Значительную роль в доходах бюджета продолжало играть косвенное обложение
После революции 1917 г. и до перехода к нэпу налоговая политика выражается в двух основных направлениях:отмена всех потерявших значение видов налогов и создание новых, выполняющих чисто революционные задачи форм обложения. Так, отмена частной собственности на землю привела к ликвидации поземельного налога(30 октября 1918 г.)и всех бывших земских и городских поземельных сборов(3 декабря 1918 г.); национализация промышленности — к отмене промыслового налога ,(28 декабря 1918 г.); были упразднены налога с городских недвижимых имуществ (19 февраля 1919 г.) и налог с денежных капиталов (13 сентября 1918 г.). Натурализация хозяйственных отношений при одновременном резком сокращении товарооборота и огромном обесценении денег привели к значительному снижению финансовой эффективности налогов, взимаемых в денежной форме1См.: Толкушкин А. В. История налогов в России. М., 2001. С. 200.. Характерной чертой этого периода стала трудовая повинность, которую можно рассматривать как своеобразный трудовой налог2См.: Кучеров И. И. Налоговое право России: Курс лекций. М., 2001. С. 17.. В 1921 г. происходит переход к нэпу, создается новая налоговая система государства. В этот период основным источником доходов государства были прямые налоги.Первым денежным налогом, возрождавшим опыт дореволюционного обложения, стал промысловый налог. Им облагались частные торговые и промышленные предприятия, а также граждане,имевшие доходы от занятий промыслами. Подобно дореволюционному, промысловый налог представлял собой сложную конструкцию; состоящую из патентного и уравнительного сборов.Цена патента определялась разрядом, который устанавливался по внешним признакам (количеству рабочих, наличию двигателя) и местонахождением предприятия.Ставки были дифференцированными: дли промышленных предприятий по 12 разрядам и 6 поясам местностей, в торговле по 5 разрядам и 6 поясам. Уравнительный сбор, являющийся основной частью промыслового налога, взимался в определенном проценте с оборота по прошествии каждого полугодия. Первоначально уравнительный сбор определялся в размере 6%, затем его ставка была снижена вдвое, а по Положению от 18 января 1923 г. она составила 1,5% с оборота. Положением от 23 ноября 1922 г. закрепляется подоходно-поимущественный налог, плательщиками которого являлись физические и юридические лица:Поимущественное обложение затрагивало как предметы обихода, роскоши, так и производственное оборудование частных и акционерных предприятий, запасы сырья, товаров. Теоретическая невозможность обложения государственных предприятий поимущественным налогом (так как все имущество принадлежало государству) привела в 1924 г. к его отмене и подоходно-поимущественный налог был преобразован в подоходный, Он стал взиматься как основной — в твердых ставках, дифференцированных по группам плательщиков, и дополнительный — по прогрессивной ставке от совокупности доходов превышающих определенный размер. В 1923 г. введен единый сельскохозяйственный налог. Первоначально объектом обложения были земля, сенокосы, крупный рогатый и рабочий скот, а впоследствии — доход, полученный от хозяйства, в том числе от подсобных занятий. В 1926 г. установлены налог на сверхприбыль и налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения. Получает развитие и косвенное налогообложение. В 1921—1923 гг. были введены акцизы на спирт, табачные изделия, керосин и ряд других товаров. Отличительной чертой налоговой системы нэпа являлась множественность налогов и сборов. Так, к 1925г. существовали следующие основные виды налогов:прямые налоги(сельхозналог, промысловый, подоходно-поимущественный, рентный, гербовый сбор, наследственный), косвенные (акцизы, таможенные сборы), местные налоги. Общая сумма налогов, сборов и пошлин начинает поглощать все большую долю национального дохода, валового продукта и общественного товарооборота государства, что с одной стороны свидетельствует о возрастании роли налоговой системы как одного из основных элементов экономики страны, а с другой — об усилении ее централизации и вовлечении в налоговое пространство все большей суммы хозяйственных отношений. В 1930—1932 гг. в СССР осуществляется налоговая реформа, изменившая налоговую систему нэпа и отражающая экономическую основу нового этапа развития страны — индустриализации. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 2 сентября 1930 г. «О налоговой реформе» были проведены кардинальные преобразования состава и структуры платежей, поступающих в государственный бюджет. В 1931 г. принимается еще несколько постановлений, корректирующих ход налоговой реформы. Основными ее задачами являлось устранение - множественности платежей в бюджет а также реорганизация налоговой формы платежей государственных и кооперативных предприятий и организаций в плановое распределение и перераспределение национального дохода в соответствии с целями государства. В результате ее проведения устанавливаются два канала изъятия дохода государственных предприятий и организаций — налог с оборота и отчисления от прибыли, которые стали основными платежами в бюджет. Налог с оборота вобрал 53 вида ранее действовавших налогов и платежей, существенное значение среди которых имели промысловый налог и 12 акцизов. Шесть налогов и платежей, дававших бюджету 16,5% его доходов, консолидировались в один — отчисления от прибыли. Не были унифицированы и сохранились как самостоятельные 27 сборов и платежей, обеспечивающих поступление около 1/5 доходов бюджета. В 1930 г. учреждаются налоговые инспекции, являющиеся структурными подразделениями районных и городских финансовых отделов. В их компетенцию входило взимание налогов с населения. Должностными лицами налоговых инспекций были налоговые инспектора, осуществляющие контрольную деятельность, и налоговые агенты, принимающие налоговые и страховые платежи от сельского населения, производящие учет налогоплательщиков и объектов обложения и исчисляющие обязательные платежи. Налоговую регистрацию были уполномочены осуществлять налоговые органы, а также другие государственные и негосударственные органы и организации (загс, нотариат, таможенные органы и др.). В период Великой Отечественной войны (помимо действующей в предвоенный период системы обязательных платежей) дополнительные потребности бюджета обеспечивались рядом новых налогов и сборов с населения:военный налог, налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, сбор с владельцев скота и др. В послевоенный период, вплоть до середины 60-х гг., налоговая система государства не претерпела кардинальных изменений. В середине 60-х в СССР проводится хозяйственная реформа, которая была направлена на повышение эффективности и прибыльности работы предприятий. Одним из основных документов, определяющих цели и задачи реформы, было принятое 4 сентября 1965 г. постановление ЦК КПСС и СМ СССР «О совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства». В области налогообложения важнейшими мероприятиями явились:изменение порядка распределения прибыли государственных предприятий,введение платы за фонды; фиксированных (рентных) платежей, реформирование системы подоходного обложения колхозов. В результате при сохранении налога с оборота вместо платежа в форме отчислений от прибыли государственных предприятий было установлено три платежа: плата за производственные основные и нормируемые оборотные средства (плата за фонды), целью которых было усиление эффективности использования этих фондов; фиксированные (рентные платежи), направленные на изъятие излишних накоплений предприятий по сравнению со среднеотраслевым уровнем; взнос свободного остатка прибыли в бюджет. В 70—80-е гг. 91% общих доходов государственного бюджета СССР составляли платежи от социалистического хозяйства — налог с оборота, платежи из прибыли и другие отчисления государственных предприятий. Налоги с населения составляли лишь 8—9% всех доходов государственного бюджета. 6. Шестой этап — начало 90-х гг. — по настоящее время. Начавшаяся в 1985 г. перестройка привела к реформированию системы платежей в бюджет. 30 июня 1987 г. был принят Закон СССР «О государственном предприятии (объединении)», направленный на усиление централизованного начала развития народного хозяйства, повышение роли экономических методов управления, создание механизма реального хозяйственного расчета и самофинансирования на предприятиях. Наряду с реформированием системы платежей государственных предприятий создавалась система налогов для индивидуальных предпринимателей, а также кооперативов и предприятий с участием иностранных организаций. Принимаются соответствующие нормативные документы, регулирующие процесс реформирования. Например, Закон СССР от 26 мая 1988 г. «О кооперации в СССР», Указ Президиума Верховного Совета СССР от 13 января 1987 г. «О вопросах, связанных с созданием на территории СССР совместных предприятий». В последующие годы издается множество нормативных правовых актов по налогообложению отдельных сфер экономической деятельности. Впоследствии они были систематизированы в Законе СССР от 14 июня1990 г. «О налогах с предприятий, объединений и организаций», который установил налог на прибыль, налог с оборота, налог на экспорт и импорт. Самостоятельная налоговая система Российской Федерации начала создаваться в 1991 г. Так, законами от 11 и 18 октября1991 г. были введены земельный налог и налоги, зачисляемые в дорожные фонды; 6—7 декабря приняты законы о налоге на добавленную стоимость, об акцизах, о подоходном налоге с физических лиц.Обобщающим законодательным актом, завершившим процесс формирования самостоятельной налоговой системы России как независимого государства, был принятый 27 декабря 1991 г. Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». Новизна налоговой системы, заложенной в 1991 г., состоитв том, что по существу вся сфера отношений хозяйствующихсубъектов с государством, связанная с формированием доходов,была поставлена на твердую правовую основу законов, а неподзаконных и ведомственных актов, как было прежде. Быласоздана система взаимосвязанных законов о налогах, составляющих единый комплекс, построенный по единым принципам, структуре, механизму исчисления и сбора налогов, контроля и ответственности налогоплательщиков и налоговых органов. Эта система охватывала практически всю сферу налогообложения и обязательных сборов и платежей. Она существенно изменила систему исчисления налогов, налоговых льгот и налогооблагаемой базы. В соответствии с Законом об основах налоговой системы установление и отмена налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также льгот налогоплательщикам осуществлялись Верховным Советом РФ (впоследствии Федеральным Собранием) и другими органами государственной власти. Органы государственный власти национально-государственных, национально-и административно-территориальных образований имели право предоставлять дополнительные льготы по налогам только в пределах сумм, зачисляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в их бюджеты. Таким образом, в 1991—1992 гг. вопросы законодательного обеспечения налоговой системы в основном были решены, хотя этот процесс продолжается и в настоящее время в соответствии с развитием социально-экономической обстановки. В этот период налоговая система характеризовалась многочисленностью налогов федерального, регионального и местного уровней. В налоговое законодательство России было внесено значительное количество различных изменений и дополнений, которые во многом были связаны с необходимостью приведения его в соответствие с политическими и экономическими процессами, происходившими в стране. С середины 90-х гг. в Российской Федерации проводится кардинальная реформа налогообложения, вытекающая из необходимости адаптации налоговых отношений к изменившимся задачам государства и местного самоуправления. Решающим шагом данной реформы стало принятие Налогового кодекса РФ (НК РФ). Однако НК РФ не лишён определенных недостатков. Во многом это объясняется его уникальностью, заключающейся в том, что он призван совместить в себе решение двух задач. Являясь кодифицированным налоговым документом, НК РФ должен был объединить огромный массив нормативного материала, устранив существующие в нем недостатки. В то же время его принятие вызвано необходимостью реформирования налоговой системы в государстве, но кодификация налогового законодательства должна стать следствием установления стабильных налоговых отношений в государстве, а не быть предпосылкой их реформирования. В связи с этим проблема реформирования системы налогообложения актуальна и в настоящее время. При этом необходимо создать справедливую налоговую систему, что является наиболее трудной задачей.
2. Налоговые теории: понятие и виды.
Формирование основных налоговых теорий в качестве научных концепций происходит начиная с XVII в. Именно в этот период они стали именоваться как общая теория налогов, основные направления которой складывались под непосредственным воздействием экономического и политического развития общества. Налоговые теории подразумевают определенную систему научных знаний о сущности и значении налогов, т. е. различные варианты моделей налогообложения в государстве в зависимости от признания за налогами того или иного назначения. Существуют также частные налоговые теории, которые теоретически обосновывают установление и налоговый режим отдельных налогов либо отдельных аспектов налогообложения. Потребность установить теоретические основы налоговых отношений обусловлена объективными причинами. Это связано с тем, что практика налогообложения опережала финансовую науку, которая не подготовила общественное мнение относительно справедливости взимания налогов, поэтому существовала необходимость теоретического обоснования налогов (См.: Пушкарева В. М. История финансовой мысли и политики налогов. М., 2001. С. 76.). Первой налоговой теорией является теория обмена,получившая распространение в Средние века. Она основывается на возмездном характере налога; смысл ее заключается в том, что через налог граждане покупают у государства различные услуги. Разновидностью теории обмена является атомистическая теория, возникшая в XVII—XVIII вв. во Франции. Ее представителями выступали французские просветители Себастьян Ле Претр де Вобан и Шарль Луи Монтескье, которые рассматривали налог как плату, вносимую каждым гражданином за охрану его личной и имущественной безопасности, защиту государства и другие услуги, т. е. как цена за услуги государства. Смысл атомистической теории заключается в обмене одних ценностей на другие, что производится на особых основаниях, поскольку граждане не могут отказаться ни от уплаты налогов, ни от пользования общей охраной. В первой половине XIX в. швейцарский экономист Жан Си-монд де Сисмонди в своей работе «Новые начала политэкономии» (1819 г.) сформулировал теорию наслаждения, согласно которой налог рассматривался как цена, уплачиваемая гражданином за полученные им наслаждение от общественного порядка, справедливого правосудия, обеспечения свободы личности и права собственности. При помощи налогов покрываются ежегодные расходы государства, и каждый плательщик налогов участвует таким образом в общих расходах, совершаемых ради него и ради его сограждан. Теория налога как страховой премии разработал во второй половине XIX в. французский экономист Адольф Тьер. Последователями были Э. де Жирарден, английский экономист Джон Рамсей МакКуллох и др. Согласно этой теории общество представлено как страховая компания, в которой каждый должен платить пропорционально своему доходу или имуществу потому, что издержки охраны и защиты должны распределяться по сумме охраняемой собственности. Налог — это страховой платеж, который уплачивается подданными государству на случай наступления какого-либо риска. Смысл такого налога — обеспечить финансирование затрат правительства по обеспечению обороны и правопорядка. Классическая теория налога (теория налогового нейтралитета) существовала во второй половине XVIII — первой половине XIX в. (Адам Смит и Д. Рикардо), Ее сторонники рассматривали налоги как основной вид государственных доходов, которые должны покрывать затраты по. содержанию правительства. Данная теория имеет более высокий научный уровень и состоит в обосновании экономической природы налога, которая впервые исследуется А. Смитом. Его основным трудом является «Исследование о природе и причинах богатства народов». Смит не дает собственного определения налога, однако особое значение имеют разработанные им классические принципы построения налоговой политики: — принцип справедливости, означающий, что подданные государства должны его поддерживать соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства; — принцип определенности, требующий, чтобы налог был не произвольным, а точно определенным по сроку, сумме и способу платежа; — принцип удобства уплаты, предполагающий, что каждый налог должен взиматься в то время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика; — принцип экономии, заключается в сокращении издержек взимания налога и в рационализации системы налогообложения. Соблюдение этих принципов делает налоги, по словам Смита, признаком не рабства, а свободы. По его мнению, наиболее подходящим объектом государственного налогообложения является земельная рента, поскольку ее нельзя переложить на кого-либо другого; неэффективными и нецелесообразными признаются налог с прибыли и налог на заработную плату. Кейнсианская теория возникла в первой половине XX в. (Дж. Кейнс). Суть ее состоит в том, что налоги являются главным рычагом регулирования экономики и выступают одним из слагаемых ее успешного развития. Одним из базовых положений кейнсианской школы является ориентация на спрос, который считается определяющим в регулировании рыночной экономики. Поэтому введение налогов должно вести к падению спроса, а сокращение — стимулировать спрос. Согласно этой теории налоги — встроенный механизм гибкости в экономической системе. Теория жертвы — одна из первых теорий, которая содержит идею принудительного характера налога и обусловливает его природу как жертвы (Н. Канар, Б. Г. Мильгаузен, Н. Тургенев, Д. С. Миль, К. Эеберг, И. И. Янжул, Я. Таргулов). Так, русский экономист Н. Тургенев, исследуя природу налогов, считая их пожертвованиями на общую пользу. Примером частной налоговой теории является научная теория о взаимосвязи ставок налога и общей суммы налоговых поступлений в бюджет, разработанная А. Леффером. Им построена теоретическая зависимость с точкой максимума при 50%. Основные положения теории А. Леффера заключаются в следующем: поступления в бюджет отсутствуют при ставке налога 0 и 100%; максимальные поступления в бюджет достигаются при ставке налога 50%. Таким образом, эффект Леффера состоит в росте поступлений в бюджет с повышением налогов, если ставка до 50%, и в падении поступлений — если ставка более 50%. При этом в каждом случае допускаются определенные отклонения. Таким образом, процесс теоретического 'обоснования природы налога и оптимальных границ налогообложения прошел длительный период, не имеющий завершения. И в настоящее время, несмотря на усилившееся внимание ученых к проблемам налогового права, происходит научно-теоретическое становление воззрений на проблемы в этой области.
3. Понятие и признаки налога.
Известно также, что становление современных легальных дефиниций понятий «налог» и «сбор» явилось результатом значительной переработки положений ранее действовавшего законодательства (в том числе Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ»), практики его применения. Безусловно, существенное влияние на этот процесс оказали и правовые позиции Конституционного Суда РФ, выраженные в его постановлениях и определениях по конкретным налогово-правовым вопросам (См., напр.: ранее уже упоминавшиеся постановления Конституционного Суда РФ от 4.04.96 № 9-П, от 17.12.96 № 20-П, от 24.02.98 № 7-П и др.). До принятия части первой НК РФв ст. 2 Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ» указывалось, что под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. Названный закон не проводил четкого разграничения понятий «налог», «сбор», «пошлина». Кроме того, в его тексте и в принятых позднее иных налоговых нормативных актах для обозначения платежей, сходных по своей природе с налогами, использовались и такие термины, как «целевые сборы», «лицензионные сборы», «плата», «платежи», «доход», «отчисления», «взнос».
Крохина
Важную роль сыграл Конституционный Суд РФ, который первый, среди правоприменительных органов предпринял попытку выработать понятие «налог». Впервые налог стал объектом его рассмотрения в связи с запросом о конституционности постановления Правительства РФ от 28 февраля 1995 г. № 197 «О введении платы за выдачу лицензий, на производство, разлив, хранение и оптовую продажу алкогольной продукции»1 СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1532.. В решении по данному делу Конституционный Суд, исследовав порядок установления налогов, отметил, «федеральные налоги и сборы следует считать законно установленными, если установлены федеральным законодательным органом, в надлежащей форме, то есть федеральным законом, в предусмотренном законом порядке и введены в действие в соответствии с действующим законодательством». Это решение не содержало развернутой характеристики налогов, однако попытка ответа на вопрос о соответствии какого-либо платежа Конституции РФ (в частности, п. «з» ст. 71) оказалась существенным вкладом в дальнейшее развитие дефиниции налога. Впоследствии Конституционным Судом РФ были установлены и исследованы основные характеристики налоговых платежей. В постановлении по делу в связи с проверкой конституционности "постановления Правительства РФ от 1 апреля 1997 г. № 479 «Об отмене вывозных таможенных пошлин, изменении ставок акциза на нефть и дополнительных мерах по обеспечению поступления доходов в федеральный бюджет»2 СЗ РФ. 1997. № 14. Ст. 1729. он дал анализ следующих основных элементов налогового платежа: плательщики, объект обложения, ставка и порядок ее дифференциации. В решении по делу о проверке конституционности ст. 11.1 Закона РФ от 1 апреля 1993 г. «О государственной границе Российской Федерации»1 СЗ РФ. 1997. № 46. Ст. 5339. Конституционный Суд РФ выявил целевое назначение налоговых платежей и их имущественный характер, указав, что, как правило, налоговые платежи при внесении их в бюджет не имеют целевого назначения. Далее суд указал, что сущностью налогового платежа является основанная на законе денежная форма отчуждения собственности с целью обеспечения расходов публичной власти, осуществляемого в том числе на началах обязательности, безвозвратности, индивидуальной безвозмездности. В Особом мнении по названному делу судьи Конституционного Суда А. Л. Кононова налог определен как форма отчуждения собственности физических и юридических лиц на началах индивидуальной безвозмездности, безвозвратности, обязательности, обеспеченной государственным принуждением. Эволюция подходов Конституционного Суда к определению налога отражает выравнивание баланса частных и публичных имущественных отношений, рациональное перемещение «центра тяжести» от приоритета государственной собственности в сторону компромисса между индивидуальными возможностями и общими потребностями. Винницкий Проводимая в настоящее время кодификация налогового законодательства сопровождается и унификацией используемой терминологии. НК РФ, как было отмечено, ограничивается двумя основными терминами, специально закрепленными в ст. 8 Кодекса: «налог» и «сбор». (Ранее ст.З Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ» содержала словосочетание, заменяющее собой все термины, используемые для обозначения взиманий налогового характера, — «обязательный платеж». Вряд ли стоит порицать законодателя, что он отказался от использования этого нечеткого по своему значению словосочетания (обязательный денежный платеж может осуществляться не только в рамках налоговых отношений). Поэтому (еще раз подчеркнем) целесообразно обозначить понятие, охватывающее все виды налогов и сборов, термином «фискальное взимание»). Понятие налога в современной науке налогового права (как, например, и понятие договора — в науке гражданского права) является многозначным.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (544)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |