На дубочке, на дубочке
На дубочке, на дубочке Тут сидят два голубочка. У них шейки голубые, У них перья золотые, Красные кафтанчики. Синие карманчики. На дубу они сидят, Меж собою говорят: Все про Галеньку, Все про маленьку ... (Н. Павлова.) Моем трубочиста Моем, моем трубочиста Чисто, чисто, чисто, чисто. Будет, будет трубочист Чист, чист, чист, чист. (К. Чуковский.) Сел комарик под кусточек Сел комарик под кусточек На еловый на пенечек, Свесил ножки на песочек, Сунул носик под листочек — Спрятался! (Н. Павлова.) Скрипочка Я разломал коробочку, Фанерный сундучок. Совсем похож на скрипочку Коробочки бочок. Я к веточке приладил Четыре волоска — Никто еще не видывал Подобного смычка. Приклеивал, настраивал, Работал день-деньской ... Такая вышла скрипочка — На свете нет такой. (Л. Квитко.) Май Фиалки, ландыши для нас Веселый май в тиши припас. А кто в лесу не новичок, Найдет весенний гриб сморчок. (В. Берестов.) Английская песенка Жил на свете человек, Скрюченные ножки, И гулял он целый век По скрюченной дорожке. А за скрюченной рекой В скрюченном домишке Жили летом и зимой Скрюченные мышки Чешская песенка Поскачем, поскачем, Мой саврасый коник, Поскачем, поскачем За темные леса. Мы с тобой поскачем, До дому доскачем, И тебе насыплю я Желтого овса. Конь Вот так чудо! Вот так конь! Алый гребень, как огонь. Бубенцами конь бренчит, «Ку-ка-ре-ку» он кричит.(В. Чарушин.)
Как у девочки-узбечки На руке блестит колечко. У узбечки нет привычки Две косички заплетать. У москвички — две косички, У узбечки — двадцать пять! (С. Маршак.) Закрепление звука ч в загадках, скороговорках, потешках, пословицах, поговорках Задание 35. Произнеси поговорки отраженно. Заучи и знай народные приметы. Сбежались тучки в одну кучку — быть ненастью. Чибисы с вечера кричат — к ясной погоде. Яркое свечение светлячков — к хорошей погоде. Вечером сильно стрекочут кузнечики — к хорошей погоде. Задание 36. Знай пословицы. Скучен день до вечера, Под лежачий камень Коли делать нечего. И вода не течет. (В. Даль.) Логопед выясняет у детей, понятен ли им смысл пословиц, если нет, то необходимо им объяснить. После этого пословицы можно заучить наизусть. В дальнейшем логопед стремится к активизации этих пословиц в повседневной речи детей. При произнесении пословиц, поговорок и скороговорок необходимо обращать внимание на правильное произнесение звука ч. Задание 37. Прослушай скороговорки. Произнеси их в трех темпах: медленном, среднем и быстром. Черепаха на челноке Течет речка, печет печка. Везет чернику по реке. Печет печка, течет речка. Слова для объяснения: челнок. Задание 38. Будь внимателен. Правильно ли я произнесла скороговорку? Течет речка, печет печка. Печет речка, течет печка. Как надо сказать правильно? Задание 39. Прослушай рассказ. Бабушка и Светочка Бабушка очень любит внучку Светочку. — Ты, внученька, веничком не мети. Ты лучше отдохни. Вот тебе ягодка черничка. Поешь — полежи. Пришел дедушка, рассердился и говорит: — Не учи безделью, а учи рукоделью. Почему рассердился дедушка? Что он сказал бабушке? Кто был прав? Найди в этом рассказе поговорку. Запомни ее. Задание 40. Прослушай стихи-потешки. Выучи их наизусть. Чок, чок, каблучок У забора старичок. Наскочил на сучок. Дам ему я башмачок: Оторвался, поломался, «Старичок, старичок, Чок, чок, каблучок. Почини мне каблучок!» Четыре Анюточки Четыре Анюточки, Чок-чок, каблучок, Не устав ни чуточки, Чуки-чуки-чуки-чок, Пляшут третьи суточки, Чуки-чуки-чуки-чок! Все под прибауточки: Отвалился каблучок. (Е. Благинина.) Слова для объяснения: прибауточки, суточки. Задание 41. Заучи загадки. Умей их загадать маме, папе, товарищам. В золотой клубочек Пять мальчиков, Спрятался дубочек. Пять чуланчиков; (Желудь.) Разошлись мальчики В темные чуланчики. Течет-течет — не вытечет. Каждый мальчик — в свой чуланчик. (Речка.) (Перчатка.) Сижу верхом, Не знаю на ком. Знакомого встречу - Соскочу, привечу. (Шапка.) Что это у Галочки? Ниточка на палочке, Палочка в руке, Ниточка в воде.(Удочка.) Одной ручкой всех встречает, Другой ручкой— Вот так чудо! Чудеса! провожает. (Дверь.) Подо мной два колеса. Я ногами их верчу Я пыхчу, пыхчу, пыхчу» Я качу, качу, качу. Я стучу, стучу, стучу. (Велосипед.) Я лечу, лечу, лечу. Опоздать я не хочу. (Поезд ) Не похож на человечка, Но имеет он сердечко. И в работе круглый год Стучу, бренчу, верчусь весь век,. Он сердечко отдает. А не человек. (Часы.) Пишет он, когда диктуют, Он и чертит, и рисует. Уши чуткие торчком, А сегодня вечерком Хвост взлохмаченный Он раскрасит мне альбом. (Карандаш.) крючком. (Собака.) Дифференциация звуков ч — т' Различение звуков ч — т' в изолированном произнесении в слогах Задание 1. Выдели начальный звук ч или т' из слов чемодан, тележка. Сравни их по артикуляции, по месту образования: а) Что общего имеют эти звуки? б) Чем они отличаются? Задание 2. Выдели звуки ч и т' из слов. Логопед произносит слово, дети называют звук ч или т" а) в начале, б) в середине и в) в конце слова. Образец. Чулок (ч), терка (т'). а) Чашка, тележка, черный, чисто, темный, тихо, б) Мочалка, скатерть, качалка, полотенце, материя, печенье, мастер, вечерний, сатин, рабочий, пятерка, перчатки, гречка, котенок, колечко, летит. в) Мяч, мыть, шить, беречь, смотреть, стеречь, Задание 3. Произнеси слоги отраженно. ЧА —ТЯ ЧИ —ТИ ТЯ —ЧА ТИ-ЧИ ЧО —ТЕ ЧЕ —ТЕ ТЕ —ЧО ТЕ —ЧЕ ЧА — ТЯ ТЮ —ЧУ АЧ —АТЬ ИЧ — ИТЬ ТЯ —ЧА ЧЕ —ТЕ ЧО —ОТЬ ЕЧ —ЕТЬ ЧУ —ТЮ ТЕ —ЧЕ УЧ —УТЬ Задание 4. Запомни и воспроизведи слоговые ряды. ЧА—ТЯ —ЧА 40 —ТЕ —40 ТЯ — Ч А — ТЯ ТЕ — 40 — ТЕ ЧА —ТЯ —ЧА —ТЯ ТЮ —ЧУ —ТЮ—ЧУ Задание 5. Выдели начальные слоги из слов. Образец. Чаша (ча), тюлень (тю). Тело, чугун, тихо, чижик, чулок, тюлень, тюря, чудо, тина, чихать, тени, чулан. Различение звуков ч — г' в словах Задание 6. Закончи слова, добавив слоги ча или тя. Произнеси все слова. Образец. Све...(ча) — свеча, Ми...(тя) — Митя, Те.. .(тя), Пе.. .(тя), да.. .(ча), Ви.. .(тя), зада.. .(ча), ветре.. .(ча), ди.. .(тя), кру.. .(ча), кру.. .(тя), алы... (ча). Задание 7. Произнеси слова парами. Выясни смысл слов. Ответь на вопрос: какими звуками отличаются эти слова? Крутя — круча, челка — телка, чело — тело. Задание 8. Измени слова по образцу: Тигренок — тигреночек, котенок —... , утенок — ... , теленок — ... , грачонок —... . Тетрадь — тетрадочка, скатерть —... , тень —... , ветер —... , катер —... . Светить — свечу, лететь — ... , пыхтеть —... , топтать —... , молчать —... , кричать —... , светить —... , хотеть —... . Кручу — крутить, свечу —... , верчу —... , захочу—... , стучу —... , молчу —... , топочу—... , топчу —... , кричу —... , пыхчу — ... . Кричит — кричать, молчит —... , звучит — ... . ворчит —... . Я качу, ты катишь. Я лечу, ты ... .Я кричу, ты ... . Я кручу, ты .... Я хочу, ты ... . Я верчу, ты .... Задание 9. Подними правую руку, если в слове услышишь звук ч, левую — т', обе руки, если в слове услышишь оба звука. Терка, хочу, теперь, учитель, темный, черный, мочалка, теленок, теплый, чистый, матерчатый, печка, печать, печальный, выключатель, ветчина, теремок, материя, теленочек, встречать, встреча, птенчик, волчонок. Задание 10. Рассмотри картинки. Разложи их в две колонки по звукам ч и г'. Назови их. Приблизительный перечень картинок: тюльпан, ключик, телефон, мальчик, скатерть, черепаха, печенье, тетрадь. Задание 11. Вспомни героев сказок, в названии которых есть звуки ч или т' (Чиполлино, Буратино). Задание 12. Отгадай загадки. Назови, какой звук (ч или г') содержится в отгадке. Загадки для отгадывания. Всю жизнь хожу, Сетка густая Никуда не захожу. Мух не отпускает. (Часы.) (Паутина.) Летом вырастают, Без рук, без ног, А осенью опадают. А ворота отворяет. (Листья.) (Ветер.) В избе изба, Его бьют, а он не плачет, На избе труба. Только выше, выше Зашумело в избе, скачет. (Мячик.) Загудело в трубе. Видит пламя народ, А тушить не идет.(Печка.) Задание 13. Нарисуй картинки, в названии которых слышишь звуки ч или г'. Назови свои рисунки. Количество рисунков определяет логопед. Это Задание можно дать на дом. Дифференциация звуков ч — т' в предложениях Задание 14. Произнеси словосочетания отраженно. Уточка с утятами. Чай с печеньем. Степные цветочки. Кошечка с котятами. Калачи с тмином. Желтенькая наволочка. Учитель с учеником. Телятина с чесноком. Задание 15. Придумай предложения со словосочетаниями (см. предыдущее Задание). Образец. Гуляют уточка с утятами. Задание 16. Посчитай птенчиков. Логопед выставляет картинки, изображающие птенчиков в разных количествах, и предлагает детям их пересчитать. Один птенчик. Два птенчика. Пять птенчиков. Четыре птенчика. Шесть птенчиков. Задание 17. Составь условия задачи со словосочетаниями (см. предыдущее Задание). Задание 18. Произнеси отраженно предложения. Ответь на вопросы целым предложением самостоятельно. Витя читает Мите. Кто кому читает? Мы учимся петь, читать и говорить. Чему мы учимся? Витя и Митя пили чай с печеньем. С чем пили чай Митя и Витя? Задание 19. Произнеси отраженно. Выучи наизусть. Считалочка Раз, два, три, четыре, пять, Вышел зайчик погулять. Пословица Ученье — свет, а неученье — тьма. Загадка Хоть и круглый, а не мяч. Рта не видно, а кусач. Мячик Мячик мой, лети высоко. Мячик мой, лети далеко!
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1580)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |