Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Вопрос. Интеграционные процессы на постсоветском пространстве. Идея и процесс создания Евразийского Союза




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

КАЗАХСТАН И СНГ

Развитие отношений с государствами СНГ, в том числе многостороннее интеграционное взаимодействие с ними, - главный приоритет внешнеполитического курса Казахстана. Об этом неоднократно говорилось в публичных выступлениях Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева. Это важнейший компонент практической политики законодательной и исполнительной ветвей власти, в том числе Министерства иностранных дел Республики Казахстан.

В основе казахстанского подхода к многостороннему сотрудничеству в рамках СНГ лежит концепция разноскоростной интеграции, исходящая из возможности формирования узкой группы стран, связанных узами более тесной интеграции.

При этом Казахстан неизменно выступает за то, чтобы деятельность субрегиональных объединений на пространстве Содружества носила открытый характер, а их цели и практическая деятельность лежали в общем русле развития СНГ.

Содружество Независимых Государств - это единственная организация, которая объединяет постсоветское пространство.

Для Содружества характерно выборочное участие государств в тех или иных сферах многостороннего взаимодействия, которое осуществляется, таким образом, в формате заинтересованных сторон. Решения органов СНГ имеют силу лишь для тех государств, которые участвовали в их принятии.



Развитая система уставных органов СНГ включает Совет глав государств (СГГ), Совет глав правительств (СГП), Межпарламентскую Ассамблею, Совет министров иностранных дел (СМИД), Совет министров обороны, Совет командующих Пограничными войсками и др. Постоянно действующим исполнительным, административным и координирующим органом является Исполнительный комитет СНГ.

В соответствии с утвержденной СГГ СНГ в июне 2000 г. Программой действий по развитию Содружества Независимых Государств на период до 2005 года приоритетным в формате “двенадцати” является экономическое сотрудничество.

Созданы новые оргструктуры и механизмы взаимодействия. Это, прежде всего, Антитеррористический центр СНГ, функционирующий в Москве на базе ФСБ России с 2000 года. Он работает с использованием возможностей спецподразделений и объединенного банка данных органов безопасности, специальных служб и других компетентных органов государств СНГ.

Идет наращивание совместных усилий в антинаркотическом направлении. В СНГ одобрена Концепция сотрудничества в противодействии незаконному обороту наркотиков, психотропных веществ и их прекурсоров (2002 год), реализована программа по борьбе с этим злом на 2002-2004 годы. На саммите СНГ в Астане принято решение о разработке очередной антинаркотической программы на 2005-2007 годы. Здесь стремление к противодействию очевидно и весьма сильно, поскольку страны СНГ уязвимы перед лицом этой угрозы и находятся по существу на переднем рубеже наркотической агрессии.

В гуманитарной сфере одной из основных задач остается дальнейшее развитие исторически сложившегося общего образовательного, научного и культурного пространства как важного фактора стимулирования интеграционных процессов в других сферах.

В настоящее время в государствах и органах СНГ ведется поиск путей совершенствования деятельности Содружества. По инициативе Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева на саммите СНГ в Астане было внесено предложение о реформировании Содружества Независимых Государств в контексте эскалации международного терроризма и поручено Совету министров иностранных дел подготовить предложения по совершенствованию и реформированию органов СНГ и внести их на очередное заседание Совета глав государств.

По итогам работы министерств иностранных дел государств Содружества Совет глав государств СНГ в Казани (26 августа 2006 года) принял решение по указанному вопросу.

Упразднен Штаб по координации военного сотрудничества, активизировано взаимодействие в гуманитарной области, а также в рамках Координационного совещания руководителей силовых ведомств стран СНГ. Исполнительному комитету СНГ совместно с Советом постоянных полномочных представителей при уставных и других органах Содружества поручено организовать рассмотрение дополнительных предложений государств-участников СНГ, в том числе концептуального характера, о дальнейшем совершенствовании взаимовыгодного сотрудничества в рамках Содружества Независимых Государств.

ЕАС как конфедеративный союз.

Евразийский Союз — проект конфедеративного союза государств с единым политическим, экономическим, военным, таможенным, гуманитарным, культурным пространством, предложенный в марте 1994 президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым. Предполагалось, что вначале в Союз войдут пять республик бывшего СССР: Россия, Казахстан, Белоруссия, Киргизия, Таджикистан. В дальнейшем к Союзу могли присоединиться другие государства - Армения, Узбекистан, возможно, Украина, а также непризнанные республики Абхазия, Приднестровье и др.

Как и по предложенному ранее (осенью 1991) проекту создания аналогичного конфедеративного союза (Союз Суверенных Государств), многостороннего согласия по организации Евразийского Союза пока не достигнуто. Россия и Белоруссия образовали союзное государство, поэтапно преобразующееся из конфедеративного союза в будущую мягкую федерацию.

Согласно проекту предполагается формирование «ряда наднациональных органов»:

• Совет глав республик и глав правительств ЕАС - высший орган политического руководства;

• Парламент ЕАС - высший консультативно-совещательный орган Союза;

• Совет министров иностранных дел ЕАС - координация внешнеполитической деятельности;

• Межгосударственный исполнительный комитет - постоянно действующий исполнительно-контролирующий орган:

• Информационное бюро Исполкома ЕАС;

• Совет по вопросам образования, культуры, науки - формирование согласованной политики в этой области.

В целях создания единого экономического пространства в рамках ЕАС предлагается создание наднациональных структур:

• Комиссия по экономике;

• Комиссия по сырьевым ресурсам (устанавливает цены и квоты на сырьевые товары и энергоносители, координирует политику в области добычи, продажи золота и других драгоценных металлов, и др.);

В области обороны предлагается заключить в рамках ЕАС следующие договоренности:

• о совместных действиях по укреплению национальных Вооруженных Сил стран - членов ЕАС и охране внешних границ ЕАС;

• о создании единого оборонного пространства:

• о формировании коллективных миротворческих сил ЕАС для поддержания стабильности и погашения конфликтов в странах - участницах ЕАС и между ними;

• о внесении коллективных обращений стран - участниц ЕАС в международные организации, в том числе в Совет Безопасности;

• о создании межгосударственного центра по ядерному разоружению.

В данном случае понятие «конфедерация» требует комментариев. Речь идет не о подобии государства или создании наднациональных международных структур. Конфедеративное государство – юридически неверное выражение. В концепции «Евразийского союза» конфедерация представляет собой международно-правовой союз государств, каждое из которых сохраняет свою самостоятельность и суверенитет. Поэтому ЕАС ни «дублирует структуры СНГ», ни оправдывает опасений о стремлении вернуться к Советскому Союзу.

Устойчивая конфедерация может перерасти в федерацию, что происходит сейчас, например, с Союзным Государством России и Белоруссии. Впрочем, перед Евразийским Союзом, если он будет создан в качестве конфедерации, еще рано ставить такую задачу, но в его смысле заложена максимальная привлекательность для всех его участников. Это и будет служить основанием для политического, экономического, культурного и гуманитарного единения, по сравнению с СНГ.

Рассчитывать на то, что СНГ станет международно-правовым костяком евразийства, не приходится. Эта организация играет и будет играть полезную роль во взаимоотношениях между государствами, ранее входившими в состав СССР, но все же остается по сути «цивилизованным разводом», то есть дезинтеграционной структурой. Поэтому, когда в практическом плане встанет вопрос о более тесной экономической интеграции и восстановлении бессмысленно прерванных хозяйственных, научных и культурных связей (при полном взаимном уважении суверенитета друг друга), содружества окажется недостаточно. Необходим международный механизм, который более активно стимулировал бы соответствующий процесс. Таким механизмом могла бы стать конфедерация. Ее название "носится в воздухе" - Евразийский Союз.

Роль Казахстана в постсоветской интеграции.

При этом Казахстан считает концепцию евразийства важной и определяющей не для одного лишь своего государства или для стран Средней Азии, но и для всего постсоветского пространства и прежде всего для СНГ. Пусть рядом с Европейским Союзом растет и развивается Евразийское Содружество Независимых Государств. Это и есть Евразийский проект Нурсултана Назарбаева, который на наших глазах энергично и эффективно воплощается в жизнь в Казахстане, а частично уже и в СНГ.

Само понятие «евразийства» как определенной идейно-политической и геополитической концепции появилось в среде русской эмиграции (Трубецкой, Савицкий, Алексеев, Сувчинский, Ильин, Бромберг, Хара-Даван и т.д.). Основные утверждения евразийцев сводились к немногим основным положениям. Россия — это не Европа и не Азия, а Евразия, и поэтому она имеет особый путь развития. Нации и культуры — это не просто совокупность индивидуальностей, а единый коллектив, симфония, и в случае с Россией и русской нацией ее симфоническая личность развивается на основе православия. Государство в России-Евразии должно строиться на идеологической основе.

Обращаясь к истории, евразийцы подчеркивали огромное или даже определяющее влияние на формирование русской государственности татаро-монгольского нашествия. Может быть, Россия и прикрыла Европу от татаро-монгольского нашествия. Но и татаро-монгольское нашествие спасло Россию и православное славянство от подчинения католическому Западу. Н. С. Трубецкой писал: «Московское царство возникло благодаря татарскому игу. По сравнению с крайне примитивными представлениями о государственности, господствовавшими в домонгольской удельно-вечевой Руси, монгольская, чингисхановская государственная идея была идеей большей, и величие ее не могло не произвести на русских самого сильного впечатления. Сходные тезисы отстаивал и П. Н. Савицкий: «Без татарщины не было бы России, татарщина не замутила национального творчества.

Из российских интеллектуалов, которые развивали в последние 20 лет концепцию «неоевразийства», наиболее известный и авторитетный — Александр Дугин. Он попытался переосмыслить геополитические теории ХХ в. и построить или обосновать некую новую российскую геополитическую доктрину. Россия, естественно, находится не только в центре внимания А. Дугина, но это, по его мнению, страна, которая занимает на карте континента Евразии ключевое место. В отличие от многих европейских геополитиков, которые проводят центральную ось мира через Западную Европу — от севера Швеции до юга Италии, А. Дугин проводит эту ось через Сибирь и Индийский субконтинент. Где-то рядом с этой центральной осью как раз и располагается новая казахстанская столица — Астана.

Известно, что в России после крушения коммунистического режима в обществе возобладало на какой-то срок негативное отношение к любой идеологии. Самые влиятельные российские политики говорили об идеологиях как о совокупности тех или иных «завиральных идей». Из всех наиболее распространенных в мире идеологических доктрин с наибольшим вниманием относились в 1990-е годы к либерализму, хотя и не слишком ясно понимали, что это такое. В ст. 13 конституции РФ, принятой на референдуме в декабре 1993 г., можно было прочесть, что в России «признается идеологическое многообразие» и что «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной и обязательной». Сходные положения об «идеологическом многообразии» были включены и в конституцию 1995 г. в Казахстане. Однако отсутствие государственной идеологии в стране вовсе не означает необходимость для политических партий и отдельных политиков разрабатывать, принимать и проповедовать те или иные идеологии. Ни общество, ни государство не могут жить и развиваться, не считаясь с какими-то общими национальными и государственными идеями.

В роли создателя такой новой казахстанской национальной и государственной идеологии и выступил Нурсултан Назарбаев. Одной из важнейших ее составных частей стал тот комплекс идей и предложений, который мы называем сегодня Евразийским проектом Нурсултана Назарбаева

 

 

Билет 13.




Читайте также:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (643)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7