Основные положения курса
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС Дисциплины
«КОНФЛИКТОЛОГИЯ»
Для специальности: 080504.65 – Государственное и муниципальное управление
г.Вятские Поляны 2008 г.
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с: ГОС высшего профессионального образования по специальности 080507.65 Менеджмент организации, утвержденным Заместителем Министра образования Российской Федерации В.Д. Шадриковым, 17.03.2000 г., номер государственной регистрации 234 эк/СП;
Учебно-методический комплекс составлен к.с.н., доцентом кафедры управления филиала ВятГГУ в г. Вятские Поляны Назаровым В.М.
Рецензент:
Учебно-методический комплекс утвержден на заседании кафедры управления филиала ВятГГУ в г. Вятские Поляны «___» ________ 2008 г., протокол № ___
© Филиала ВятГГУ в г. Вятские Поляны, 2008 © Назаров В.М., 2008
СОДЕРЖАНИЕ Рабочая программа дисциплины ……………………………………… 4 1. Пояснительная записка ………………………….…………………… 4 1.1. Основные положения курса………………… ..………………..…. 4 1.2. Цель и задачи учебной дисциплины ………………...…..……….. 7 1.3. Краткая характеристика учебной дисциплины ………………… … 8 2. Содержание учебной дисциплины ………………………………… 9 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы……………... 9 2.2.Тематический план ..…………………………………………………. 10 3. Содержание разделов и основных тем учебной дисциплины …….… 11 4. Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины ……...……. 13 4.1. Методические рекомендации для преподавателя.…………………... .13 4.2. Методические указания для студентов……………………………… 18 4.2.1. Методические рекомендации по самостоятельной работе . ……. 18 4.2.2. Содержание семинарских занятий….……………………………. 20 4.2.3. Вопросы для самоконтроля……………..………………………… 21 4.2.4.Методические рекомендации для подготовки докладов……………24 4.2.5. Методические рекомендации к выполнению рефератов и их примерная тематика ………………………………………………… 26 4.2.6. Список литературы ……………..…………………………….………30 5.Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения итоговой аттестации……………………………………...…. ……….. 30 5.1. Основные требования к уровню усвоения студентами содержания дисциплины………………………………………………………... 30 5.2.Порядок проведения итоговой аттестации……………………… 31 5.3. Примерный перечень вопросов к экзамену………...………..... 32 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «КОНФЛИКТОЛОГИЯ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основные положения курса Учебный курс предназначен для студентов, обучающихся по специальности 080504.65 «Государственное и муниципальное управление», изучающих конфликтологию в качестве дополнительной общеобразовательной социально-гуманитарной дисциплины. УМК дисциплины «Конфликтология» составлен в соответствии с требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра и дипломированного специалиста по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования второго поколения. Конфликтология представляет собой отдельную область научного знания. У нее свой предмет изучения — социальная природа, причины, типы и динамика конфликтов, пути, методы, средства их предупреждения и регулирования. Имея изначально комплексный характер, конфликтология находится в русле углубления гуманитарного образования. Ее изучение, без сомнения, расширяет круг и поднимет планку знаний о человеке и обществе, способствует разностороннему пониманию проблем социального взаимодействия, применению эффективных способов их решения. Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного общеобразовательного стандарта, учетом авторского понимания проблем конфликтологии. Программа дает достаточно полное представление о сущности социальных конфликтов, их структуре, классификации, динамике и способах разрешения и управления конфликтами. Учебно-методический комплекс состоит из пояснительной записки, тематического плана с разбивкой по часам, плана лекций, плана семинарских занятий, вопросов к экзамену, вопросов для самоконтроля, списка рекомендуемой литературы, методических рекомендаций для преподавателя и студентов. Предлагаемая программа учебной дисциплины «Конфликтология» предусматривает следующие основные формы проведения занятий: лекции, семинары, индивидуальные и групповые консультации, самостоятельную работу студентов. Разработанная программа дисциплины охватывает не только теоретические основы социального конфликта, но и нацелена на практическую реализацию всей суммы знаний, полученных студентами в процессе обучениия Практическое приложение конфликтологии вызывается уже тем простым житейским обстоятельством, что, соглашаясь с распространенным утверждением «худой мир лучше доброй ссоры», люди тем не менее не могут избежать дисгармонии, обходиться без конфликтов. Нередко конфликт оказывается не только неизбежным, но и приемлемым «выходом» из сложившейся ситуации, едва ли не единственным способом восстановить нарушенное равновесие во взаимоотношениях людей, позволить им прийти к согласию относительно совместных дел, частных и общих интересов, норм поведения. Если дело обстоит именно так, нужно учиться распознавать объективную и субъективную природу конфликтов, их непосредственные причины и мотивы, ориентироваться в том, в каких формах протекают конфликты и какими путями они разрешаются, овладевать искусством управления ими. Эта задача особенно важна для менеджеров, руководителей любого уровня. Можно, пожалуй, утверждать, что для них научиться правильно вести себя в конфликтных условиях, уметь управлять конфликтами столь же обязательно, как умение читать и писать. Конфликтологиякак зарождающаяся и пока еще формирующая свой особый объект изучения, предмет теоретического анализа и эмпирически - практических решений отрасль научного знания представляет собой интегративное формирование, опирающееся на синтез социологических, психологических, педагогических, политологических и юридических знаний. Это наука о причинах, особенностях и закономерностях возникновения, развития и функционирования конфликтов, методах и способах их разрешения и предотвращения, преодоления их отрицательных последствий и использования конструктивных элементов в целях совершенствования соответствующих социальных систем (общностей, организаций, учреждений, институтов и др.), повышения эффективности их деятельности. Перевод же теоретических знаний о конфликтах в реальную социальную технологию их предотвращения и разрешения еще более актуализирует значимость конфликтологии как специфической отрасли знания и практического действия, способствующей превращению деструктивной энергии озлобленного противоборства в созидательную энергию взаимопонимания и сотрудничества. Использование социальной технологии разрешения конфликтов позволит квалифицированному специалисту превратить проблему противодействия, осложняющего жизнь общности или общества, в новые возможности и перспективы социального развития. Она дает возможность лучше ориентироваться и. сложностях социальной жизни, искать оптимальные решения в конфликтных ситуациях, находить наиболее эффективные способы воздействия на поведение людей, так или иначе вовлеченных в конфликтное противоборство. Отсюда и проистекает спрос на конфликтологию во многих жизненных обстоятельствах, при решении совершенно конкретных проблем. Курс «Конфликтология» базируется на следующих дисциплинах: § социальная психология; § политическая социология; § социология; § менеджмент; § психология деловых отношений. В свою очередь, «Конфликтология» как учебная дисциплина является основой для более глубокого и системного исследования следующих учебных дисциплин: § социология труда; § персональный менеджмент; § организационное поведение; § культурология и других. Программа учебной дисциплины направлена и на решение воспитательных задач, в том числе задач саморазвития толерантности, коммуникативных возможностей, проявления творческой активности и становления гражданской позиции студента, формирование и развитие социального и предпринимательского мышления студентов, творческих и профессиональных качеств. 1.2. Цель и задачи учебного курса: Курс конфликтологии ставит своей целью: - дать студентам глубокие знания теоретических основ и закономерностей функционирования конфликтологической науки, выделяя ее специфику и тесную связь с социально-психологическими и управленческими науками; - способствовать подготовке широко образованных, творческих и критически мыслящих специалистов, способных к анализу и прогнозированию сложных социальных и психологических проблем функционирования как отдельных социальных групп, общностей, трудовых коллективов, так и общества в целом; - сформировать у студентов знания о причинах, видах, структуре и последствиях социальных конфликтов, а также умение применять полученные знания при решении конкретных управленческих задач, в частности, умение прогнозировать, предупреждать и разрешать конфликтные ситуации; - изменить однозначно отрицательное отношение к конфликтам, показать их созидательные, конструктивные функции, их неразрывную связь с практикой социального управления в условиях формирования новой модели общественного устройства, становления рынка и демократии. Задачикурса предполагают изучение: - истории развития конфликтологии; - общей теории конфликта как социального феномена общественной жизни, в частности: сущности, структуры, причин, мотивации конфликта, стратегии и тактики конфликтного поведения, функции конфликтов, динамики конфликтов; - типологии конфликтов; - особенностей внутриличностных конфликтов; - особенностей межличностных конфликтов; - особенностей групповых и межгрупповых конфликтов; - методов исследования и диагностики конфликтов; - основ предупреждения и управления конфликтами. Воспитательный потенциал дисциплины должен быть реализован при формировании у студентов качеств ответственности, осознания необходимости правовой культуры и уважения к закону. Развивающий аспект данной учебной дисциплины заключается в дальнейшем формировании культуры умственного труда, развития умений и навыков самостоятельной работы с различными видами информации и обобщения собственных наблюдений.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (328)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |