Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


В XIX в. происходит законодательное оформление системы земских повинностей, определяющих региональное и местное налогообложение



2015-12-07 644 Обсуждений (0)
В XIX в. происходит законодательное оформление системы земских повинностей, определяющих региональное и местное налогообложение 0.00 из 5.00 0 оценок




Появившееся в 1805 г. «Предварительное по­ложение о земских повинностях» устанавливало, что денежные сборы устанавливаются не иначе как на основании высочай­ших указов и узаконений. Сборы вносятся в казначейства, но не смешиваются с другими государственными доходами. Одна­ко «Положение» не касалось натуральных повинностей (дорож­ной, подводной, этапной, квартирной и прочих воинских и гражданских). Предметы денежных земских повинностей также не были определены в «Положении», что вызывало многочис­ленные недоразумения и обусловило разработку дополнитель­ных законодательных актов.

Впоследствии система земских повинностей неоднократно подвергалась реформированию. Новые правила о земских по­винностях были установлены Уставом о земских повинностях, изданным 13 июня 1851 г. Наиболее существенное их отличие от предыдущих заключалось в том, что земскими повинностя­ми были признаны только те предметы, которые «означены» в Уставе.

 

4. Четвертый этап — вторая по­ловина XIX (1861 г.) — начало XX в. (до 1917 г)

 

Самые значительные преобразования в экономической и политической жизни России XIX в. связаны с крестьянской ре­формой 1861 г.

В связи с ней выдвигается идея о необходимости облегчения податной тяжести в виде ликвидации подушной подати, кото­рая отменяется сначала с мещан, а затем и во всем государстве. Вместо отмененной подушной подати с мещан в 1863 г. уста­навливается налог с недвижимых имуществ. Объектом налого­обложения становятся дома и все другие виды недвижимого имущества, приносящего доход. Обложению налогом подлежа­ло имущество, находящееся в черте города и за его чертой, но принадлежащее городу. Оно включало в себя жилые дома, фаб­рики, заводы, складские помещения, бани, лавки, магазины, огороды.

При этом сохраняется важная роль в системе государствен­ных доходов питейного и таможенного сборов, соляного налога (в 1862 г. вводится акциз на соль), акциза на дрожжи (1866), акциза на керосин (1872), акциза на табак.

В 1875 г. в россий­ском бюджете появляется государственный поземельный налог наравне с другими налогами реального характера (подомовым, промысловым, налогом на строения). Ставки обложения диф­ференцировались от 0,25 (Астраханская) до 17 (Подольская) копеек с десятины удобной земли и леса. Сумма поземельного налога устанавливалась централизованно для губерний, а затем распределялась между уездами и плательщиками.

Обложение наследств и дарений возникает в 1882 г.

С 1885 г. взимается налог на доходы с денежных капиталов, уплачиваемый в размере 5% от полученных доходов. Объектами обложения были доходы от ценных бумаг, выпускаемых госу­дарством, общественными организациями, предприятиями, принадлежавшими частному капиталу, на доходы от вкладов в банкилюбой формы собственности, а также на доходы от вы­игрышей по государственным займам.

В 1893 г. появился квар­тирный налог в качестве весьма неудачного суррогата подоход­ного налога.

Законом от 8 июня 1898 г. реформируется промысловое об­ложение.

Дореволюционный промысловый налог состоял из двух частей:

основного промыслового налога, или патентного сбора, и

дополнительного налога, или дополнительных сборов.

Патентная система была введена в 1863 г. Положением о по­шлинах за право торговли и других промыслов.Заключавшаяся в возможности правительства взимать налог путем продажи разрешений на занятие торгово-промышленной деятельностью,она, претерпев неоднократные изменения, сохранилась в про­мысловом налоге вплоть до революции и затем вновь возроди­лась в период нэпа.

Дополнительный промысловый налог стал взиматься с предприятий, обязанных публичной отчетностью, т. е. публиковавших свой финансовый отчет в печати, как на­лог с капитала и процентного сбора с прибыли, а с предпри­ятий, не обязанных публичной отчетностью, как раскладочный сбор и процентный сбор с прибыли.

Таким образом, сложившаяся в 80—90-е гг. XIX в. система прямого налогообложения включала поземельный, промысло­вый, квартирный налоги, налоги с недвижимого имущества и доходов с денежных капиталов, налог на имущество, переходя­щее в порядке наследования и дарения. Однако, несмотря на многочисленность, прямые налоги не обеспечивали учет и включение в налогооблагаемую базу значительной части дохо­дов населения, прежде всего в полном объеме доходов от торго­вой и промышленной деятельности. Значительный рост госу­дарственных потребностей не сопровождался соответствующим расширением налогооблагаемой базы.

В 1802 г. согласно Манифесту «Об учреждении министерств - было создано Министерство финансов, занявшее в системе центральных органов финансового управления в XIX в. центральное место. Оно представляло собой государст­венное учреждение, в компетенцию которого входили исклю­чительно вопросы финансов. Министерство финансов облада­ло обширными полномочиями и функциями. В его компетен­цию входило ведение всех государственных доходов, в том числе и система налогообложения. В связи с выполнением этой функции оно устанавливало суммы поступлений для раз­личных налогов. На Министерство финансов возлагалась так­же обязанность разрешать все спорные вопросы по налогооб­ложению. При этом споры могли возникнуть в форме претен­зий как со стороны налогоплательщика к государственным органам, так и между различными государственными учрежде­ниями, подведомственными Министерству финансов. Мини­стерство должно было помочь нижестоящим финансовым ор­ганам.

Несмотря на образование министерства, коллегии также продолжали функционировать. Юридически они вошли в со­став министерства в качестве их подразделений (та же Берг-коллегия), но фактически четкий порядок взаимоотношений между коллегиями и министерствами отсутствовал.

Первоначально Министерство финансов состояло из четы­рех департаментов — государственных имуществ, горных и со­ляных дел, внешней торговли, разных податей и сборов, В 1817 г. было учреждено Отделение для питейного сбора — ак­циза на право торговли спиртными напитками; в 1819 г. обра­зовался Департамент мануфактур и внутренней торговли; в 1821 г. — Департамент государственного казначейства.

Реформы 60—70-х гг. XIX в. послужили основанием для зна­чительных перемен в структуре Министерства финансов.

Необ­ходимость решения двух задач, а именно

- замены подушной по­дати другими прямыми налогами и

- пересмотра Устава о зем­ских повинностях, связанных с отменой крепостного праваи предстоящим учреждением земских органов,

обусловила созда­ние специальной структуры, которая специально занималась сбором прямых налогов.

До этого подушная подать находилась в ведении Департамента государственного казначейства, кото­рый одновременно ведал сборами за право торговли;

взимани­ем земских повинностей занимался Департамент разных податей и сборов, при котором функционировали также управления по сбору других налогов.

Департамент разных податей и сборов был разделен на две самостоятельные структуры:департамент окладных сборов и департамент неокладных сборов.

Первый наблюдал за поступ­лением податей и взысканиями недоимок по прямым налогам, руководством земскими сборами, сборами за выдачу свиде­тельств на право торговли.

Второй управлял взиманием акцизов с различных видов предпринимательской деятельности — про­изводства спиртных напитков, сахара, соли, табака, спичек, ке­росина, прессованных дрожжей. Помимо этого, департамент неокладных сборов ведал различными видами пошлин — судеб­ных, паспортных, страховых и т. д. Увеличение в конце XIX в. косвенных налогов и введение в 1894 г. государственной моно­полии на продажу спиртных напитков повлекло преобразова­ние департамента неокладных сборов в главное управление не­окладных сборов и казенной продажи питей (1896 г.), контро­лирующее поступление акцизов в государственную казну.

К началу XX в. одним из направлений налоговой политики России было формирование бюджета через систему косвенного обложения, акцент в котором делался на введение системы винной монополии.

Характерно, что, несмотря на незначитель­ный удельный вес прямых налогов в доходах бюджета, они на­считывали наибольшее число видов и делились на пять групп: налоги и сборы с недвижимых имуществ, налоги с торговли и промышленности, налоги с денежных капиталов, подати и лич­ные налоги, государственный квартирный налог.

Существую­щая налоговая система отличалась многочисленностью налогов и сборов и не имела определенного принципа формирования. Это во многом было связано с тем, что в России того времени наряду с развитием капиталистических присутствовали и фео­дальные отношениясо свойственными им формами обложения(оброк, подымный налог), а также несовершенная система взи­мания налогов и сборов.

Законом от 6 апреля 1916 г. в России вводится подоходный налог, обложению которым подвергались различного рода ис­точники, приносящие доход. Однако практика его применения оказалась чрезвычайно кратковременной.

 

5. Пятый этап — 1918—1990 гг.;

 

Первым законодательным актом Советского государства о налогах стал Декрет от 7 декабря 1917 г., который обязывал всех капиталистов до 15 числа внести подоходный налог и на­лог на прирост прибылей (до 1 апреля 1918 г.). Имея ярко вы­раженный классовый характер, система прямого обложения на­ряду с фискальной решала задачу подрыва экономической си­лы имущих классов, а по сути — подрыва экономики всей страны, так как государственного сектора как такового еще не было.



2015-12-07 644 Обсуждений (0)
В XIX в. происходит законодательное оформление системы земских повинностей, определяющих региональное и местное налогообложение 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: В XIX в. происходит законодательное оформление системы земских повинностей, определяющих региональное и местное налогообложение

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (644)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)