыслящих специалистов, спо­собных к анализу и прогнозированию сложных социа­льных и психологических проблем функционирования как отдельных социальных групп, общностей, трудовых коллективов, так и общества в целом;

- сформировать у студентов знания о причинах, видах, структуре и последствиях социальных конфликтов, а также умение применять полученные знания при решении конкретных управленческих задач, в частности, умение прогнозировать, предупреждать и разрешать конфликтные ситуации;

- изменить однозначно отрицательное отношение к конфликтам, показать их созидательные, конструктивные функции, их неразрывную связь с практикой социального управления в условиях формирования новой модели общественного устройства, становления рынка и демократии.

Задачикурса предполагают изучение:

- истории развития конфликтологии;

- общей теории конфликта как социального феномена общественной жизни, в частности: сущности, структуры, причин, мотивации конфликта, стратегии и тактики конфликтного поведения, функции конфликтов, динамики конфликтов;

- типологии конфликтов;

- особенностей внутриличностных конфликтов;

- особенностей межличностных конфликтов;

- особенностей групповых и межгрупповых конфликтов;

- методов исследования и диагностики конфликтов;

- основ предупреждения и управления конфликтами.

Воспитательный потенциал дисциплины должен быть реализован при формировании у студентов качеств ответственности, осознания необходимости правовой культуры и уважения к закону. Развивающий аспект данной учебной дисциплины заключается в дальнейшем формировании культуры умственного труда, развития умений и навыков самостоятельной работы с различными видами информации и обобщения собственных наблюдений.



2015-12-08 328 Обсуждений (0)
Основные положения курса 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные положения курса

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (328)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)