Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


VIII ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ



2015-12-13 916 Обсуждений (0)
VIII ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ 0.00 из 5.00 0 оценок




Сфера практического приложения арт-терапии современной психологии постоянно расширяется. Индивидуальная и групповая арт-терапия применяется отечественными и зарубежными специалистами при работе с лицами разного возраста: детьми и подростками [5, 9, 15, 18, 19, 20, 21], взрослыми [14, 24, 25, 26, 27, 28] и пожилыми людьми [3, 7]. Так, например, пожилым людям чрезвычайно значимо выразить весь спектр своих переживаний. Однако протекание этого процесса в вербальном плане зачастую затруднено в связи с вынужденным одиночеством. Поэтому арт-терапевтами разработан ряд техник, связанных с проработкой значимых для пожилых людей тем, касающихся взаимоотношений с родственниками, смысла прожитой жизни, отношения к смерти, посмертного существования и др.

Арт-терапевты работают с клиентами, имеющими различные психологические проблемы. Арт-терапевтические методы и техники активно используются в психологической работе с лицами, перенесшими физическое и психологическое насилие: с детьми и взрослыми - жертвами сексуального насилия [16, 20]; с беженцами и вынужденными переселенцами, жертвами военных конфликтов [9, 25, 27], участниками военных действий [14]. Работа с визуальными образами является эффективным средством преодоления таких последствий психотравм как ПТСР. Это связано с тем, что процесс художественного творчества представляет собой последовательность различных видов экспрессивного взаимодействия с материалами, включающую кинестетические (ощущения), перцептивные (аффекты) и когнитинвные элементы. Переход клиента от одних видов взаимодействия с материалами к другим способствует преодолению тех защитных механизмов, которые позволяли ему адаптироваться к травме и её последствиям. Благодаря этому, осознаются подавляемые чувства, преосмысливаются прошлые события, формируются более адекватные защитные механизмы. В случае работы с жертвами насилия, арт-терапевтические занятия ориентированы на самовыражение и принятие своего образа Я. При работе с мигрантами они направлены, в первую очередь, на помощь в формировании новой культурной идентичности. Это связано с тем, что совместное творчество помогает людям познать мир другого человека, облегчает их социальную адаптацию [2].

В медицинской психотерапевтической практике арт-терапевтический подход используется при работе с беременными женщинами [28], с онкологическими больными [19], психически больными [4, 6, 31], детьми с нарушениями развития [22, 30]. Со многими из этих категорий клиентов возникают значительные трудности в установлении и поддержании психотерапевтических отношений. Также эффективной оказывается арт-терапия при работе с зависимостями: в лечении алкоголизма и наркомании [17, 24, 29], устранении нарушений пищевого поведения [6, 23].

Многими психологами арт-терапия применяется с целью диагностики и коррекции некоторых индивидуально-психологических особенностей клиентов, например, агрессивности, импульсивности [8, 21].

В семейной психотерапии применяемые психологами методы интегративной арт-терапии способствуют коррекции супружеских и детско-родительских отношений [1, 13, 17]. По мнению Х. Ландгартен, рисунки помогают арт-терапевту лучше распознать дисфункциональные паттерны внутрисемейного взаимодействия. Она выделят семь таких паттернов: псевдовзаимность, парентификация, семейное расщепление, семейное искажение, триангуляция, отчуждение, формирование недифференцированной эго-массы и слияние [13]. Описание этих паттернов представлено в таблице 4.

Таблица 4 Дисфункциональные паттерны внутрисемейного

Взаимодействия (по Х. Ландгартен)

Паттерн Проявление паттерна Характеристика рисунка
триангуляция в стремлении двух членов семьи объединиться и противопоставить себя третьему члену; изображение «отвергнутого» члена семьи зарисовывается или стирается совместный рисунок объединившейся пары занимает большую часть листа
семейное расщепление в конфронтации и взаимной враждебности членов семьи: не считаются друг с другом и постоянно вторгаются на чужую территорию созданный рисунок многократно изменяется: дополняется, стирается, перерисовывается

Продолжение таблицы 4

Паттерн Проявление паттерна Характеристика рисунка
псевдо- взаимность в виде создаваемого членами семьи «фасада» доброжелательных отношений отражает идеальные социальные представления о гармонии в семье (сцены загородных прогулок с цветами и солнцем)
парен тификация в виде резкой смены ролей: ребёнок перехватывает у взрослых инициативу в создании рисунка, меняет рисунки родителей или создаёт свои рисунки поверх рисунков взрослых в совместном рисунке центральное место и самую большую площадь занимает изображение, созданное ребёнком; а созданные родителями находятся на периферии и имеют маленький размер
семейное искажение во внешне гармоничных отношениях членов семьи: один из них проявляет инициативу и самостоятельность, стремится занять в изображении значимое место; другие – занимают подчинённое положение, вносят лишь дополнения в общий рисунок, не претендуя на изменение созданного лидером образа; при этом все члены семьи полностью удовлетворены своими ролями и созданным образом рисунок отражает комплиментарность
формирование недифференцированной эго-массы и слияние в размытости индивидуальных границ и взаимопроникновении изображений совместный рисунок хорошо структурирован, вклад каждого члена семьи трудно определить
отчуждение в отсутствии взаимодействия: каждый член семьи работает на своей территории между отдельными изображениями имеются пустые пространства

Противоположностью таким паттернам выступают позитивные аспекты семейного функционирования, к которым автор относит следующие тенденции: стремление к сотрудничеству; адекватное распределение позиций и проявление лидерских тенденций; взаимную поддержку; появление и усиление позитивных переживаний; использование преодолевающих стратегий в затруднительных ситуациях; проявление внимания, эмпатии, чувства юмора и др. [13]. Арт-терпия, в силу преимущества невербального характера изобразительной деятельности, применяется при работе психолога с семьями, имеющими отличное от терапевта этническое происхождение; с семьями, члены которых обладают различным культурным опытом (браки, заключённые между лицами различных национальностей).

Итак, арт-терапия находит своё применение во многих отраслях педагогической, медицинской, социальной и психологической практики.

 



2015-12-13 916 Обсуждений (0)
VIII ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: VIII ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (916)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)