Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методические рекомендации к выполнению рефератов и их примерная тематика



2015-12-08 318 Обсуждений (0)
Методические рекомендации к выполнению рефератов и их примерная тематика 0.00 из 5.00 0 оценок




Написание реферата является одной из форм самостоятельной работы студентов, которая содержит элементы творческого исследования. Реферирование предполагает подробное ознакомление с текстом первичного документа с целью идентификации новизны, полноты, полезности содержания, выявления основных, наиболее важных, принципиальных фактических сведений и гипотез, концепций, теорий, методик, методов.

К содержанию реферата предъявляются следующие требования:

1) студент должен показать теоретические знания соответствующей дисциплины, монографической и другой литературы по избранной теме;

2) продемонстрировать умения:

• освещать явления и процессы в их взаимосвязи;

• обоснованно отстаивать свою точку зрения по отдельным аспектам исследуемой проблемы;

• излагать материал логично, последовательно, грамотно, ясно, литературным языком. Подготовку реферата необходимо начинать с выбора темы, исходя из тематики, разработанной кафедрой. Научное руководство при написании реферата осуществляет преподаватель, ведущий лекционный курс. Темы студентами выбираются самостоятельно по согласованию с научным руководителем, который устанавливает сроки представления работы.

После выбора темы необходимо приступить к подбору и изучению литературы. Список изучаемой литературы удобнее всего оформлять на карточках, т.е. составлять картотеку первичного отбора, что позволит работать в дальнейшем эффективнее: исключать материалы, оказавшиеся включенными по ошибке и не представляющие ценности для изучения темы, располагать их в алфавитном порядке, в хронологии и т.д. Кроме рекомендованной литературы студент должен привлечь дополнительные источники. Для этого необходимо использовать:

1. Библиотечные каталоги, в т.ч. электронные.

2. Тематические указатели и обзоры литературы в журналах и других изданиях.

3. Перечень опубликованных материалов, помещенный в последнем за год номере журнала.

4. Обзор и указатели литературы в монографиях, книгах и научных статьях.

5. Справочные издания, статистические сборники.

Следующим этапом работы является составление плана. Хорошо продуманный план поможет достаточно полно раскрыть тему реферата, логично и последовательно изложить материал. В него рекомендуется включать не более 3-4 разделов (глав), по 2-3 параграфа в каждом разделе. Однако не следует расширять тему и стремиться охватить большой круг вопросов, так как это неизбежно приведет к снижению теоретического уровня работы.

В соответствии с планом осуществляется целенаправленный поиск и тщательный отбор источников, которые будут использованы для подготовки реферата, их глубокое изучение. При этом важно уяснить сущность рассматриваемых явлений и процессов, закономерности их возникновения и развития.

Самым трудоемким является установление важнейших фактов, поскольку гипотезы, концепции, теории, методики и методы включаются обычно полностью или в очень обобщенном виде. Факты же должны быть оценены и тщательно отобраны для включения в реферат. Выбор основных фактов возможен из следующих частей текста: введения или предисловия; той части текста, где указываются цель и задачи документа; где излагаются гипотезы и концепции; теории, методики и методы; где формулируются выводы (по главам, разделам или параграфам). Фактические сведения содержатся и в заключении, рекомендациях.

Кроме того, при подготовке реферата затруднение может вызвать наличие одних и тех же фактов, находящихся в разных частях текста. В этом случае необходимо выбрать тот текст, где наиболее понятно и обоснованно изложены сведения. Их необходимо включить в реферат.

Одновременно с этим может подбираться статистический материал, характеризующий количественную сторону рассматриваемых явлений и процессов. Его следует располагать на отдельных листах в форме таблиц, графиков, диаграмм с последующим анализом и вытекающими выводами.

Записи в ходе работы над рефератом удобнее делать на отдельных листах, которые затем раскладываются в соответствии с планом.

К оформлению реферата приступают после того, как план уточнен и по всем вопросам подобрано достаточное количество материала.

Реферат включает следующие составные части:

1) Титульный лист.

2) Содержание с указанием страниц каждой главы и параграфа. Составные части плана включают:

- Введение, раскрывающее значение и место темы в курсе данной дисциплины, основные задачи исследования.

- Основная часть, в которой излагается содержание темы.

- Заключение, где излагаются обобщения и выводы.

3) Список литературы, который должен включать 10-20 источников, оформленных в соответствии с требованиями ГОСТа.

4) Приложения (если есть).

Целесообразно вначале работу написать на черновике, затем отредактировать, внести необходимые исправления и дополнения, изъять повторения, а затем четко и аккуратно переписать ее на стандартных листах формата А-4, при компьютерном наборе соблюдать все установленные требования. Страницы реферата должны быть пронумерованы, иметь поля, цитаты и статистические данные должны быть снабжены соответствующими ссылками на источники в квадратных скобках.

Приведенные в работе таблицы должны иметь соответствующее название и номер, а также ссылку на источник, из которого они использованы.

Объем реферата должен составлять 20-25 стандартных листов без приложений с текстом на одной стороне. Реферат должен быть подписан, указана дата его выполнения.

Выполненная работа сдается преподавателю, который после проверки выскажет замечания и предложит способ дальнейшего использования реферата. Реферат может быть использован в качестве доклада, его можно переработать в научную статью.



2015-12-08 318 Обсуждений (0)
Методические рекомендации к выполнению рефератов и их примерная тематика 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методические рекомендации к выполнению рефератов и их примерная тематика

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (318)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)