Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методология исследования выпускной квалификационной работы



2015-12-13 4776 Обсуждений (0)
Методология исследования выпускной квалификационной работы 0.00 из 5.00 0 оценок




Методология – это логическая организация деятельности человека, состоящая в определении цели и предмета исследования, подходов и ориентиров в его проведении, выборе средств и методов, определяющих наилучший результат.

При написании выпускной квалификационной работы выбранная методология играет решающую роль, определяющую качество исследования проблемы и рекомендации по ее решению. Во введении автор коротко ее излагает, то есть описывает объект, предмет исследования, проблему, цель, задачи, информационную базу, методы исследования. В аналитической главе рекомендуется кратко описать (2-3 страницы машинописного текста) методы и инструменты исследования, выборку исследования и ожидаемые результаты.

Далее дадим характеристику понятия Методология исследования в целях подготовки выпускной квалификационной работы.

Методология любого исследования начинается с выбора, постановки и формулирования его цели, определения объекта и предмета исследования.

Объектом исследования является организация или система управления, а проблемы, возникающие в этой системе, являются предметом исследования.

Проблема – это противоречие, требующее разрешения, которое обеспечивает развитие управления исследуемым объектом. Решается проблема набором задач. В отличие от проблемы задача предполагает знание алгоритма ее решения или выбор необходимого алгоритма из известных.

В общем случае цель исследования заключается в поиске наиболее эффективных вариантов решения поставленной проблемы.

Целями исследования могут быть развитие теории или совершенствование практики.

Цели исследования конкретизируются и развиваются в задачах исследования:

Первая задача, как правило, связана с выявлением, уточнением, углублением, методологическим обоснованием сущности, природы, структуры изучаемого объекта.

Вторая – с анализом реального состояния предмета исследования, динамики, внутренних противоречий развития.

Третья – со способностями преобразования, моделирования, опытно-экспериментальной проверки.

Четвертая – с выявлением путей и средств повышения эффективности,

совершенствования исследуемого явления, процесса, т.е. с практическими аспектами работы, с проблемой управления исследуемого объекта.

Следующей составляющей в содержании методологии исследования являются подходы.

Подход – это ракурс исследования, т.е. исходная позиция, отправная точка, с которой исследование начинается и которая определяет его направленность относительно цели.

Подход может быть аспектным, системным и концептуальным.

Аспектный подход представляет собой выбор одной грани проблемы по принципу актуальности или по принципу учета ресурсов, выделенных на исследование. Так, например, проблема развития персонала может иметь экономический аспект, социально-психологический, образовательный и т. д.

Системный подход отражает более высокий уровень методологии исследования. Он требует максимально возможного учета всех аспектов проблемы в их взаимосвязи и целостности, выделения главного и существенного, определения характера связей между аспектами, свойствами и характеристиками.

Концептуальный подход предполагает предварительную разработку концепции исследования, т. е. комплекса ключевых положений, определяю­щих общую направленность, преемственность исследования.

Подход может быть эмпирическим, прагматическим и научным. Если он в основном опирается на опыт, то это эмпирический подход, если на задачи получения ближайшего результата, то прагматический. Наиболее эф­фективным является, конечно, научный подход, который характеризуется научной постановкой целей исследования и использованием научного аппа­рата в его проведении.

Далее следует определить информационную базу исследования, т.е. это те источники информации, которые вы будете использовать для решения поставленной проблемы. Здесь отдельно следует указать источники теоретического и эмпирического материала. Например: Теоретической базой исследования послужили научные труды таких авторов как Мельник М.В., Ендовицкий Д.А. (указываются авторы научных трудов, которые использовались в исследовании), публикации в специализированных изданиях (указывается название), материалы конференций и т.д. Эмпирической базой исследования послужили официальные статистические данные Федеральной службы государственной статистики по России и Псковской области, финансовая (бухгалтерская) отчетность организации, данные анкетирования сотрудников и т.д.

Главную роль в методологии играют средства и методы исследования.

Напомним понятие метода:

«Метод» – способ познания, подход к изучению явлений природы и общественной жизни (Толковый словарь русского языка под редакцией Т.Ф. Ефремовой).

«Метод» - способ теоретического исследования или практического осуществления чего-нибудь (С.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка).

«Метод» - (от греч. methodos - путь исследования - теория, учение), способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности (Энциклопедический словарь русского языка).

Выделяют различные методы исследования. Для того чтобы выбрать какие методы исследования необходимо использовать в каждом конкретном случае нужно ответить для себя на вопросы:

- Какая информация у меня есть? Например: устав организации, финансовая отчетность организации за отчетный период, результаты анкетирования покупателей продукции организации, бухгалтерские данные о задолженности организации перед кредиторами и др.

- Что мне сделать с имеющимися данными, чтобы понять, как и почему меняются интересующие меня показатели (например: проследить динамику или провести факторный анализ, или узнать структуру)?

- Какая дополнительная информация мне еще нужна и как я могу ее получить? Например: провести опрос сотрудников организации, анкетирование покупателей и т.д.

Для ответов на последние два вопроса вы будете использовать определенные методы исследования.

Рассмотрим методы исследований подробнее.

К теоретическим методам исследования относятся абстрагирование, аксиоматический метод, анализ, синтез, метод конкретизации, идеализация, индукция, дедукция, метод моделирования.

К эмпирическим методам исследования относятся наблюдение, опросные методы, тестирование, изучение продуктов деятельности, сравнение, рейтинг.

Математические и статистические методы применяются для обработки полученных данных методами опроса и эксперимента, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Они помогают оценить результаты эксперимента, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений. Наиболее распространенными из математических методов являются регистрация, ранжирование, шкалирование. Для проведения подсчетов имеются соответствующие формулы, применяются справочные таблицы. Результаты, обработанные с помощью этих методов, позволяют показать количественную зависимость в виде графиков, диаграмм, таблиц.

Рассмотрим более подробно статистические методы, которые включают в себя три группы методов:



2015-12-13 4776 Обсуждений (0)
Методология исследования выпускной квалификационной работы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методология исследования выпускной квалификационной работы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4776)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)