Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Организации исламского фундаментализма



2015-12-07 1366 Обсуждений (0)
Организации исламского фундаментализма 0.00 из 5.00 0 оценок




Во второй половине XX в. во многих странах мусульманского мира происходит активизация религиозно-политических движений фун­даменталистской направленности. В значительной мере причиной тому стало недовольство неэффективными действиями пришедших к власти после освобождения от колониального владычества свет­ских правительств, которые так и не смогли преодолеть отставание по всем позициям от стран Запада. В 80-х годах усилившаяся исла­мистская оппозиция — разнообразные организации, партии и фронты, использующие как парламентские, так и террористические методы борьбы, — стремится к власти под лозунгом создания исламского государства. По убеждению фундаменталистов любое другое государство незаконно по определению.

В Алжире в 1990 г. на свободных пар­ламентских выборах победила фундаменталистская организация «Фронт исламского спасения». Однако итоги выборов были отме­нены военными, и с тех пор в стране идет гражданская война. В ходе противостояния властей и исламистских группировок жертвами экстремистов становятся мирные жители, которых вырезают целыми деревнями.

Наиболее дерзкие террористические акты на счету разветвлен­ной организации «Аль-Каида» («Основа»), созданной в 1988 г. сау­довским миллионером Усамой бен Ладеном. Ее задача — «создание справедливых исламских государств, свободных от западного влия­ния». Самый крупный терракт, осуществленный членами «Аль-Каиды», — атака с помощью угнанных аэробусов зданий Всемирного торгового центра в Нью-Йорке и Пентагона (Министерство обороны США) в Вашингтоне 11 сентября 2001 г.

«Братья-мусульмане» из Египта

В 1929 г. в Египте была создана «Ассоциа­ция братьев-мусульман». Основал ее Хасан аль-Банна (1906—1949) — крупнейший теоретик так называемого политического ислама. Его организация, выступавшая как радикальная религиозно-политичес­кая оппозиция египетской монархии, опиралась на бедные, но дос­таточно образованные городские слои: интеллигенцию, мелкую буржуазию, учащихся школ и студентов, младших офицеров, отдель­ных представителей духовенства. Аль-Банна видел задачу «Ассоциации» в защите ислама и мусульман от атеизма, от «развращающего» западного влияния. Он говорил, что ислам — это «вера и культ, ро­дина и нация, религия и государство, дух и тело мусульманина». Следовательно, необходима полная исламизация личной, общест­венной и государственной жизни путем возврата к фундаменталь­ным положениям религии, представленным в Коране и Сунне и истолкованным в духе времени. Предполагалось, что такая полити­ка возвысит роль ислама и мусульманской обшины в глазах всех людей. При этом Запад, отождествляемый с неверием (куфр), рас­сматривался как главный враг исламского мира. Конечной целью аль-Банна считал единение всех мусульманских народов в исламе и воссоздание ими единого государственного образования — халифа­та. Лозунгом «Ассоциации» стали слова: «Бог — наша цель, про­рок— наш руководитель, Коран — наша конституция, джихад — наш путь, смерть во имя Бога — наше высшее стремление».

К середине XX в. «Ассоциация» уже имела боевую организацию — «Секретный орган» («Джихаз сирри»), осуществлявший террористи­ческие акты против представителей власти. В результате репрессив­ных мер правительства, последовавших после покушения в 1952 г. на египетского политического деятеля Гамаля Абдель Насера, был казнен крупнейший идеолог египетских «Братьев-мусульман» Сейид Кутб, представлявший наиболее экстремистское крыло организации. Именно он внес основной вклад в разработку доктрины «обвинения в неверии и уходе от мира».

Суть этой доктрины такова: неприятие человечеством шариата в качестве источника власти является причи­ной того, что в мире господствует духовное невежество, незнание истинного Бога и истинной веры, многобожие.

Исходя из этой по­сылки, Кутб вопреки исламской традиции делит людей не на му­сульман и немусульман, а на мусульман, строго придерживающихся законов шариата, и «неверных», т.е. всех остальных. Между первыми и вторыми не может быть примирения и компромисса. Таким обра­зом, Кутб относит к числу «неверных» и большинство мусульман. В своей книге «Социальная справедливость в исламе» он писал, что все социальные проблемы разрешимы только на основе Корана. Но при этом автор не возражает против использования достижений совре­менной науки и техники во имя общественного блага.

 

Организация «Аль-Ихван аль-Муслимун» (в переводе с арабского – «Братья-мусульмане») представляет собой международную политико-религиозную ассоциацию, куда входят различные движения, партии и группы, объединенные идеологией радикального суннитского ислама. Основана египетским шейхом Хасаном бин Ахмадом бин Абдур-Рахманом аль-Банной в 1928 году.

Хасан аль-Банна, на момент создания организации работавший учителем в народной школе города Исмаилия (зона Суэцкого канала), так характеризовал созданную им организацию: «салафитское движение, ортодоксальный путь, суфийская реальность, политическая организация, спортивная группа, научное и культурное общество, экономическая компания и социальная идея». Как можно заметить, определение аль-Банны охватывает практически всю сферу человеческой жизни. Действительно, организация не упускала ни единой возможности вербовки сторонников.

После гибели аль-Банны от рук неизвестного в 1949 году идеологом «Братьев» становится Сейид аль-Кутб (Сайид Кутуб), известный египетский политик, писатель и философ. При аль-Кутбе организация становится более радикальной, в 1954 году происходит покушение на египетского президента Гамаля Абдель Насера.

В 1965 году выходит книга аль-Кутба, оказавшая серьезное влияние на оформление идеи мусульманского экстремизма – «Вехи на пути». Если аль-Банна рассчитывал на мирную исламизацию общества, то аль-Кутб назвал войну верующих против неверных (джихад) справедливой гражданской войной. Вскоре Сейид аль-Кутб был задержан и приговорен к казни через повешение по обвинению в организации попытки убийства президента и других представителей власти; казнь состоялась 29 августа 1966 года.

Именно Сейид аль-Кутб является автором известного лозунга: «Аллах – идеал, пророк Мухаммед – вождь, джихад – средство достижения цели, смерть во имя Аллаха – заветная мечта».

Целью «Братьев-мусульман» стало приведение общества и государства в соответствие с нормами ислама, причем для достижения цели могут применяться различные методы, в том числе террор. Когда «Братья» говорят о подлинном исламском государстве, они подразумевают воссоздание великого исламского Халифата. Ислам понимается как безупречная социально-политическая система, а для автоматического торжества полной гармонии с миром и его Творцом следует неукоснительно соблюдать все нормы ислама. В конце ХХ века идеологической основой ассоциации стал ваххабизм. В ассоциации огромное значение уделяется борьбе с западным влиянием и «западничеством» вообще.

Основной ячейкой всех входящих в «Аль-Ихван аль-Муслимун» организаций является «семья». Члены семьи – братья. Семьи создаются и функционируют по территориальному принципу, состоят из 5-10 братьев, один из которых называется «старшим братом» и управляет семьей. Все члены одного "семейства" в полном составе входят или в миссионерскую, или в боевую организацию «Братьев-мусульман», так как для «Братьев» характерно разделение на два крыла — воспитательно-миссионерское и боевое (организации, занимающиеся вооруженной борьбой, глубоко законспирированы).

Несколько семей объединяются в «большую семью», которую возглавляет «отец». Совет отцов и возглавляющий его «шейх» («амир») руководят каждой из организаций в составе ассоциации. Самой ассоциацией «Братьев-мусульман» руководит так называемый «Большой совет», который состоит из представителей организаций и собирается не менее двух раз год. Между заседаниями «Большого совета» ассоциацией управляют избираемые «Большим Советом» «Верховный наставник» (араб. «аль-муршид аль-амм») и два помощника — «Великих брата» (при этом один из них возглавляет легальное миссионерское крыло, другой — боевое). При Верховном брате действует консультативный орган — постоянный совет из представителей организаций.

По данным, предоставленным Центром общественных связей ФСБ РФ в 2000 году, на тот момент экстремистские ячейки «Братьев-мусульман» действовали более чем в пятидесяти странах мира (надо полагать, что с тех пор их число заметно увеличилось). Структуры «Братьев» существуют в 49 регионах Российской Федерации, они работают в координации с другими экстремистскими и легальными организациями исламистов. Прикрытием для распространения идей радикального ислама часто является благотворительная деятельность (способ не нов: например, в свое время из благотворительной организации «Муджама аль-Исламийя» выросла палестинская ветвь «Братьев» — ХАМАС).

Нужно отметить, что в большинстве случаев «Братья-мусльмане» приходят в тот или иной регион и укрепляются там, следуя определенному плану. Сначала строятся мечети, куда выписываются «квалифицированные» муллы, связанные с «Братьями». Вокруг мечетей формируется инфраструктура — школы, детские сады, больницы и благотворительные организации, которые занимаются сбором и распределением денег. Параллельно возникают подпольные террористические организации халифатистско-ваххабитского толка, при этом связь между легальными исламскими организациями и террористическим подпольем категорически отрицается. Эта стратегия описана в так называемом «Плане 1982 года» — документе, найденном в 2001 году полицией Швейцарии на вилле директора банка «аль-Таква», одного из высокопоставленных деятелей «Братьев» Юссефа Нады.

Данные ЦОС ФСБ свидетельствуют о том, что эмиссары «Братьев» получают из-за рубежа значительные средства на вербовку новых членов, вхождение в структуры власти, сбор данных и анализ процессов, происходящих в постсоветском пространстве. В качестве примера такой деятельности ФСБ назвало деятельность неправительственной благотворительной организации «Общество социальных реформ» (араб. «Джамият аль-Ислах аль-Иджтиман»), которая существует под началом «Кувейтского объединенного комитета помощи». Собранные за границей пожертвования поступали на банковский счет «Общества» в Баку, а оттуда в виде наличных средств перевозились в отделение организации в г. Грозный для распределения между группами чеченских боевиков.

В России деятельность ассоциации «Братья-мусульмане», а также ряда входящих в ассоциацию организаций (в том числе и «Общество социальных реформ») признана террористической и запрещена в 2003 году.

В наше время организации«Братьев-мусульман» существуют во многих мусульманских странах (легально или нелегально). В ассоциацию входят ХАМАС (Палестинская Автономия), Фронт исламского действия (Иордания), Мусульманское братство (Сирия), Ассоциация братьев-мусульман Великобритании, Исламское общество Германии, Федерация исламских общин Европы, другие организации «Братьев-мусульман» в Ираке, Ливане, Судане, Казахстане, Узбекистане и т.д.

 



2015-12-07 1366 Обсуждений (0)
Организации исламского фундаментализма 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Организации исламского фундаментализма

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1366)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)