Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Формирование жизненных стратегий и рефлексивности



2015-12-08 792 Обсуждений (0)
Формирование жизненных стратегий и рефлексивности 0.00 из 5.00 0 оценок




В современной ситуации глобально изменяющегося мира, бесспорно, что человек как субъект жизни также претерпевает изменения. Эти изменения связаны с преобразованием условий деятельности. Произошли социальные преобразования, которые обусловили появление новых противоречий в жизни людей. С одной стороны, это расширение возможностей самоопределения, свободы человека в выборе направления самореализации, с другой стороны - тенденция к стандартизации жизни.

Однако молодость как период активного становления личности как субъекта жизнедеятельности пока недостаточно исследована. Именно этот переломный отрезок жизни характеризуется наиболее яркими проявлениями человека как субъекта. Молодые люди вступают во взрослую жизнь, выстраивают для себя временную перспективу, иначе оценивают значение жизни. В современном динамичном обществе большое внимание следует уделить такому аспекту жизни, как формирование собственной жизненной стратегии

Весьма значимой проблема жизненных стратегий выступает для студенческого возраста, когда человек становится взрослым не только в биологическом, но и в социальном отношении, оказывается перед объективной необходимостью осуществления целого ряда важных выборов, в частности выбора своего жизненного пути.

Однако в данный момент остается недостаточно освященным в современных научных исследованиях вопрос механизмов формирования жизненной стратегии в юношеском или студенческом возрасте, как периоде активного планирования будущего.

Вместе с тем этот возрастной период связан не только с формированием смысложизненных ориентиров, но и с раскрытием потенциалов самоактуализации, таких как уровень притязаний, самооценка, рефлексия, которые становятся «ядром» мотивации жизненной активности студентов. Поэтому каждой из них следует уделить особое внимание.

Как уже было отмечено, одним из условий, влияющих на процесс самоактуализации, выступает рефлексия и рефлексивность как свойство личности. Высокий уровень рефлексивности активизирует студента на проектирование профессионального пути, выстраивание стратегии собственной жизни, поиск личностных смыслов.

Рефлексивные потенциалы студентов, проявляющиеся в сочетании возрастных особенностей и учебно-профессиональной деятельности, остаются до сегодняшнего дня малоизученными. Студент - человек познающий, актуализирует свои возможности, круг которых необычайно велик, а отсутствие рефлексивности снимает с него субъектную ответственность за личностное и профессиональное становление.

Влияние рефлексивности носит нелинейный характер на разных этапах обучения:

- в начале обучения рефлексивность направлена на осмысление жизни;

- в период обучения - на определение иерархии ценностей;

- в завершении обучения - на реализацию потенциалов к саморазвитию.

Взаимосвязь самоактуализации с рефлексивностью рассматривается как механизм развития и саморазвития студентов.

Возможности и условия в сфере физической культуры:

Осмысление жизни.

Осмысление жизненных установок студентов в рамках двигательной активности предполагает формирование физической культуры личности, тесное взаимодействие с духовным совершенствованием, осуществляемым в органическом единстве всестороннего и гармонического развития человека.

Поэтому наряду с традиционным процессом воспитания телесной культуры должно происходить постоянное накопление знаний о законах и правилах развития, совершенствования физического потенциала человека и освоение в процессе физкультурного воспитания других общечеловеческих ценностей духовного, нравственного и эстетического порядка.

Без усвоения знаний невозможен ни один акт сознательной деятельности человека по освоению двигательных умений, практическому использованию их с целью укрепления здоровья или физического развития. Только на основе знаний, освоенных личностью, физкультурно-спортивная деятельность может быть по-настоящему творческой, позволяющей ему находить собственные пути удовлетворения потребностей в сфере физического воспитания и построения индивидуальных тренировочных программ. Не зная закономерностей движений, способов выполнения физических упражнений, не понимая сути тренировочного эффекта, невозможно рационально заниматься физическим самосовершенствованием.

Освоение физкультурных знаний должно происходить не только в процессе учебных занятий, но и во время внеучебной деятельности студентов. Важную роль в повышении эффективности этого процесса призвано сыграть самообразование как индивидуальная основа организации усвоения знаний и выработки умений и навыков в сфере физической культуры и спорта. Самообразование является существенным дополнением любого учебного процесса и непременным условием успешного достижения его образовательных целей.

Таким образом,процесс формирования физкультурных знаний студентов выступает одной из важнейших функций физкультурного воспитания и требует усиления фундаментальных основ физкультурного образования, широкого представительства в нем философского, психологического, педагогического и медицинского знания. Оттого, насколько твердо и последовательно будет реализовываться образовательная направленность учебно-воспитательного процесса, зависит эффективность качественной подготовки будущих специалистов, способных сознательно и активно обращаться к ценностям физической культуры.

 

 

Определение иерархии ценностей.

