Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Разделы дисциплины и виды занятий



2015-12-13 536 Обсуждений (0)
Разделы дисциплины и виды занятий 0.00 из 5.00 0 оценок




РАБОЧАЯ ПРоГРАММА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа раскрывает основное содержание лекционного курса по Новой истории стран Азии и Африки. Главная цель курса - дать студентам представление об историческом процессе на Востоке в Новое время, обратив особое внимание на относительность ряда устоявшихся в отечественной историографии понятиям, ограниченность европоцентристского подхода.

Конкретные задачи курса, вычленить типы крупномасштабных цивилизационных систем на Востоке, проследить отличную от Европы динамик исторического процесса в этом регионе, на базе странового материала выявить специфику локальных цивилизации, рассмотреть, к каким последствиям для народов Востока привела встреча с европейской цивилизацией Нового времени, уделить внимание особенностям модернизации в странах афро-азиатского мира.

Следует иметь в виду, что программа, во-первых, ориентирована на освещение истории региону на примере наиболее крупных стран: во-вторых, включает темы, которые выносятся на самостоятельное изучение студентов под руководством преподавателя (семинары, коллоквиумы, контрольные работы). Предлагаемая программа включает литературу по теме курса.

В настоящие время актуальностьприобретает изучение стран Востока. Возрастание роли и значения стран Азии и Африки в современном мире, влияния их политики на международную политику обуславливают необходимость более углубленного изучения их истории и современного положения, повышают требования к преподаванию соответствующий дисциплины.

Необходимость введения курса Новой истории стран Азии и Африки обусловлена тем, что он является продолжением исторического развития восточного мира в эпоху средневековья. История стран Азии и Африки является, наряду с другими курсами по всеобщей истории, одним из основных предметов, изучаемых студентами исторических факультетов педагогических учебных заведений. Новая история стран Азии и Африки представляет собой очень объемную дисциплину как в смысле территориальном (огромный регион, включающий десятки стран существовавших ранее), так и в хронологическом, потому что в рамках этой дисциплины проводится изучения стран Востока на протяжении почти трех столетий.

Новая история стран Азии и Африки является, наряду с другими курсами по всеобщей истории, одним из основных профилирующих предметов, изучаемых на исторических факультетах высших учебных заведений. Курс новой истории имеет важнейшее политическое и научное значение, определяемое ролью стран Азии и Африки во всемирно-историческом процессе, особенно возросшей за последние годы.

Интерес к Востоку в наши дни будет возрастать. Интерес этот всесторонен и всеобъемлющ: история и культура, общество и государство, человек и религия древние первоосновы великих цивилизаций Востока.

История стран Азии и Африки в новое время является эпохой столкновения традиционных обществ Востока с капиталистическим миром Запада. При этом не следует рассматривать страны Азии и Африки в качестве новой единой, цельной системы, противопоставлять развитие “всего Востока” “Западу”. Каждая из стран имела свои особенности, хотя их развитие по многим параметрам отличалось от развития стран Европы.

Кроме того, много в современном мире вплотную связано с Востоком – достаточно напомнить о феномене развивающихся стран с их острейшими экономическими, демографическими и социокультурными проблемами, пути решения которых пока далеко еще не найдены. Как и когда эти проблемы будут решены, каков пути, ведущие к их решению, - все это волнует мир, подавляющее большинство населения которого живет именно в странах Востока.

Составление комплексного представления об истории стран Азии и Африки в новое время формируется на основе междисциплинарного подхода. Курс тесно связан и опирается на такие ранее изученные дисциплины, как История средних веков, История древнего мира. Для изучения дисциплины необходимы знания в области этнографии, этнологии, религиоведения.

История стран Азии и Африки в новое время традиционно охватывает период превращения этих стран в колонии. Поэтому история этих государств неразрывно связано также с историей стран Европы и Америки в Новое время. Новая история как определенный период всемирной истории является характеристикой, приемлемой как для стран Запада, так и для стран Азии и Африки. Однако содержание этого исторического периода представляется совершенно не однотипными. В передовых странах Запада происходило развитие, а затем и торжество капиталистических отношений; страны Азии и Африки наоборот, вступали в длительную полосу кризиса своих феодальных структур, а затем стали легкими объектами для капиталистических экспансий со стороны стран Запада.

Но все же существует нечто определяющее для периода Новой истории, как для стран Запада, так и стран Востока. В целом, это формирование колониальной системы, в рамках которой горстка стран метрополий (Запад) и подавляющее количество зависимых стран (Восток) впервые в истории человечества вместе образуют единую схему мирового капиталистического хозяйства на базе сформировавшегося единого мирового экономического рынка. Еще одним составляющим исторического процесса в Новое время станет непрекращающаяся антиколониальная борьба народов Востока.

Новая история стран Европы и Америки, Азии и Африки позволяет увидеть общие черты и различия в развитии модернизации в индустриальном и традиционном обществах: в отношении к техническому прогрессу, в организации власти, в положении человека в обществе, в отношении к собственности, в отношении к природе.

Данная программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Программа курса «История стран Азии и Африки в новое время» соответствует требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 032600 «История». Требования государственного стандарта и его основные положения определили структуру курса и логику изложения в нем материала.

Цель дисциплины:

- изучение совокупности фактов событий и явлений новой истории стран Азии и Африки на основе анализа источников и исследовательской литературы.

Содержание дисциплины позволяет решить следующие задачи:

- проанализировать основные эпохи и важнейшие события истории стран Азии и Африки в новое время;

- раскрыть взаимосвязь экономической, политической и культурной истории стран Азии и Африки;

- показать место афро-азиатского региона в мировом историческом процессе;

- выделить систематическое взаимодействие западного и афро-азиатского мира на основе колониального синтеза;

- раскрыть процесс превращения стран Востока в часть мирового капиталистического хозяйства;

- продемонстрировать формирование на Востоке многоукладного общества и процесс модернизации;

- описать рост буржуазно-национального движения и борьбу за создание условий для национального суверенного варианта развития.

Курс ориентирует на следующие виды профессиональной деятельности:

- учебно-воспитательная;

- научно-методическая;

- культурно-просветительская.

Изучения курса «История стран Азии Африки в новое время» способствует решению следующих типовых задач профессиональной деятельности: в области учебно-воспитательной деятельности:

Курс ориентирован на научно-просветительскую деятельность. Основная функция курса- формирование исторического мышления, под которым подразумевается определенный набор мыслительных стратегий, позволяющий студентам самостоятельно использовать факты и события, выстраивать свою версию событий, отвечающую данным исторической науки, умение анализировать и описывать события с разных, часто противоположных точек зрения.

В результате изучения курса новой истории студенты получают знания об основных чертах развития традиционного общества, и изменениях, которые произошли в мире за период XIX - начале XX вв. Студенты должны уяснить проблему периодизации, преимущество эволюционного пути развития общества перед революционным, причины революций и реформы как альтернативной путь развития общества, новая социальная структура общества.

Студенты должны научиться общим принципам постановки и решения познавательных проблем, которые включают: методы исторического анализа, изучение источников, выявление предпосылок, анализ целей и результатов; объяснение преимуществ и недостатков; выявление общего и различного; объяснение фактов; сопоставление различных суждений; умение использовать внешкольные источники информации, компьютерные образовательные программы; разные способы работы.

В процессе изучения новой истории студенты приобретают интерес и уважение к истории человечества и культуре, вырабатывают отношение к истории как способу понимания современности; рассматривают сложные проблемы современности через призму истории; понимают механизм общественного развития; вырабатывают собственное отношение к традициям западной и восточной культуры.

Изучение курса стимулирует процесс гуманнизации личности студента, формирование качеств, которое общество хотело бы видеть у студента. Изучения курса помогают руководствоваться нравственным отношениям к собственной жизни и жизни других людей, анализировать конкретные ситуации, уметь видеть и решать проблемы, поставленные перед ним жизнью, уметь выбирать линию поведения, исходя из представления о возможных последствиях.

Гуманизация при изучении данного курса она прослеживается:

- в отборе научного материала(внимание к историческим личностям, их социально-психологиче6ским портретам, этнографическим сведениям, традициям культурно наследия, социальному поведению человека, что позволяет понять суть человека и его роль в историческом развитии);

- в развитии нравственных принципов и духовных ценностей человека;

- в ориентации преподавания на “проживание” студентами различных исторических эпох, разных типов культур;

- в направленности преподавания на попытку проникновения студентами в глубь явлений на раскрытии таких аспектов исторического процесса, как время, развитие, исторические условия и теории – то, что развивает способность понимания исторических эпох.

- осуществления процесса обучения в соответствии с образовательной программой;

- планирование и проведение учебных занятий с учетом специфике тем и разделов программы в соответствии с учебным планом;

- использование современных научно-обоснованных приемов, методов и средств обучения;

- применение современных средств оценивая результатов обучения;

- воспитание у учащихся уважительного отношения к культурно-историческому наследию стран афро-азиатского региона;

в области научно-методической деятельности:

- анализ собственной деятельности с целью ее совершенствования;

в области культурно-просветительской деятельности:

- формирование общей культуры учащихся.

В процессе изучения дисциплины студенты должны знать:

- основные события и процессы истории стран Азии и Африки в новое время;

- место и роль стран Азии и Африки во всемирном историческом процессе;

уметь:

- объяснять и определять понятия;

- рассматривать общественные явления в развитии, в конкретной исторической обстановке, применять принципы историзма;

- анализировать исторические явления, процессы, факты;

владеть:

- приемами и методами научного анализа и критики источников по новой истории стран Азии и Африки.

В процессе изучения курса новой истории студенты должны овладеть умениями:

- определять и объяснять понятия;

- выделять главную мысль, идею в письменном тексте, документе;

- рассматривать общественные явления в развитии, конкретно-исторических явлениях, применяя принципы историзма;

- раскрывать во взаимосвязи и взаимозависимости явления экономики, политики, культуры, искусства;

- анализировать исторические явления, процессы, факты;

- обобщать и систематизировать полученную информацию;

- давать на основе анализа конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними;

- осуществлять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи), решать ситуативные задачи, в том числе на основе анализе действительности;

- определять личную точку зрения, уметь ее формулировать и аргументировать, осуществлять оценочные знания;

- вести диалог, грамотно строить монологическую речь, формулировать вопрос, сжато давать ответы, писать рецензии;

- определять цели своей деятельности и представлять ее результаты.

Студенты должны знать о таких понятиях и явлениях, как:

- уровень развития индустриального и традиционного обществ, условия гармоничного развития общества, его менталитет, ценности индустриального и традиционного обществ, общечеловеческие ценности;

- личность в истории, соотношение объективного и субъективного факторов в историческом процессе;

- принцип неравномерного развития стран в эпоху индустриальной революции.

В ходе изучения данного курса студент слушает лекции, посещает семинарские занятия, занимается индивидуально.

 

Разделы дисциплины и виды занятий

Тематический план Новая история стран Азии и Африки

V семестр

Наименование Лекции Семинары СРС
Введение к курсу   -
Цивилизации Востока к началу нового времени
Становление и развитие колониальной системы -   -
Проблема модернизации стран Востока в новое время -
Национально-освободительные движения на Востоке   -
Цивилизационные особенности китайского общества -
Китай под властью династии Цин  
«Опиумные войны» и открытие Китая   -
Тайпинское восстание - -
Монголы в XVII – 60-е гг. XIX в.   -
Юго-Восточная Азия в XVII – 60-е гг. XIX в.   -
Корея в XVII в. - -
Корея в XVII –начале XIX в.в.  
Япония в XVII – 60-е гг. XIX в.   -
Япония под властью Токугава -   -
Модернизация эпохи Мэйдзи
  Итого

VI семестр

Наименование Лекции Семинары СРС
Индия в XVII – 60-е гг. XIX в
Распад державы Великих Монголов (середина XVII – середина XVIII вв.)    
Завоевание Индии Англией (середина XVIII – середина XIXвв)  
Английский колониальный режим (середина XVIII – середина XIX вв.)    
Индийское народное восстание 1857 – 1859 гг.
Система колониального управления и экономической эксплуатации Индии во второй половине XIX в.    
Афганские племена и образование государственности. Держава Дуррани. Афганистан во второй половине XIX – начале XX вв.    
Иран в XVII – 60-е гг. XIX в.  
Османская империя в XVII – 60-е гг. XIX в.  
Эпоха реформ
Арабские страны Азии и Африки в XVII – 60-е гг. XIX в.    
Тропическая и Южная Африка в XVII – 60-е гг. XIX в.  
  Всего

VII семестр

Наименование Лекции Семинары СРС
Завершение Колониального раздела Азии и Африки в 70-е гг. XIX – начале XX вв.    
Национально-освободительное движение на Востоке      
Китай в конце XIX в    
Китай и капиталистические державы в 80-90-е гг. XIXв.      
Зарождение китайского национализма  
Китай в начале XX в, Синьхайская революция  
Китай в годы I мировой войны      
Монголия в 70-е гг. XIX – начале XX вв.    
Корея в 70-е гг. XIX – начале XX вв.      
Япония в 70-е гг. XIX – начале XX вв.      
Капиталистическое развитие Японии    
Япония в начале XX в.    
Юго-Восточная Азия в 70-е гг. XIX – начале XX вв.    
Индия в 70-е гг. XIX – начале XX вв.      
Трансформация индийского общества во второй половине XIXв.
Индия в начале XX в.  
Афганистан в 70-е гг. XIX – начале XX вв.      
Иран в 70-е гг. XIX – начале XX вв.    
Иранская революция  
Османская империя в 70-е гг. XIX – начале XX вв.  
Младотурецкая революция  
Арабские страны в 70-е гг. XIX – начале XX вв.      
Египет, Судан в 70-е гг. XIX – начале XX вв.    
Колониальный раздел Тропической и Южной Африки  
  Итого
  Всего

II .Содержание разделов дисциплины и тем

Тематика лекций



2015-12-13 536 Обсуждений (0)
Разделы дисциплины и виды занятий 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Разделы дисциплины и виды занятий

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (536)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)