Разделы дисциплины и виды занятий
РАБОЧАЯ ПРоГРАММА ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная программа раскрывает основное содержание лекционного курса по Новой истории стран Азии и Африки. Главная цель курса - дать студентам представление об историческом процессе на Востоке в Новое время, обратив особое внимание на относительность ряда устоявшихся в отечественной историографии понятиям, ограниченность европоцентристского подхода. Конкретные задачи курса, вычленить типы крупномасштабных цивилизационных систем на Востоке, проследить отличную от Европы динамик исторического процесса в этом регионе, на базе странового материала выявить специфику локальных цивилизации, рассмотреть, к каким последствиям для народов Востока привела встреча с европейской цивилизацией Нового времени, уделить внимание особенностям модернизации в странах афро-азиатского мира. Следует иметь в виду, что программа, во-первых, ориентирована на освещение истории региону на примере наиболее крупных стран: во-вторых, включает темы, которые выносятся на самостоятельное изучение студентов под руководством преподавателя (семинары, коллоквиумы, контрольные работы). Предлагаемая программа включает литературу по теме курса. В настоящие время актуальностьприобретает изучение стран Востока. Возрастание роли и значения стран Азии и Африки в современном мире, влияния их политики на международную политику обуславливают необходимость более углубленного изучения их истории и современного положения, повышают требования к преподаванию соответствующий дисциплины. Необходимость введения курса Новой истории стран Азии и Африки обусловлена тем, что он является продолжением исторического развития восточного мира в эпоху средневековья. История стран Азии и Африки является, наряду с другими курсами по всеобщей истории, одним из основных предметов, изучаемых студентами исторических факультетов педагогических учебных заведений. Новая история стран Азии и Африки представляет собой очень объемную дисциплину как в смысле территориальном (огромный регион, включающий десятки стран существовавших ранее), так и в хронологическом, потому что в рамках этой дисциплины проводится изучения стран Востока на протяжении почти трех столетий. Новая история стран Азии и Африки является, наряду с другими курсами по всеобщей истории, одним из основных профилирующих предметов, изучаемых на исторических факультетах высших учебных заведений. Курс новой истории имеет важнейшее политическое и научное значение, определяемое ролью стран Азии и Африки во всемирно-историческом процессе, особенно возросшей за последние годы. Интерес к Востоку в наши дни будет возрастать. Интерес этот всесторонен и всеобъемлющ: история и культура, общество и государство, человек и религия древние первоосновы великих цивилизаций Востока. История стран Азии и Африки в новое время является эпохой столкновения традиционных обществ Востока с капиталистическим миром Запада. При этом не следует рассматривать страны Азии и Африки в качестве новой единой, цельной системы, противопоставлять развитие “всего Востока” “Западу”. Каждая из стран имела свои особенности, хотя их развитие по многим параметрам отличалось от развития стран Европы. Кроме того, много в современном мире вплотную связано с Востоком – достаточно напомнить о феномене развивающихся стран с их острейшими экономическими, демографическими и социокультурными проблемами, пути решения которых пока далеко еще не найдены. Как и когда эти проблемы будут решены, каков пути, ведущие к их решению, - все это волнует мир, подавляющее большинство населения которого живет именно в странах Востока. Составление комплексного представления об истории стран Азии и Африки в новое время формируется на основе междисциплинарного подхода. Курс тесно связан и опирается на такие ранее изученные дисциплины, как История средних веков, История древнего мира. Для изучения дисциплины необходимы знания в области этнографии, этнологии, религиоведения. История стран Азии и Африки в новое время традиционно охватывает период превращения этих стран в колонии. Поэтому история этих государств неразрывно связано также с историей стран Европы и Америки в Новое время. Новая история как определенный период всемирной истории является характеристикой, приемлемой как для стран Запада, так и для стран Азии и Африки. Однако содержание этого исторического периода представляется совершенно не однотипными. В передовых странах Запада происходило развитие, а затем и торжество капиталистических отношений; страны Азии и Африки наоборот, вступали в длительную полосу кризиса своих феодальных структур, а затем стали легкими объектами для капиталистических экспансий со стороны стран Запада. Но все же существует нечто определяющее для периода Новой истории, как для стран Запада, так и стран Востока. В целом, это формирование колониальной системы, в рамках которой горстка стран метрополий (Запад) и подавляющее количество зависимых стран (Восток) впервые в истории человечества вместе образуют единую схему мирового капиталистического хозяйства на базе сформировавшегося единого мирового экономического рынка. Еще одним составляющим исторического процесса в Новое время станет непрекращающаяся антиколониальная борьба народов Востока. Новая история стран Европы и Америки, Азии и Африки позволяет увидеть общие черты и различия в развитии модернизации в индустриальном и традиционном обществах: в отношении к техническому прогрессу, в организации власти, в положении человека в обществе, в отношении к собственности, в отношении к природе. Данная программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Программа курса «История стран Азии и Африки в новое время» соответствует требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 032600 «История». Требования государственного стандарта и его основные положения определили структуру курса и логику изложения в нем материала. Цель дисциплины: - изучение совокупности фактов событий и явлений новой истории стран Азии и Африки на основе анализа источников и исследовательской литературы. Содержание дисциплины позволяет решить следующие задачи: - проанализировать основные эпохи и важнейшие события истории стран Азии и Африки в новое время; - раскрыть взаимосвязь экономической, политической и культурной истории стран Азии и Африки; - показать место афро-азиатского региона в мировом историческом процессе; - выделить систематическое взаимодействие западного и афро-азиатского мира на основе колониального синтеза; - раскрыть процесс превращения стран Востока в часть мирового капиталистического хозяйства; - продемонстрировать формирование на Востоке многоукладного общества и процесс модернизации; - описать рост буржуазно-национального движения и борьбу за создание условий для национального суверенного варианта развития. Курс ориентирует на следующие виды профессиональной деятельности: - учебно-воспитательная; - научно-методическая; - культурно-просветительская. Изучения курса «История стран Азии Африки в новое время» способствует решению следующих типовых задач профессиональной деятельности: в области учебно-воспитательной деятельности: Курс ориентирован на научно-просветительскую деятельность. Основная функция курса- формирование исторического мышления, под которым подразумевается определенный набор мыслительных стратегий, позволяющий студентам самостоятельно использовать факты и события, выстраивать свою версию событий, отвечающую данным исторической науки, умение анализировать и описывать события с разных, часто противоположных точек зрения. В результате изучения курса новой истории студенты получают знания об основных чертах развития традиционного общества, и изменениях, которые произошли в мире за период XIX - начале XX вв. Студенты должны уяснить проблему периодизации, преимущество эволюционного пути развития общества перед революционным, причины революций и реформы как альтернативной путь развития общества, новая социальная структура общества. Студенты должны научиться общим принципам постановки и решения познавательных проблем, которые включают: методы исторического анализа, изучение источников, выявление предпосылок, анализ целей и результатов; объяснение преимуществ и недостатков; выявление общего и различного; объяснение фактов; сопоставление различных суждений; умение использовать внешкольные источники информации, компьютерные образовательные программы; разные способы работы. В процессе изучения новой истории студенты приобретают интерес и уважение к истории человечества и культуре, вырабатывают отношение к истории как способу понимания современности; рассматривают сложные проблемы современности через призму истории; понимают механизм общественного развития; вырабатывают собственное отношение к традициям западной и восточной культуры. Изучение курса стимулирует процесс гуманнизации личности студента, формирование качеств, которое общество хотело бы видеть у студента. Изучения курса помогают руководствоваться нравственным отношениям к собственной жизни и жизни других людей, анализировать конкретные ситуации, уметь видеть и решать проблемы, поставленные перед ним жизнью, уметь выбирать линию поведения, исходя из представления о возможных последствиях. Гуманизация при изучении данного курса она прослеживается: - в отборе научного материала(внимание к историческим личностям, их социально-психологиче6ским портретам, этнографическим сведениям, традициям культурно наследия, социальному поведению человека, что позволяет понять суть человека и его роль в историческом развитии); - в развитии нравственных принципов и духовных ценностей человека; - в ориентации преподавания на “проживание” студентами различных исторических эпох, разных типов культур; - в направленности преподавания на попытку проникновения студентами в глубь явлений на раскрытии таких аспектов исторического процесса, как время, развитие, исторические условия и теории – то, что развивает способность понимания исторических эпох. - осуществления процесса обучения в соответствии с образовательной программой; - планирование и проведение учебных занятий с учетом специфике тем и разделов программы в соответствии с учебным планом; - использование современных научно-обоснованных приемов, методов и средств обучения; - применение современных средств оценивая результатов обучения; - воспитание у учащихся уважительного отношения к культурно-историческому наследию стран афро-азиатского региона; в области научно-методической деятельности: - анализ собственной деятельности с целью ее совершенствования; в области культурно-просветительской деятельности: - формирование общей культуры учащихся. В процессе изучения дисциплины студенты должны знать: - основные события и процессы истории стран Азии и Африки в новое время; - место и роль стран Азии и Африки во всемирном историческом процессе; уметь: - объяснять и определять понятия; - рассматривать общественные явления в развитии, в конкретной исторической обстановке, применять принципы историзма; - анализировать исторические явления, процессы, факты; владеть: - приемами и методами научного анализа и критики источников по новой истории стран Азии и Африки. В процессе изучения курса новой истории студенты должны овладеть умениями: - определять и объяснять понятия; - выделять главную мысль, идею в письменном тексте, документе; - рассматривать общественные явления в развитии, конкретно-исторических явлениях, применяя принципы историзма; - раскрывать во взаимосвязи и взаимозависимости явления экономики, политики, культуры, искусства; - анализировать исторические явления, процессы, факты; - обобщать и систематизировать полученную информацию; - давать на основе анализа конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними; - осуществлять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи), решать ситуативные задачи, в том числе на основе анализе действительности; - определять личную точку зрения, уметь ее формулировать и аргументировать, осуществлять оценочные знания; - вести диалог, грамотно строить монологическую речь, формулировать вопрос, сжато давать ответы, писать рецензии; - определять цели своей деятельности и представлять ее результаты. Студенты должны знать о таких понятиях и явлениях, как: - уровень развития индустриального и традиционного обществ, условия гармоничного развития общества, его менталитет, ценности индустриального и традиционного обществ, общечеловеческие ценности; - личность в истории, соотношение объективного и субъективного факторов в историческом процессе; - принцип неравномерного развития стран в эпоху индустриальной революции. В ходе изучения данного курса студент слушает лекции, посещает семинарские занятия, занимается индивидуально.
Разделы дисциплины и виды занятий Тематический план Новая история стран Азии и Африки V семестр
VI семестр
VII семестр
II .Содержание разделов дисциплины и тем Тематика лекций
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (536)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |