В XIX в. происходит законодательное оформление системы земских повинностей, определяющих региональное и местное налогообложение
Появившееся в 1805 г. «Предварительное положение о земских повинностях» устанавливало, что денежные сборы устанавливаются не иначе как на основании высочайших указов и узаконений. Сборы вносятся в казначейства, но не смешиваются с другими государственными доходами. Однако «Положение» не касалось натуральных повинностей (дорожной, подводной, этапной, квартирной и прочих воинских и гражданских). Предметы денежных земских повинностей также не были определены в «Положении», что вызывало многочисленные недоразумения и обусловило разработку дополнительных законодательных актов. Впоследствии система земских повинностей неоднократно подвергалась реформированию. Новые правила о земских повинностях были установлены Уставом о земских повинностях, изданным 13 июня 1851 г. Наиболее существенное их отличие от предыдущих заключалось в том, что земскими повинностями были признаны только те предметы, которые «означены» в Уставе.
4. Четвертый этап — вторая половина XIX (1861 г.) — начало XX в. (до 1917 г)
Самые значительные преобразования в экономической и политической жизни России XIX в. связаны с крестьянской реформой 1861 г. В связи с ней выдвигается идея о необходимости облегчения податной тяжести в виде ликвидации подушной подати, которая отменяется сначала с мещан, а затем и во всем государстве. Вместо отмененной подушной подати с мещан в 1863 г. устанавливается налог с недвижимых имуществ. Объектом налогообложения становятся дома и все другие виды недвижимого имущества, приносящего доход. Обложению налогом подлежало имущество, находящееся в черте города и за его чертой, но принадлежащее городу. Оно включало в себя жилые дома, фабрики, заводы, складские помещения, бани, лавки, магазины, огороды. При этом сохраняется важная роль в системе государственных доходов питейного и таможенного сборов, соляного налога (в 1862 г. вводится акциз на соль), акциза на дрожжи (1866), акциза на керосин (1872), акциза на табак. В 1875 г. в российском бюджете появляется государственный поземельный налог наравне с другими налогами реального характера (подомовым, промысловым, налогом на строения). Ставки обложения дифференцировались от 0,25 (Астраханская) до 17 (Подольская) копеек с десятины удобной земли и леса. Сумма поземельного налога устанавливалась централизованно для губерний, а затем распределялась между уездами и плательщиками. Обложение наследств и дарений возникает в 1882 г. С 1885 г. взимается налог на доходы с денежных капиталов, уплачиваемый в размере 5% от полученных доходов. Объектами обложения были доходы от ценных бумаг, выпускаемых государством, общественными организациями, предприятиями, принадлежавшими частному капиталу, на доходы от вкладов в банкилюбой формы собственности, а также на доходы от выигрышей по государственным займам. В 1893 г. появился квартирный налог в качестве весьма неудачного суррогата подоходного налога. Законом от 8 июня 1898 г. реформируется промысловое обложение. Дореволюционный промысловый налог состоял из двух частей: основного промыслового налога, или патентного сбора, и дополнительного налога, или дополнительных сборов. Патентная система была введена в 1863 г. Положением о пошлинах за право торговли и других промыслов.Заключавшаяся в возможности правительства взимать налог путем продажи разрешений на занятие торгово-промышленной деятельностью,она, претерпев неоднократные изменения, сохранилась в промысловом налоге вплоть до революции и затем вновь возродилась в период нэпа. Дополнительный промысловый налог стал взиматься с предприятий, обязанных публичной отчетностью, т. е. публиковавших свой финансовый отчет в печати, как налог с капитала и процентного сбора с прибыли, а с предприятий, не обязанных публичной отчетностью, как раскладочный сбор и процентный сбор с прибыли. Таким образом, сложившаяся в 80—90-е гг. XIX в. система прямого налогообложения включала поземельный, промысловый, квартирный налоги, налоги с недвижимого имущества и доходов с денежных капиталов, налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения. Однако, несмотря на многочисленность, прямые налоги не обеспечивали учет и включение в налогооблагаемую базу значительной части доходов населения, прежде всего в полном объеме доходов от торговой и промышленной деятельности. Значительный рост государственных потребностей не сопровождался соответствующим расширением налогооблагаемой базы. В 1802 г. согласно Манифесту «Об учреждении министерств - было создано Министерство финансов, занявшее в системе центральных органов финансового управления в XIX в. центральное место. Оно представляло собой государственное учреждение, в компетенцию которого входили исключительно вопросы финансов. Министерство финансов обладало обширными полномочиями и функциями. В его компетенцию входило ведение всех государственных доходов, в том числе и система налогообложения. В связи с выполнением этой функции оно устанавливало суммы поступлений для различных налогов. На Министерство финансов возлагалась также обязанность разрешать все спорные вопросы по налогообложению. При этом споры могли возникнуть в форме претензий как со стороны налогоплательщика к государственным органам, так и между различными государственными учреждениями, подведомственными Министерству финансов. Министерство должно было помочь нижестоящим финансовым органам. Несмотря на образование министерства, коллегии также продолжали функционировать. Юридически они вошли в состав министерства в качестве их подразделений (та же Берг-коллегия), но фактически четкий порядок взаимоотношений между коллегиями и министерствами отсутствовал. Первоначально Министерство финансов состояло из четырех департаментов — государственных имуществ, горных и соляных дел, внешней торговли, разных податей и сборов, В 1817 г. было учреждено Отделение для питейного сбора — акциза на право торговли спиртными напитками; в 1819 г. образовался Департамент мануфактур и внутренней торговли; в 1821 г. — Департамент государственного казначейства. Реформы 60—70-х гг. XIX в. послужили основанием для значительных перемен в структуре Министерства финансов. Необходимость решения двух задач, а именно - замены подушной подати другими прямыми налогами и - пересмотра Устава о земских повинностях, связанных с отменой крепостного праваи предстоящим учреждением земских органов, обусловила создание специальной структуры, которая специально занималась сбором прямых налогов. До этого подушная подать находилась в ведении Департамента государственного казначейства, который одновременно ведал сборами за право торговли; взиманием земских повинностей занимался Департамент разных податей и сборов, при котором функционировали также управления по сбору других налогов. Департамент разных податей и сборов был разделен на две самостоятельные структуры:департамент окладных сборов и департамент неокладных сборов. Первый наблюдал за поступлением податей и взысканиями недоимок по прямым налогам, руководством земскими сборами, сборами за выдачу свидетельств на право торговли. Второй управлял взиманием акцизов с различных видов предпринимательской деятельности — производства спиртных напитков, сахара, соли, табака, спичек, керосина, прессованных дрожжей. Помимо этого, департамент неокладных сборов ведал различными видами пошлин — судебных, паспортных, страховых и т. д. Увеличение в конце XIX в. косвенных налогов и введение в 1894 г. государственной монополии на продажу спиртных напитков повлекло преобразование департамента неокладных сборов в главное управление неокладных сборов и казенной продажи питей (1896 г.), контролирующее поступление акцизов в государственную казну. К началу XX в. одним из направлений налоговой политики России было формирование бюджета через систему косвенного обложения, акцент в котором делался на введение системы винной монополии. Характерно, что, несмотря на незначительный удельный вес прямых налогов в доходах бюджета, они насчитывали наибольшее число видов и делились на пять групп: налоги и сборы с недвижимых имуществ, налоги с торговли и промышленности, налоги с денежных капиталов, подати и личные налоги, государственный квартирный налог. Существующая налоговая система отличалась многочисленностью налогов и сборов и не имела определенного принципа формирования. Это во многом было связано с тем, что в России того времени наряду с развитием капиталистических присутствовали и феодальные отношениясо свойственными им формами обложения(оброк, подымный налог), а также несовершенная система взимания налогов и сборов. Законом от 6 апреля 1916 г. в России вводится подоходный налог, обложению которым подвергались различного рода источники, приносящие доход. Однако практика его применения оказалась чрезвычайно кратковременной.
5. Пятый этап — 1918—1990 гг.;
Первым законодательным актом Советского государства о налогах стал Декрет от 7 декабря 1917 г., который обязывал всех капиталистов до 15 числа внести подоходный налог и налог на прирост прибылей (до 1 апреля 1918 г.). Имея ярко выраженный классовый характер, система прямого обложения наряду с фискальной решала задачу подрыва экономической силы имущих классов, а по сути — подрыва экономики всей страны, так как государственного сектора как такового еще не было.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (644)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |