Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Премудрость Соломона (девтерокананическая/апокрифическая)




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Соломон — величайший мудрец израильского прошлого, которому приписывают несколько книг в иудейском каноне Ветхого Завета: Книга Притч, Песня Песней и Екклесиаст. С мудростью он ассоциировался и в период раннего иудаизма, как легко видеть из этого текста, который, несомненно, был на­писан на греческом языке спустя долгое время (видимо, девять столетий) после смерти Соломона. При цитатах автор пользу­ется греческим переводом, в частности Книги Исайи (см. 2:12 = Ис 3:10 Септуагинта). Значит, книга была создана уже позже греческих переводов соответствующих книг. Некоторые лекси­ческие единицы, которые мы находим в Премудрости Соломона, появляются в других текстах не ранее I века н.э. Отсюда следует вывод, что едва ли книга была создана ранее начала I века. Мес­то написания, видимо, Египет, но уверенности нет.

Книга в основном увещевает читателя идти путем мудрос­ти. Ее можно разделить на три основные части. В первой час­ти (1:1-6:21) автор обращается к судьям земли, рассказывая о даре мудрости — бессмертии. Он призывает их к справедли­вости: справедливость несет с собой бессмертие (1:1-15); не­честие же ведет к погибели. Свою мысль он иллюстрирует, описывая неких нечестивцев, которые «заключили союз» со смертью (1:16-2:24). Нечестивцы рассуждали так: «Коротка и прискорбна наша жизнь, и нет человеку спасения от смерти» (2:1). А потому, дескать, можно делать что угодно. Однако греш­ники просчитались, ибо «Бог создал человека для нетления». Они притесняют бедняков-праведников, ибо те противятся




Глава 2. Еврейская литература периода второго храма

нечестивым делам и обличают злодеев в грехах против закона (2:10-20). Это подводит к следующему разделу, где объясняется, что страдания праведников — испытание. Не надо обманывать­ся видимостью: «Хотя они в глазах людей и наказываются, но надежда их полна бессмертия» (3:4). Когда праведники умрут, они воссияют, будут судить народы, познают истину и пребудут с Богом любви; нечестивцев же постигнет проклятие.

В следующем коротком разделе (3:13-4:6) автор утверждает, что бездетность праведника в конечном счете может оказаться во благо: скажем, бесплодная жена «получит плод при воздая­нии святых душ» (3:13; евнух также упомянут), тогда как «дети прелюбодеев будут несовершенны, и семя беззаконного ложа исчезнет» (3:16). В целом бездетность с добродетелью выше плодовитости нечестивых. Очевидно, предполагается, что об­ласть духа выше телесного. Еще один пример того, сколь об­манчива может быть видимость, — ранняя смерть праведника (4:7-20). Почтенность измеряется не числом прожитых лет, а мудростью. Автор приводит в пример Еноха, не называя его по имени (он вообще не склонен называть героев по именам): Енох был взят с земли в возрасте намного меньшем, чем его современники, но связано это было не с гневом Божьим, а, на­против, с тем, что он быстро достиг совершенства. Главное не длина, а качество жизни.

Прем 5:1-23 говорит об окончательном оправдании праведни­ков. Угнетатели осознают свою ошибку: оказывается, жизнь их жертв не была безумной, а их смерть — позорной; оказывается, за грехи действительно существует расплата. На последнем суде, как и в Подобиях Еноха, происходит переворот: успех одних сменяется наказанием, а бедствия других — радостью.

Последний раздел первой части книги — призыв к властите­лям набраться мудрости: отыскать ее легко, и она ведет к бес­смертию (тогда как существование нечестивцев эфемерно). Пра­вители получают свою власть от Бога, который взыскивает за


 


-[152]-


-[153]-


Джеймс Вандеркам. ВВЕДЕНИЕ В РАННИЙ ИУДАИЗМ


Глава 2. Еврейская литература периода второго храма


 


 

злоупотребления ею. Если они судили несправедливо, их ждет Божий суд. Необходимо возжаждать мудрости, возлюбить ее, соблюдая ее уставы, и тем самым стяжать царство.

Вторая часть книги (6:22-10:21) объясняет, что такое муд­рость, в чем ее сила и как искал ее Соломон (не названный по имени). Опять-таки аудитория — цари. Соломон от первого лица говорит, что он «человек смертный, подобный всем» и всем благам предпочитает мудрость. Способность же подлинно це­нить мудрость дает Всевышний; Бог же дает и точное знание о различных аспектах мироздания (в том числе о календаре). На­сколько можно судить, перед нами богословская точка зрения, согласно которой из творения виден факт существования Бога. Самый знаменитый отрывок в этом разделе — 7:22-23, где назван двадцать один атрибут мудрости. За атрибутами следует 7:24-8:1 с дополнительным разъяснением:

Ибо премудрость подвижнее всякого движения,

и по чистоте своей сквозь все проходит и проникает.

Она есть дыхание силы Божией

и чистое излияние славы Вседержителя:

посему ничто оскверненное не войдет в нее.

Она есть отблеск вечного света

и чистое зеркало действия Божия

и образ благости Его.

Она — одна, но может все,

и, пребывая в самой себе, все обновляет,

и, переходя из рода в род в святые души,

приготовляет друзей Божиих и пророков;

ибо Бог никого не любит, кроме живущего с премудростью.

Она прекраснее солнца и превосходнее сонма звезд;

в сравнении со светом она выше,

ибо свет сменяется ночью,

а премудрость не превозмогает злоба.

Она быстро распространяется от одного конца до другого

и все устрояет на пользу.


Далее продолжается тема поиска Соломоном мудрости, которую он «рассудил принять в сожитие с собою». Она названа художни­цей всего сущего (8:6); она «знает давно прошедшее и угадывает будущее» (8:8). Поскольку без нее не может получиться ни одно дело, Соломон молится о мудрости (9:1-18; ср. случай в Гаваоне в 3 Цар 3:4-15). В конце молитвы он упоминает людей, которые «спаслись премудростью» (9:18), — тема, которая далее получает развитие в главах 11-19. Этот же мотив исключительно важен в 10:1-21, где мы находим обзор спасительных деяний мудрости в истории (на таких примерах, как Адам, Ной и Авраам). Пос­ледняя часть второго раздела (10:15-21) посвящена Моисею и исходу, и они же попадут в центр внимания в третьем разделе (главы 11-19).

Главы 11-19 приводят ряд примеров из рассказов об исходе и скитаниях в пустыне, показывая, что Египту досталось по за­слугам, причем досталось через те явления, которые принесли благо Израилю (11:5). Скажем (11:1-14), вода Нила обратилась в кровь, Израиль же, находившийся в пустыне, получил воду из скалы. Или (17:1-18:4) египтян постигли тьма и страх, Израилю же светил огненный столп ночью. Подобно тому как в главах 2-5 описывалась перемена в судьбах отдельных людей, здесь гово­рится о суде, меняющем судьбы народов.

Между первыми двумя из этих примеров вставлены два раз­дела, которые посвящены несколько иным вопросам. В центре 11:15-12:22 стоит тема божественного милосердия. Бог всемо­гущ, но милостив ко всем. Он исправляет людей понемножку, мало-помалу, чтобы они научились доверять ему. Поскольку он был милостив даже к хананеям, народу ужаснейшему, он будет милостив и к своему собственному народу,-который, в свою оче­редь, призывается к доброте. Второй раздел (главы 13-15) пос­вящен идолопоклонству, теме, которая затрагивалась уже в пре­дыдущем разделе. Автор различает три вида идолопоклонства. Первый вид присущ тем, кто поклоняется природе. (Возможно, речь идет о стоиках.) К ним у автора сохраняется определен-


 


-[154]-


-[155]-


Джеймс Вапдеркам. ВВЕДЕНИЕ В РАННИЙ ИУДАИЗМ

ное уважение: все-таки через творение они ищут Бога. Второй вид идолопоклонства присущ тем, кто изготавливает идолов. Подобно пророкам Исайе и Иеремии (Ис 44:9-20; Иер 10:1-16), автор высмеивает таких людей. Хуже всего третий вид: египет­ские идолопоклонники, почитающие животных, да еще самых отвратительных животных. Размышляя о природе и причинах идолопоклонства, автор предлагает несколько возможностей. Например: «Отец, терзающийся горькой скорбью о рано умер­шем сыне, сделав изображение его, как уже мертвого человека, затем стал почитать его как бога, и передал подвластным тай­ны и жертвоприношения. Потом утвердившийся временем этот нечестивый обычай соблюдаем был как закон» (14:15-16). Или «Кого в лицо люди не могли почитать по отдаленности житель­ства, того и отдаленное лицо они изображали: делали видимым образ почитаемого царя, дабы этим усердием польстить отсутс­твующему... а народ, увлеченный красотою отделки, незадолго перед тем почитаемого как человека признал теперь божеством» (14:19-20). По мнению автора, от идолопоклонства все беды — мо­нотеистический Израиль же идолопоклонству чужд.

В целом в Премудрости Соломона мы находим удивитель­ный образ мудрости (которая не отождествляется с законом Моисеевым) как всепроникающего духа, художницы всего, ко­торая также действовала в истории Израиля. Те, кто обретает мудрость, постигают суть вещей и не повторяют чудовищных заблуждений нечестивцев, которые узнают правду слишком поздно. Автор следует традиции мудрости и утверждает веру в жизнь после смерти.

Поэтические сочинения

К поэзии можно отнести и, скажем, Сираха с Премудростью Соломона, но от периода второго храма до нас дошли и другие метрические тексты, которые не принадлежат ни традиции муд­рости, ни какой-либо другой из вышерассмотренных категорий. Ради удобства мы выделили их в отдельную рубрику.

-[156]-


Глава 2. Еврейская литература периода второго храма

Псалмы Соломона (псевдоэпиграфические)

Библия связывает царя Соломона не только с мудростью, но и с литературой другого рода: «И песней его было тысяча и пять» (3 Цар 4:326). Псалом 72, названный «О Соломоне», воз­можно, стал одним из источников или образцов для так назы­ваемых Псалмов Соломона. Они были написаны спустя много столетий после смерти великого царя. Начинается Псалом 72 со следующей молитвы: «Боже! Даруй царю Твой суд и сыну царя Твою правду, да судит праведно людей Твоих и нищих Твоих на суде; да принесут горы мир людям и холмы правду; да судит нищих народа, да спасет сынов убогого и смирит притес­нителя» (Пс 72:1-4). Именно эти темы затрагиваются в Псалмах Соломона: автор уповает на явление мессианского правителя, который будет царствовать справедливо и владычествовать над всеми народами. Эти восемнадцать поэм, ходившие под именем Соломона, были, как минимум отчасти, ответом на завоевание Помпеем Иерусалима (63 до н.э.) и вообще события той эпохи. Особенное внимание исследователей привлек 17-й псалом с его пространным описанием мессии из рода Давидова. Древнейшая дошедшая до нас форма текста Псалмов Соломона — на гречес­ком языке. Она содержится в рукописях Септуагинты. Оригинал, однако, вполне мог быть еврейским.

Датировку трудно установить с точностью. Основные ключи к ней содержатся в псалмах 2, 8 и 17, которые дают своего рода исторический контекст (во всяком случае, этих поэм). Они го­ворят о местных правителях, которые нелегитимны, коррум­пированы и нечестивы. Правителям инкриминируются грехи против храма и культа. Создается впечатление, что речь идет о Хасмонеях. Бог восставил против них чужеземного завоевателя. Этого завоевателя некоторые приветствовали в Иерусалиме, но все же ему пришлось захватывать город силой. Он вошел в храм, а впоследствии нашел свою смерть в Египте, где тело его осталось непогребенным (2:26-27). По описанию похоже на действия Помпея в Иерусалиме и его кончину в 48 году до н.э.

-[157]-


Джеймс Кандеркам. ВВЕДЕНИЕ В РАННИЙ ИУДАИЗМ

В таком случае псалом 2 (а также 8 и 17) были написаны после этих событий; возможно, остальные псалмы возникли тогда же, но уверенности нет. Поскольку о гибели храма ничего не сказано, скорее всего, Псалмы Соломона появились на свет до 70 года н.э. По одной из гипотез, автор Книги Варуха использовал Псалмы Соломона: ср. тесные параллели между Псалмами Соломона 11:2-5 и Варух 5:5-8; также версия в Псалмах Соломона более связная и компактная. Рхть также теория, что Варух 5:5-8 — поздняя встав­ка. Следует заметить, однако, что направление, в котором шло заимствование, далеко не очевидно. Возможно, авторы исполь­зовали общую традицию.

Ряд поэм говорит об угнетении, которое переживают автор и его группа. Они взывают к Господу о спасении, вместе с тем признавая, что кара заслужена. Тем не менее они признают, что Господь воспитывает своих, как отец — сына своего. Поэтому необходимо терпеть и доверять Господу: он даст вечную жизнь праведникам и навеки уничтожит нечестивых. Какими бы силь­ными ни были невзгоды, между Богом и Израилем существует тесная и нерасторжимая связь.

Приведем краткий обзор Псалмов Соломона, чтобы дать представление об их содержании.

Псалом 1. Автор, видимо, находится в Иерусалиме и оплаки­вает поступки его лсителей. Об одной из групп он говорит: «Сво­ими беззакониями превзошли они язычников, бывших до них; они совершенно осквернили святилище Господне» (1:8).

Пеплом 2. Этот псалом, один из трех с наиболее ясными ис­торическими указаниями, говорит о грешниках, которые сокру­шили стены, а Бог им не воспрепятствовал. «Взошли к месту жертвы Твоему народы чуждые; в надменности попирали его сандалиями» (2:2). Это стало наказанием за грехи некоторых иерусалимлян, осквернявших святилище и творивших безза­кония (в частности, за проституцию). Псалмопевец признает правоту божественного суда, но просит Бога воздать не в меру разошедшимся язычникам. Как мы уже сказали, скорее всего,

-[158]-


Глава 2. Еврейская литература периода второго храма

2:26-27 описывает смерть Помпея. Он не понял, что он всего лишь человек и что Господь есть Бог. Властители и прочие призваны исповедать Бога, который милует праведных, упорно взывающих к нему, и воздает грешникам по их грехам.

Псалом 3. Псалмопевец противопоставляет путь праведных и путь нечестивых. Праведники обретут жизнь вечную, грешни­ков же ждет погибель.

Псалом 4. Поэт обличает некоего лживого и похотливого ли­цемера, который пытается произвести впечатление на окружа­ющих. Он молится, чтобы такие люди были истреблены, а тела их остались не погребенными. Боящиеся Господа блаженны, и Господь спасет их от обманщиков.

Псалом 5. Псалмопевец воздает хвалу Господу Богу, который печется о нищих и угнетенных: «Когда нас гонят, мы призываем на помощь Тебя, ибо Ты — Бог наш» (5:5). По его словам, пра­веднику хватит умеренного достатка (5:17).

Псалом 6. Блажен тот, чье сердце готово воззвать к Господу; «вспомнив имя Господне, спасется он» (6:1). Псалом показыва­ет, какой образ жизни избирает такой человек.

Псалом 7. Поэт выражает уверенность, что Бог защитит Из­раиль и не уничтожит его. «Вразуми нас как Тебе угодно, но не предавай (нас) язычникам» (7:3).

Псалом 8. Еще один псалом с узнаваемыми историческими ал­люзиями говорит о бедах в Иерусалиме и грехах иерусалимлян. По словам псалмопевца, Бог справедливо покарал жителей го­рода за прелюбодеяния, инцест и осквернения жертвоприноше­ний. «Не оставили ни одного греха, в котором они не превзошли бы язычников» (8:13). Из-за такого зла Бог поднял завоевателя от концов земли. Хотя правители впустили его и открыли перед ним ворота Иерусалима, он убил многих в Иерусалиме. Поэма воздает хвалу Богу, который судит по справедливости, и просит его смилостивиться над своими детьми.

Псалом 9. Изгнание явило праведность Бога, и от ведения Божьего не скроется ни один нечестивец. Однако люди сами вы-

-[159]-


Джеймс Вандеркам. ВВЕДЕНИЕ В РАННИЙ ИУДАИЗМ

бирают свой путь. Бог же очищает грехи тех, кто кается в них. Снова поэт просит Бога о вечной милости для своего народа.

Псалом 10. Псалом выражает одну из тем сборника: «Благ Гос­подь к терпящим наказание Его» (10:2). Его наказания справед­ливы, но над нищими Израиля он смилуется.

Псалом 11. Поэт молится о вечной милости Господа к Изра­илю. Иерусалим видит, как дети его стекаются к нему со всех сторон, как для них принижаются до равнины горы и холмы бегут прочь при входе их (ср. Вар 5:5-8). Иерусалиму сказано облечься в одеяние славы, «ибо возвестил Бог благо Израиля во веки веков» (11:7).

Псалом 12. Поэма содержит просьбу об избавлении от нечес­тивцев и о наказании для них. Она также просит о защите Божь­ей для человека тихого и о вечном спасении Израиля.

Псалом 13. Псалмопевец возвещает, что Господь защитил его и других; Бог наставляет праведника, как отец — любимого сына. Всевышний милостив к почитающим его, к боящимся его. Од­нако грешников ждет погибель.

Псалом 14. Господь верен любящим его и терпящим наказа­ние его: они будут жить вечно. Поэма противопоставляет их путь участи грешников.

Псалом 15. Бог спас псалмопевца, когда тот был гоним. Бог — надежда и убежище нищего. Карающее пламя Божье не повредит праведникам. Голод, меч и смерть далеки от праведников, но настигнут нечестивых. Бог отметил праведников для спасения, а грешников — для погибели.

Псалом 16. Псалмопевец говорит, что одно время душа его пребывала в дреме, забыв о Господе. Однако Господь пришел на помощь и спас его. Поэт благодарит Господа и просит убе­речь его от греха.

Псалом 17. Последний из псалмов с ясными историческими аллюзиями начинается и заканчивается славословием Господу как вечному царю Израилеву. Псалмопевец вспоминает обето­вание Давиду, но признает, что Израиль впал в грех. В результа-

-[160]-


Глава 2. Еврейская литература периода второго храма

те грешники восстали на Израиль и изгнали его. Впоследствии Бог низверг их. Однако «человек, чуждый роду нашему» (17:7), поднялся против Израиля, обошелся с ним жестоко и разорил землю. Праведным пришлось бежать в пустыню. Описав ужасы ситуации, псалмопевец призывает Бога: «Воззри, Господи, и восставь для них царя их, сына Давидова, чтобы правил рабом Твоим Израилем во время известное Тебе, Боже» (17:21). Этот царь изгонит грешников из Иерусалима и соберет святой на­род, которым будет править справедливо. Он распределит зем­лю между людьми — кому какая полагается в соответствии с его племенем, а языческие народы покорит под иго свое. Народы не будут вредить Израилю, но придут в Иерусалим с дарами и узрят славу Господа. Этот царь именуется Владыкой Мессией (17:32). Он наделен всяческими достоинствами: праведен, могуч, милостив, мудр, свободен от греха, но Господь всегда будет его царем, тем, кто восставил его.

Псалом 18. Господь видит все, в том числе нищих, и наказы­вает своих как сына первородного. «Да очистит Бог Израиля для дня милости благословением/для назначенного дня, когда воцарится его Мессия» (18:5). Как и в псалме 17, он говорит о блаженстве тех, кто родится в дни Мессии. В заключение поэт славит величие Божье: Всевышний определил неизменный ход светил.

Молитва Манассии

В некоторых копиях греческой Библии оды включают мо­литву Манассии. Оды — это собрание поэм из Библии и других источников. Они приложены к Книге Псалмов. Молитва Манас­сии — короткий текст, который подробно описывает событие, лишь упомянутое в Библии вскользь. Манассия, подразумевае­мый в заголовке (в самом тексте он не назван по имени), есть царь Манассия, величайший грешник среди владык давидической династии. Согласно 2 Цар 21:1-18, он творил беспрецеден­тное нечестие в Иерусалиме, что повлекло за собой разрушение

-[161]-


Джеймс Вандеркам. ВВЕДЕНИЕ В РАННИЙ ИУДАИЗМ

Иудеи и Иерусалима. 2 Паралипоменон 33 добавляет некоторые подробности. В этом более позднем тексте Манассия тоже не­честив, его пленяют и уводят в вавилонский плен ассирийцы. «И в тесноте своей он стал умолять лице Господа Бога своего и глубоко смирился пред Богом отцов своих. И помолился Ему, и Бог преклонился к нему и услышал моление его, и возвратил его в Иерусалим на царство его. И узнал Манассия, что Господь есть Бог» (2 Пар 33:12-13). По сведениям 2 Пар 33:19, его молитва и другие деяния «описаны в записях духовидцев [или Хозая, если следовать традиционной огласовке еврейского текста]».

Пятнадцать стихов Молитвы Манассии — попытка более поз­днего автора представить, о чем молился Манассия (ср. также кумранский текст 4Q381, фрагмент 33, строки 8-10, где речь идет о «молитве Манассии, царя Иудейского, когда царь Ассирийский пленил его»). Они стоят в ряду других еврейских сочинений, содержащих слова покаяния и просьб о милости во времена бедствия (см., например, Ездр 9; Неем 9, Песня Азарии). Автор обращается к Всевышнему с такими словами: «Господь Всемогу­щий, Боже отцов наших, Авраама и Исаака и Иакова, и семени их праведного...никто не может устоять перед великолепием славы Твоей, и нестерпим гнев прещения Твоего на грешников». При этом, однако, «безмерна и неисследима милость обетования Твоего» (ст. 6). Он напоминает: «Ты обещал покаяние и отпуще­ние согрешившим Тебе, и множеством щедрот Твоих определил покаяние грешникам во спасение» (ст. 7). Он ужасается много­численности своих беззаконий: он сгибается под их тяжестью (ст. 9-10). Автор просит Бога о прощении и надеется, что Бог по своему великому милосердию спасет его, явит на нем благость свою, «и буду прославлять Тебя во все дни жизни моей».

Молитва Азарии и Песня трех юношей

Одно из трех добавлений к Книге Даниила в греческих из­водах — Молитва Азарии и Песня трех юношей (также номера 7 и 8 среди од, приложенных к псалмам в некоторых греческих

-[162]-


Глава 2. Еврейская литература периода второго храма

копиях). Трое юношей— это друзья Даниила: Анания, Мисаил и Азария. Материал вставлен между Дан 3:23 и 3:24, переход между которыми в арамейском тексте не вполне гладкий и со­здает впечатление пропущенного отрывка. Вставке предпослано краткое прозаическое вступление. За ним идет Молитва Азарии, еще один прозаический отрывок (ст. 23-28) и, наконец, Песня трех юношей (ст. 29-68). В католических изданиях Библии эти 67 стихов маркированы как Дан 3:24-90.

Молитва Азарии — это молитва об избавлении во время бедс­твия. Непосредственные обстоятельства: все трое брошены в огненную печь по приказу Навуходоносора. Однако молитва охватывает большие горизонты, чем это непосредственное ис­пытание. Азария благословляет «Господа Бога отцов наших», который достоин хвалы и справедливо ниспослал кару на Иеру­салим и трех юношей за отступления от закона. И все же он просит: «Не предай нас навсегда ради имени Твоего, и не раз­рушь завета Твоего» (ст. 11). Взывая о милости, он апеллирует к обетованиям Аврааму, Исааку и Иакову. В тяготах настоящего звучит такая молитва: «Но с сокрушенным сердцем и смирен­ным духом да будем приняты. Как при всесожжении овнов и тельцов и как при тысячах тучных агнцев, так да будет жертва наша пред Тобою» (ст. 16-17). По его словам, отныне они ищут Бога и боятся Его — «избавь же нас силою чудес твоих» (ст. 20). Тогда их враги «познают, что Ты Господь Бог един и славен по всей вселенной» (ст. 22).

Следующее прозаическое вступление (ст. 23-28) отмечает, что, хотя царские слуги продолжали «разжигать печь нефтью, смолой, паклей и хворостом», в печь сошел ангел Господень и «сделал, что в средине печи был как бы шумящий влажный ве­тер» (ст. 27). Соответственно, от огня юноши не пострадали, а после чудесного спасения «воспели в печи, и благословляли и прославили Бога» (ст. 28).

Далее идет хвалебная песнь юношей, в которой можно выде­лить две основные части.

-[163]-


Джеймс Вандеркам. ВВЕДЕНИЕ В РАННИЙ ИУДАИЗМ

Первая часть. В ст. 29-34 повторяется рефреном «благословен
Ты...» (за исключением ст. 30: «и благословенно имя славы Тво­
ей»), а во второй части — «прехвальный и преславный вовеки».
Бог мыслится как сидящий на престоле, высоко над всем.

Вторая часть. В ст. 35-51 отроки призывают различные части
творения прославить Господа. Здесь они обращаются с при­
зывом благословить Господа к небесам и разного рода небес­
ным сущностям (ангелам, водам превыше небес, силам, солнцу,
луне, звездам, дождю, росе, ветрам...). Вслед за этим рефреном:
«Пойте и превозносите Его вовеки». Ст. 52-59 зовут присоеди­
ниться к вселенскому хору землю и земные сущности (горы,
холмы, растения, моря, реки, источники, китов, рыб, диких
зверей и скот). Опять-таки постоянно за этим идет: «Пойте и
превозносите Его вовеки». Обратившись к разным частям тво­
рения, отроки переходят к людям. Люди также должны благо­
словить Господа (ст. 60-66а): Израиль, священники Господни,
слуги Господни, духи и души праведников, святые и смиренные
сердцем. Им также говорится: «Пойте и превозносите Его во­
веки». Последние строки указывают, почему Господа нужно
благословлять: «Ибо Он извлек нас из ада и спас нас от руки
смерти, и избавил нас из среды печи горящего пламени, и из
среды огня избавил нас» (ст. 666). Песню завершает призыв:
«Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его».

Здесь повествование возвращается к Дан 3:24, где Навуходоно­сор с изумлением видит, что брошенные им в печь люди целы и невредимы. Более того, к ним добавился и некто четвертый: ангел, которого послал на выручку Бог. (В Дан 3:28 Навуходо­носор констатирует, что Бог послал ангела.)

Насмешка над идолами

Некоторые отрывки Ветхого Завета содержат насмешки над языческими идолами, которым противопоставляется всемогу­щество Бога Израилева (напр., Ис 44:9-20).


Глава 2. Еврейская литература периода второго храма

Послание Иеремии (девтероканоническая/апокрифическая)

В Книге Иеремии пророк пишет изгнанникам в Вавилон, призывая их обосноваться на новом месте и молиться о его благосостоянии (см. Иер 29, где содержатся два письма проро­ка). В начале периода второго храма некто сочинил еще одно письмо от имени Иеремии. Оно адресовано «пленникам, отво­димым в Вавилон царем Вавилонским, чтобы возвестить им, что поведено ему Богом» (ст. 1). Судя по всему, языком оригинала был иврит, хотя самая древняя из известных нам копий — гре­ческая. В 7-й пещере Кумрана найден небольшой фрагмент этого послания, относящийся приблизительно к 100 году до н.э. (При­нятое обозначение фрагмента — 7Q2. На нем можно различить несколько слов и букв из ст. 43-44.) Этот краткий текст также содержится в свидетелях Септуагинты иногда как отдельная кни­га, а иногда как шестая глава Книги Варуха. Не исключено, что 2 Макк имеет в виду Послание Иеремии, когда сообщает, что пророк заповедал переселенцам «не заблуждаться мыслями сво­ими, смотря на золотые и серебряные кумиры и на украшение их». Впрочем, автору 2 Макк были известны и другие предания об Иеремии, поэтому нельзя быть уверенным, что он здесь опи­рается именно на Послание Иеремии.

Большая часть текста обличает идолов, идолопоклонников и идольских жрецов. В своих выпадах автор вдохновлялся почтен­ной ветхозаветной традицией такой критики (ср. Ис 44:9-20), традицией, которая нашла отражение и в самой Книге Иеремии (см. Иер 10:9, 11, 14-15, где идолы невыигрышно сравниваются с Господом). Автор неустанно обращает внимание читателей, сколь беспомощны идолы: деревянные, обложенные золотом и серебром, они не способны даже помочь себе, не говоря уже о помощи другим. Попутно он замечает, что языческие жрецы нечисты на руку. Полемику с идолами в ст. 8-73 можно условно разбить на разделы в соответствии с повторяющимися фразами (ст. 16, 23, 29, 40, 44, [49], 52, 56, 65, 69).


 


-[164]-


-[165]-


Джеймс Вандеркам. ВВЕДЕНИЕ В РАННИЙ ИУДАИЗМ

Подобного рода трактаты были призваны служить подспо­рьем для иудеев в плане того, как относиться к изображениям в языческих храмах и к языческим религиозным процессиям. Автор окарикатуривает языческое почитание статуй, и не надо думать, что язычники относились к ним именно так, как он описывает.

Вил и дракон

Еще один рассказ, направленный против идолов, содержит­ся в 14-й главе греческих переводов Книги Даниила. По своей тематике он близок Посланию Иеремии. По сюжету: очередные героические и успешные противостояния Даниила вавилонянам (соответственно, данную историю можно было рассмотреть и выше, в разделе о повествованиях). Отчасти это рассказ о сопер­ничестве (Даниил против вавилонян, как в Дан 1-5), отчасти — о религиозных гонениях (как в Дан 3 и 6), где жизнь пророка под­вергается опасности из-за его веры в единого живого Бога.

Первый эпизод (ст. 1-22) отнесен ко времени царя Кира Пер­сидского, когда Даниил «был славнее всех друзей его» (ст. 2). Рассказ вращается вокруг идола Вила (т.е. Бела). (Имеется в виду вавилонский бог-творец Мардук. Бел — вавилонское произноше­ние слова «Ваал», «господин», известного нам по хананейской религии.) Вавилоняне почитали Вила, каждый день снабжая его большим количеством пищи, которая за ночь исчезала. Но если царь был увлечен этим идолопоклонством, Даниил хранил стой­кую верность Богу Израилеву. В ответ на недоуменные вопросы Даниил объяснил, что поклоняется не рукотворным идолам, а только «живому Богу, сотворившему небо и землю и владычес­твующему над всякой плотью» (ст. 5). Царь отпарировал: Вил вполне живой, коль скоро поглощает пищу в таких количествах. В ответ на такой довод Даниил лишь улыбнулся, что создало ос­трую ситуацию. Было решено доподлинно установить, ест Вил или не ест. Проигравшей стороне (жрецам Вила или Даниилу) угрожала смертная казнь. Для проверки сделали следующее: царь

-[166]-


Глава 2. Еврейская литература периода второго храма

поставил пищу перед Вилом, а затем запечатал вход в святилище собственным перстнем. Тем самым никто не мог проникнуть в залу и поглотить пищу. Однако выясняется, что на самом деле в залу существовал еще один тайный вход, которым пользовались языческие жрецы, забирая себе приношения. Даниил догадался об их уловке и отдал необходимые распоряжения: перед тем как царь покинул святилище, слуги Даниила посыпали пол пеплом (о чем было известно только царю). Ночью жрецы со своими семьями явились на свою обычную пирушку и поглотили пищу. Утром же запечатанные двери отворили перед царем и Дании­лом. Поначалу царь подумал, что его вера в Вила подтвердилась. Взглянув на стол, он воскликнул: «Велик ты, Вил, и нет никакого обмана в тебе!» (ст. 18). Однако пророк обратил его внимание на оставленные на полу следы. Тут-то все и вскрылось. Жрецы признались в обмане, и царь велел казнить их вместе с их семь­ями. Судьба же святилища была предоставлена на усмотрение Даниила, который велел его разрушить (ст. 22). Таким образом Даниил, изгнанник, одолел божество завоевателя.

Второй эпизод с насмехательством над вавилонскими богами (ст. 23-42) состоит из двух частей: борьба с драконом (ст. 23-27) и чудесное избавление Даниила от расправы (ст. 28-42). Оказы­вается, в тех местах был еще и «большой дракон, и вавилоняне чтили его» (ст. 23). Царь предложил Даниилу новый довод: о драконе-то никак нельзя сказать, что он не живой (в отличие от Вила), а значит, Даниил должен ему поклониться. Даниил отка­зался и попросил позволения убить дракона без меча. Получив согласие, он «взял смолы, жира и волос, сварил все это вместе и, сделав из этого ком, бросил его в пасть дракону, и дракон рас­селся. И сказал Даниил: "Вот ваши святыни!"» (ст. 27). В обоих эпизодах автор не только обличает идолов, но и описывает их разрушение.

Вавилоняне не сделали из данного инцидента необходимо­го логического вывода и обвинили царя в том, что, уничтожив Вила, дракона и жрецов, он сам впал в иудейство. Оказавшись

-[167]-


 


Джеймс Вандеркам. ВВЕДЕНИЕ В РАННИЙ ИУДАИЗМ

под угрозой смерти, царь выдал обвинителям Даниила. Второй раз в жизни пророк попал в львиный ров, где провел шесть дней. Чтобы львы поскорее съели Даниила, их не кормили в это время. Однако они даже не притронулись к праведнику. В этот момент на сцене появляется неожиданный персонаж, Аввакум (в перево­де Теодотиона он обозначен как пророк Аввакум; ср. полемику с идолами в Авв 2:18-19). Ангел повелел ему взять приготовленный им обед и отнести Даниилу в ров, чтобы тот поел. (Для сюжетов «Вил и дракон» тема пищи очень характерна.) Аввакум выразил недоумение, но ангел поднял его за волосы и перенес из Иудеи в Вавилон. Когда Даниил поел, ангел вернул Аввакума в Иудею. Под конец назначенного времени Навуходоносор пришел к львиному рву (ср. о Дарий в Дан 6). Увидев, что пророк никак не пострадал, он воскликнул: «Велик Ты, Господь Бог Даниилов, и нет иного кроме Тебя!» (ст. 41). Обидчиков же Даниила самих кинули в ров, после чего голодные львы немедленно ими пообедали.




Читайте также:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (417)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.04 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7