Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


С каких же лиц, «указанных в статье 333.17» взимаются пошлины?



2015-12-07 511 Обсуждений (0)
С каких же лиц, «указанных в статье 333.17» взимаются пошлины? 0.00 из 5.00 0 оценок




Под таковыми понимаются физические и юридические лица, если они обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных соответствующим законодательством (то есть действий, совершение которых обусловлено уплатой пошлины) либо выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины на основании закона.

 

5. Понятие сбора и государственной пошлины, их соотношение.

 

Сборы

 

Другая разновидность фискального взимания, преду­смотренная российским правом, — это сбор.

Можно предложить следующее доктринальное определение сбора. Сбор — это установленное законно сформированным представительным органом власти фискальное взимание в де­нежной форме, основанное на принципе частичной (неполной) эквивалентности, обусловленное совершением уполномоченны­ми государственными органами или органами местного само­управления (их должностными лицами) в пользу плательщика определенных действий, имеющих юридическое значение, либо обусловленное передачей плательщику определенных товаров (работ, услуг), приобретение которых у государства является для него обязательным в силу закона или вынужденным по причине наличия государственной монополии в соответствую­щей сфере547. См. подробнее: Винницкий Д. В. Налоги и сборы.... С. 62-84.

В силу п. 2 ст. 8 НК РФ под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организа­ций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномо­ченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений.

Даннаялегальная дефиниция является определенным нововведением в сфере налогового права. Примечательно, что в рус­ской финансово-правовой литературе понятие сбора трактовалось достаточно широко. Под ним понималось любое получение денеж­ных средств как в добровольном, так и обязательном (принудитель­ном) порядке (См., напр.: Озеров И. X. Основы финансовой науки. Вып.1. Учение об обыкновен­ных доходах. М., 1914. С. 230 (по И. X. Озерову, налог есть сбор, взимаемый с лиц, находящихся на известной территории, для покрытия общих расходов государства).

Для обозначения фискального взимания, обладаю­щего признаками сбора, предусмотренными действующим российским законодательством, использовался термин «пошли­на» (Янжул И. И. Основные начала финансовой науки. Учение о государственных дохо­дах. 4-е изд. СПб., 1904. С- 457.).

В литературе высказывались различные точки зрения относи­тельно природы пошлины и природы государственных услуг, кото­рые обусловливают ее уплату.

Так, И. И. Янжул связывает уплату пошлины именно с юридическим характером действий государст­ва542,

И. М. Кулишер не считает существенным характер государственных услуг, оказываемых в связи с уплатой пошлины.

В совет­ский период юридическая наука, следуя изменениям, произошедшим в законодательстве, использовала как термин «по­шлина», так и «сбор». При этом пошлины и отдельные виды сборов относились к неналоговым доходам. К налоговым доходам относились в основном местные сборы.

В настоящее время в некоторых работах предлагается сохранить практиковавшийся в советском законодательстве подход и подраз­делять сборы на «налоговые» и «неналоговые». При этом неналого­вые сборы предлагается рассматривать как конструкции, не подпадающие под действие норм налогового права. По нашему мнению, нет оснований для исключения сборов любого вида из сферы дейст­вия законодательства о налогах и сборах, тем более что понятие «неналоговый сбор» в законодательстве не определено, в норматив­но-правовых актах последнего времени не используется

 

Современное законодательно установленное определение сбора показыва­ет, что в его содержании объединены юридические признаки взносов за оказание государством возмездных услуг, соверше­ние определенных действий. То есть используемое НК РФ по­нятие сбора включило и понятие пошлины.

Однако отнесение пошлины к разновидности сбора не означает ее исключенияиз системы налогово-правовых категорий. В Российской Федера­ции действует специальный Закон РФ от 9 сентября 1991 г. «О государственной пошлине»1 Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 11. Ст. 521; СЗ РФ. 2001. № 33. Ст. 3415.в редакции от 7 августа 2001 г., согласно которому государственная пошлина — обязательный и действующий на всей территории Российской Федерации пла­теж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами.

К сожалению, законодательное закрепление дефиниции «сбор» не дало ответа на многие вопросы относительно отгра­ничения налогов от иных обязательных платежей. Отсутствие четких критериев принадлежности какого-либо взноса к нало­гам или сборам приводит к тому, что до сих пор в российской налоговой системе присутствуют платежи, наименование кото­рых не соответствует их правовой природе. На данное обстоя­тельство справедливо обращено внимание Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 2001 г. № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации». В частности, Пленум указал, что при решении вопроса о правомерности применения налоговым ор­ганом ст. 122 НК РФ в случае неуплаты, неполной уплаты сбо­ра судам необходимо исходить из природы каждого конкретно­го обязательного платежа, поименованного как «сбор». Высший Арбитражный Суд обоснованно предостерегает суды от слепого доверия ко всем названиям налогов и сборов, перечисленных в налоговом законодательстве. Например, требуют тщательного правового анализа акцизы, таможенные пошлины, ряд эколо­гических налогов. Главная причина смешения формы и содер­жания налоговых платежей — несоответствие системы налогов и сборов, установленной Законом РСФСР «Об основах налого­вой системы в Российской Федерации», ряду основных катего­рий НК, прежде всего дефинициям налога и сбора, закреплен­ным в ст. 81 См. подробнее: Демин А. В. Актуальные вопросы налогового пра­ва: Учеб. пособие. Красноярск, 2001. С. 21—31..

Основным условием, сопровождающим уплату сбора, и од­новременно признаком, отличающим сбор от налога, является совершение для плательщика (как правило, частного субъекта) со стороны государства юридически значимых действий.

Под ними следует понимать разновидность юридических фактов (закрепленные в гипотезах правовых норм конкретные жиз­ненные обстоятельства), наступление которых влечет юридиче­ские последствия в виде возникновения, изменения или пре­кращения правоотношений. В силу прямого указания ст. 8 НК РФ к юридически значимым действиям также относятся предоставление определенных прав и выдача разрешений (ли­цензий).

Привлечение денежных средств в результате предоставления определенных прав и выдачи разрешений (лицензий) осуществ­ляется в результате:

1) установления государственной монополии на производст­во определенных видов товаров, выполнение работ, оказание услуг и, следовательно, исключения свободного доступа иных субъектов в эти сферы деятельности;

2) предоставления на возмездной основе отдельным част­ным субъектам права заниматься деятельностью, отнесенной к монополии государства.

Следовательно, уплата сбора или пошлины всегда сопрово­ждается определенной целью частного субъекта получить воз­мездную услугу от государства. Данный признак характеризует сборы и пошлины как индивидуальные платежи. Сбор взимается, как правило, за обладание специальным правом (например, сбор за право торговли). Пошлина взимается в качестве мате­риальной компенсации государству за пользование государст­венным имуществом или выполнение юридически значимых действий в пользу частного субъекта (например, принятие дела к судебному рассмотрению, регистрация актов гражданского состояния, совершение нотариальных действий).

Следовательно, налог и сбор имеют как общие, так и отли­чительные признаки.

К общим относятся:

обязательность уплаты налогов и сборов в соответствую­щие бюджеты или внебюджетные фонды;

адресное поступление в бюджеты или фонды, за которы­ми они закреплены;

изъятие на основе законодательно закрепленной формы и порядка поступления;

возможность принудительного способа изъятия;

контроль единой системы налоговых органов.

В то же время налог и сбор четко разграничиваются по сле­дующим юридическим характеристикам.

1. По значению.Налоговые платежи в современных условиях являются основным источником образования бюджетных дохо­дов. Остальные виды обязательных платежей имеют меньшее значение.

2. По цели.Цель налогов — удовлетворение публичных по­требностей государства или муниципальных образований; цель сборов — удовлетворение только определенных потребностей или затрат государственных (муниципальных) учреждений.

3. По обстоятельствам. Налоги представляют собой безус­ловные платежи; сборы уплачиваются в обмен на услугу, пре­доставляемую плательщику государственным (муниципальным) учреждением, который реализует государственнотвластные пол­номочия.

4. По характеру обязанности. Уплата налога является четко установленной Конституцией РФ обязанностью плательщика; сбор характеризуется определенной добровольностью и часто не имеет государственного императива.

5. По периодичности. Налогам свойственна определенная пе­риодичность; сбор обычно носит разовый характер и его уплата происходит без определенной системы.

Сопоставление юридических признаков налогов и сборов, образующих налоговую систему современного российского го­сударства, подтверждает правильность общей теории государст­венных доходов, выработанной еще в XIX в. известными рус­скими и зарубежными финансистами1 См. подробнее: Янжул И. И. Основные начала финансовой науки. Учение о государственных доходах. СПб., 1899; Озеров И. X. Основы финансовой науки. Вып. 1. Учение об обыкновенных доходах. М., 1909; Боголепов Д. П. Краткий курс финансовой науки. Харьков, 1925; Годме П. М. Финансовое право. М., 1978.. Согласно названной теории сборы и пошлины являются своеобразной формой обя­зательных платежей, являющейся прообразом налога. Для ци­вилизованного государства более приемлемо использовать налоговые методы, поскольку «в современном видении именно налог является наиболее совершенной формой пополнения го­сударственного бюджета, обеспечивая максимальный учет иму­щественного положения плательщиков, способствуя соблюде­нию конституционных прав и формируя бюджет в основном за счет тех, кто имеет соответствующую экономическую возмож­ность»1 См.: Томаров В. В. Местные налоги: правовое регулирование / Под ред. С. Г. Пепеляева. М., 2002. С. 69.

