Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Лекция 7. Япония. 6 часов



2015-12-13 902 Обсуждений (0)
Лекция 7. Япония. 6 часов 0.00 из 5.00 0 оценок




Базовые элементы формирования общества. Воздействие природного фактора на формирование личности и социума. «Культура рисового поля». Особенности ландшафта, культурно-хозяйственные комплексы и интенсивность информационных процессов. «Иэ» как модель отношений в обществе, «оя-ко»: иерархичность, патернализм, групповое сознание, этика отношений. Роль синто в формировании «картины мира» японца: натуре центризм, культ предков, мифология, доктрина верховной власти, эстетические принципы. Внешний фактор в формировании японской социокультурной системы. Восприятие достижений материковой (китайской) культуры. Методы восприятия «чужого»: выработка механизма адаптации. Буддизм: причины распространения в Японии. Дзэн-буддизм в традиционной культуре. Своеобразие восприятия конфуцианства. Гомогенность японского этноса.

Япония под властью Токугава (1603-1868). Завершение объединения страны. Государственное устройство: система бакухан. Формы контроля сегуна над лайме. Сёгун - император. Сословное деление японского общества: си-но-ко-сё. Начало кризиса самурайского сословия: причины, последствия. Поземельные отношения: новые явления. Рост городов, роль торгово-ремесленных слоев. Особенности формирования капиталистического уклада. Внешняя политика Токугава. «Закрытие Японии»: причины, последствия. Гонения на христиан. Могла или не могла состояться христианизация Японии? Отношения с голландцами. Антисёгунское движение. Предпосылки: идеологические (формирование японской национальной идеи); политические (ситуация в юго-западных княжествах): экономические и социальные. Роль внешнего фактора: «открытие» Японии и его последствия. Гражданская война. Реставрация Мэйдзи.

Модернизация эпохи Мэйдзи. Внутренние и внешние предпосылки преобразований. Реформы: административная, сословная, военная, аграрная (характеристика, оценка). Особенности промышленного развития Японии в 70-90-е годы XIX века. Политические преобразования: «дзию минкэн ундо» (течения, основные требования); формирование политических партий (социальная база, цели); конституция 1889 года, избирательный закон и парламент, характер политической власти. Становление императорской системы: идеология тэнноизма, концепция кокутай - основа реставрации власти императора. Реформы в сфере образования, культуры, быта. Своеобразие модернизации эпохи Мэйдзи: роль государства и бюрократии, лозунг «вакон-ёсай». Дискуссия в литературе о характере преобразований в Японии. Концепция «консервативной революции»,

Противоречия процесса модернизации в Японии. Японское общество в конце XIX - начале XX века: воздействие модернизации на различные социальные слои. Нарастание ультранационалистических тенденций. Причины крайней агрессивности Японии. Внешняя политика на рубеже Х1Х-ХХ веков: война с Китаем и ее воздействие на общество, участие в подавлении ихэтуаней, русско-японская война. Пересмотр неравноправных соглашений. Япония в годы первой мировой войны. Территориальные приобретения. Японская модель модернизации: результаты.

 

Литература

Основная

Новая история стран Азии и Африки: 3 ч.: Учеб. Для студ. вузов. Ч.1/ под ред. А.М.Родригиса. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 400с.

Новая история стран Азии и Африки: 3 ч.: Учеб. Для студ. вузов. Ч.2/ под ред. А.М.Родригиса. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 463с.

Новая история стран Азии и Африки: 3 ч.: Учеб. Для студ. вузов. Ч.1/ под ред. А.М.Родригиса. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 511с.

Практикум по новой истории Стран Азии: для студ. 3-4-х курсов по спец. «032600-История» Авт.-сост. Р.И.Кантимирова; Отв.ред. С.В.Сиротин. – Стерлитамак: Изд-во СГПА, 2004. – 290с.

Новая история стран Азии и Африки: учеб. прогр. курса по спец. «032600-История» / сост. Г.Э.Емалетдинова, Р.И.Кантимирова. – Стерлитамак: Изд-во СГПА, 2008. – 47с.

Изучение новой истории стран Азии и Африки в среднеобразовательных учреждениях: Учеб. пособие для студ. 3-4-х курсов по спец. «032600-История» / Г.Э.Емалетдинова. – Стерлитамак: Изд-во СГПИ, 2003. – 140с.

Дополнительная

Агаев С.Л. «Мэйдзи исин»: Революция или реформа? // Народы Азии и Африки. 1978. № 2.

Буддизм в Японии. М., 1993.