Современное мышление, формирующее новый менталитет, предполагает философское осмысление ценности физической культуры. Исторически физическая культура складывалась, прежде всего, под влиянием практических потребностей общества и требования к полноценной физической подготовке подрастающего поколения и взрослого населения к труду. Вместе с тем по мере становления в обществе целостной системы воспитания и образования физическая культура вошла в нее в качестве основного фактора формирования разнообразных двигательных умений и навыков, необходимых как для реализации, так и для увеличения деятельностных возможностей человека, разностороннего воспитания, а также в качестве одного из действенных средств интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания.

В сфере физической культуры ценности по качественному критерию могут быть представлены как:

- материальные (условия занятий, качество спортивной экипировки);

- физические (здоровье, телосложение, двигательные умения и навыки, физические качества, физическая подготовленность);

- социально-психологические (отдых, развлечение, удовольствие, трудолюбие, коммуникативные и организаторские качества, средства воспитания и социализации);

- психические (эмоциональные переживания, черты характера, свойства и качества личности, творческие задатки);

- культурные (познание, самоутверждение, самоуважение, чувство собственного достоинства, эстетические и нравственные качества, авторитет).

Многочисленные исследования подтвердили ведущее направление в ценностных ориентациях студентов. Ценности, связанные с физическим Я (физические качества, здоровье, телосложение), с функциональным содержанием деятельности (высокая подвижность, физические нагрузки, эмоциональные переживания), с самоактуализацией (успех, самовыражение, самоутверждение), с морально-волевыми качествами (воля, настойчивость, упорство, дисциплинированность) составляют главный ранг. Поэтому студентам стоит обратить особое внимание на соответствующие ценности, имеющие прямое отношение к мотивационной сфере личности.

Реализация потенциалов к саморазвитию.

Психологический аспект физического воспитания заключается в формировании субъектно-общественно значимой физкультурной деятельности. Последнее непосредственно связывается с высокоразвитой, многоуровневой гармонической системой саморазвития, саморегуляции и целенаправленной активности во всех сферах индивидуальной жизнедеятельности.

В студенческом возрасте подобную работу желательно осуществлять с учетом требований будущей профессии, в рамках профессионально-прикладной физической подготовки.

Средства, применяемые в учебном процессе в вышеназванных условиях, должны быть направлены на формирование:

- деловой и коллективисткой мотивации и ее доминирование в мотивационной сфере личности;

- отдаленной целевой перспективы на достижение общественно значимой цели, на формирование идеального физического и личностного образа «Я» профессионала;

- адекватной самооценки (оптимальной уверенности в успехе, адекватных целевых установок, адекватной оценки достигнутого результата);

- информированности о конкретных объективных условиях деятельности и собственных возможностях;

- подготовленности в отношении владения средствами самоконтроля и саморегуляции (аутогенная тренировка и т.п.);

- всесторонней физической, технической подготовленности, обеспечивающей реализацию физкультурной деятельности на исполнительном уровне.

Следовательно, личностно-деятельностная направленность физического воспитания в вузе позволит осуществить коррекцию неадекватных мотивационных, самооценочных, целевых и операционных психологических механизмов отношения студентов к деятельности, что обеспечивает включенность и высокий уровень адекватного отношения к деятельности, саморазвитие и гармонизацию структуры личности, достижение высокой продуктивной деятельности.

Поэтому современный студент с высоким уровнем рефлексии сможет освоить не только достаточный запас профессиональных знаний и умений, но и научиться выстраивать стратегию собственной жизни, самостоятельно определяя внутренний потенциал личностного роста.

Классическая психология и психотерапия указывают наи­более эффективные способы преодоления личностью трудных жизненных ситуаций благодаря внутреннему потенциалу личностного роста. Это:

- развитие свойств автономии личности;

- ориентация на позитивные жизненные ценности;

- развитие личностных новообразований (таких как спо­собность к риску, чуткость к социуму и интуиция);

- множественность или существование «запасных» жиз­ненных ролей, социальная активность, вера в существу­ющие в человеческой природе позитивные оздоравливающие силы, осмысленная деятельность, поднимаю­щая личность над ее проблемами;

- совместный труд, развитие морального сознания и спо­собности к моральному действию, «интеллектуальное совладание» и интеграция, осознание ответственности за себя и свое здоровье, адаптивно переживаемый стресс.

Важно указать, что в каждом человеке есть силы, мотивирующие его ук­реплять здоровье, плодотворно реализовывать свои лучшие возможности. При этом многие психотерапевты подчеркивают, что пси­хотерапевтическое значение имеет обычная жизнь индиви­да. Жизненные опыты формируют качества субъекта.

Сопоставление стратегий психологического оздоровле­ния, рекомендуемых классиками психотерапии, с возмож­ностями их проявления в процессе занятий физической культурой представлены в таблице.



2015-12-08 792 Обсуждений (0)
Формирование жизненных стратегий и рефлексивности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Формирование жизненных стратегий и рефлексивности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (792)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)