Подобно тому, как домены перешли в регалии, а по­следние — в налоги, сборы также на определенной стадии раз­вития либо оформятся законодателем в качестве налогов, либо заметно сократят сферы применения.

 

Винницкий

Вместе с тем анализ НК РФ показывает, что многие вопросы ус­тановления, введения и взимания сборов пока еще недостаточно точно решены в Кодексе.

Как правило, НК РФ упоминает о сборах лишь в связи с возможностью применения к ним тех или иных пра­вил, относящихся к налогам.

Дальнейшее совершенствование нало­гового законодательства, касающегося сборов, полагаем, должно идти по трем основным направлениям:

 

1) детализация положений НК РФ, посвященных собственно сборам, сопровождающаяся отме­ной разнообразных ведомственных актов (нередко относящихся к различным отраслям законодательства), регулирующих взимание сборов;

2) расширение понятия сбора за счет признания соответствующего статуса за платежами, уплачиваемыми в связи с получени­ем от публичных образований и уполномоченных ими учреждений товаров (работ, услуг), приобретение которых у них является обяза­тельным для плательщика в силу закона или вынужденным по при­чине наличия государственной монополии в соответствующей сфе­ре;

3) совершенствование законодательства в части вопросов отграничения сбора от смежных институтов. Все это предполагает работу по проверке согласованности положений законодательства о налогах и сборах с нормами бюджетного, гражданского и природоресурсного (экологического) права.

 

Актуальным является вопрос отграничения сбора от платежей за услуги государственных и муниципальных учреждений.

Пункт 4 ст. 41 БК РФ относит к неналоговым доходам бюджетов доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находя­щимися в ведении соответственно федеральных органов исполни­тельной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, ор­ганов местного самоуправления. Аналогичное положение воспроизводится в п. 2 ст. 60 БК РФ уже применительно к доходам местных бюджетов.

На практике возникают вопросы о критериях разграничения между платными услугами, оказываемыми учрежде­ниями, и сборами548 (В литературе высказано мнение (на основе оценки ранее действовавшего законо­дательства) о тождественности этих финансовых институтов. Цыпкин С. Д. Доходы государственного бюджета СССР. Правовые вопросы. С. 41.)

Имеются основания прийти к выводу о том, что под платными услугами бюджетного учреждения понимаются услуги в гражданско-правовом значении этого термина. При оказа­нии названных услуг бюджетное учреждение (п. 1 ст. 161 БК РФ) реализует права и обязанности, вытекающие из содержания его гра­жданской правосубъектности, а не какие-либо полномочия властно­го характера.

Напротив, в п. 2 ст. 8 НК РФ указывается, что уплата сбора обусловливается совершением в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного само­управления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий.Использование терминов «государственный орган», «орган местного самоуправления», «уполномоченный орган» (а, например, не понятия «бюджетное уч­реждение, созданное для осуществления управленческих функций») не случайно.

В данном случае (в п. 2 ст. 8 НК РФ) идет речь о реали­зации государственными органами, органами местного самоуправ­ления, иными уполномоченными органами (отметим, с точки зрения бюджетного и гражданского законодательства эти органы также могли бы быть признаны бюджетными учреждениями — п. 1 ст. 161 БК РФ) их властных полномочий. Следовательно, необходимо ука­зать на то, что уплата сбора дает основания для совершения в пользу плательщика именно публично-правовых или властных юридически значимых действий: выдача лицензии, регистрация акта граждан­ского состояния и т. д.

Таким образом, правовая природа платежа за услуги, оказываемые государственными и муниципальными уч­реждениями, имеет некоторое сходство со сбором, но это сходство внешнего порядка. Впрочем, когда приобретение соответствующих услуг у бюджетного учреждения становится обязательным для пла­тельщика в силу закона или вынужденным по причине наличия го­сударственной монополии в соответствующей сфере, то имеет место фактическое перерождение данного гражданско-правового по своей сути института в институт сборов55

 

 

Государственная пошлина - сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 настоящего Кодекса, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершение в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.



2015-12-07 511 Обсуждений (0)
С каких же лиц, «указанных в статье 333.17» взимаются пошлины? 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: С каких же лиц, «указанных в статье 333.17» взимаются пошлины?

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (511)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)