Гольдберг В.И. Очерки истории рабочего и социалистического движения в Японии: 1868-1908 годы. М., 1976.

Григорьева Т.П. Красотой Японии рожденный. М., 1993.

Гришелева Л.Д. Формирование японской национальной культуры: Конец XVI - начало XX века, М., 1986.

Гришелева Л.Д., Чегодарь Н.П. Японская культура Нового времени: Эпоха Мэйдзи. М., 1998.

Давыдов Ю, Головкин. М., 1968.

Данн Ч. Повседневная жизнь в старой Японии. М., 1997.

Дело об оскорблении трона. М., 1972.

Жуков Ё.М. К вопросу об оценке революции Мэйдзи // Вопросы истории. 1968. № 2.

Загорский А. В. Япония и Китай: Пути общественного развития в оценке японской историографии. М., 1991.

Зибольд А. Эпоха великих реформ в Японии. СПб., 1902.

Из истории общественной мысли Японии ХVII-ХIХ веков. М., 1990.

Исторический опыт Японии: В чем специфика? // Азия и Африка сегодня, 1990. № 10.

История Японии. Т. 1-2. М.. 1998.

Иэнага Сабуро. История японской культуры. М., 1972.

Кирквуд К. Ренессанс в Японии: Культурный обзор XVII столетия. М.. 1988.

Книга японских обыкновений / Сост. А.Н. Мещеряков. М.. 1999.

Кузнецов Ю.Д., Навлицкая Г.Б., Сырицын ИМ. История Японии. М,. 1988.

Кушаков Л.Н. Россия иЯпония. М., 1988,

Лещенко Н. Ф. История Японии в эпоху Токугава. М., 1999.

Лещенко Н.Ф. К вопросу о внутренних факторах развития капитализма в Японии // Дискуссионные проблемы японской истории. М., 1991.

Маркарьян С.Б., Молодякова Э.В. Истоки и корни японской национальной культуры // Проблемы Дальнего Востока. 1994. № 3

Мещеряков А.Н. Внешний фактор в истории Японии // Азия: Диалог цивилизаций, СПб., 1996.

Мещеряков А.Н. Ранняя история Японского архипелага как социоестественный и информационный процесс // Восток. 1995. № 5.

Мещеряков А.Н. «Христианское столетие» в Японии: Проблемы культурного отторжения // Восток. 1993. №5

Михайлова Ю.Д. Общественно-политическая мысль Японии в 60-80-е годы XIX века. М.. 1991.

Молодякова Э. В. Мэйдзи исин» - консервативная революция // Проблемы Дальнего Востока. 1993. № 6.

Молодякова Э.В., Маркарьян С.Б. Опыт столетней модернизации Японии // Восток. 1993. № 2

Молодякова Э.В., Маркарьян С.Б. Японское общество: Книга перемен. М., 1996.

Новая история стран Азии: Вторая половина XIX - начало XX века. Хрестоматия. М., 1995,

Норман Г. Возникновение современного государства в Японии. М., 1961.

Овчинников В.В. Ветка сакуры. М., 1988.

Очерки Новой истории Японии. М., 1958.

Преображенский К. Г. Как стать японцем, М., 1989.

Пронников В.А., Ладанов П.Д. Японцы: Этнопсихологические очерки. М., 1985; 1996.

Роджерс Ф. Первый англичанин в Японии. М., 1977.

Светлов Г.Е. Колыбель японской цивилизации, М., 1994.

Светлов Г.Е. Путь богов: Синто в истории Японии. М., 1985.

Светлое Г.Е. Синто: История и современность // Новая и новейшая история. 1992. № 5.

Сенаторов А.Н. Сэн Катаяма. М., 1988.

Сигэки Т. Мэйдзи исин. М., 1959.

Сила-Новицкая Т.Г. Культ императора в Японии, М., 1990.

Скворцова Е.Л. «Христианский век» в Японии // Человек и мир в японской культуре. М., 1985.

Спеваковский А.Б. Самураи - военное сословие Японии. М., 1981.

Сто лет русской культуры в Японии. М., 1989.

Федоренко Н. Японские записи. М., 1974.

Хэрн Л. Душа Японии. М., 1997.

Цветов В. Пятнадцатый камень сада Рёэндаи. М., 1991.

Акутагава Рюноскэ. Усмешка богов // Акутагава Рюноскэ. Новеллы. М., 1974.

Сюсаку Эндо. Молчание. Самурай. М., 1989.

 



2015-12-13 902 Обсуждений (0)
Лекция 7. Япония. 6 часов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Лекция 7. Япония. 6 часов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (902)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)