Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 2. Объект, предмет, методы социологии



2015-12-13 372 Обсуждений (0)
Тема 2. Объект, предмет, методы социологии 0.00 из 5.00 0 оценок




Объект социологии – совокупность социальных отношений и взаимодействий, объединённых в различные формы социальной организации, - группы, институты, общности, организации.

Предмет социологии - система функционирования и развития социальных явлений, социальных процессов и отношений, опосредованных обществом и реальной деятельностью личности, группы, общности и общества в целом в определённом социокультурном контексте.

Методы социологического исследования: количественные [эксперимент, наблюдение, анализ документов (контент-анализ), социологический опрос (беседа, интервью, анкетирование, экспертный опрос, он-лайновый опрос)] и качественные [биографический метод, кейс-стади, глубинное интервью, нарративное интервью, фокус-группа].

 

Тема 3. Современные социологические теории

Теория структурного функционализма Т. Парсонса, Р. Мёртона, Н. Смелзера. Функционализм Р. Мёртона. Теория социального конфликта Л. Козера, Д. Белла, К. Боулдинга. Эмпирическая социология Д. Тейлора. Символический интеракционизм (чикагская школа – Г. Блумер, А. Стросс, Т, Шибутани и айовская – М. Кун, Т. Партленд). Теория и метод социодрамы (Дж. Морено, К. Берк, И. Гофман). Психоаналитическое направление в социологии (З. Фрейд, К. Хорни, Г. Салливен, Э. Фромм).

Тема 4. Русская социологическая мысль

Влияние идей О. Конта на общественно-политическую мысль пореформенной (1861 года) России.

Социологическая публицистика в общественно-политической печати середины 19 века - журналах «Современник», «Русское слово», «Отечественные записки» с обсуждением рабочего, земледельческого, национального, женского вопросов. Социологические работы Лаврова, Михайловского, Кареева, Южакова, Стронина, де Роберти.

Направления российской социологии.

Субъективная школа (П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский). Народнические теории, отражавшие интересы крестьянства, как воплощение идей субъективной школы и основа для широкого общественного движения.

Реформистское течение народнической социологии (С.Н. Южаков, В.П. Воронцов). Радикальное крыло народнической социологии (П.Н. Ткачёв, Бакунин, Кропоткин).

Психологическое направление русской социологии (Е.В. де Роберти). Субъективизм Н.И. Кареева.

Органическая школа (биологическое направление) – П.Ф. Лилиенфельд. Органицизм А.И. Стронина.

Ортодоксальный марксизм В.И. Ленина и Г.В. Плеханова. Легальный марксизм П.Б. Струве, Н.А. Бердяева, С.Л. Франка.

Эволюционизм и позитивизм М.М. Ковалевского, П.А. Сорокина.

 

Тема 5. Функционирование общества

Социальная система как упорядоченное целое, включающее как отдельных индивидов, так и группы, организации, общности, институты и сообщества, объединённые социальными связями и отношениями. Основные элементы социальной системы: люди, их нормы, связи, отношения, взаимодействия. Общество как сложноорганизованная система высшего «органического» типа, совокупность систем (социальная группа, социальный институт, личность), суперсистема (социетальная). Характеристики общества как социетальной системы: структурно-функциональная целостность, устойчивость, равновесие, открытость, динамизм, самоорганизация, самовоспроизводство, эволюция.

Функционирование общества: постоянное самовоспроизводство, устойчивый процесс воссоздания структур, функциональных связей, составляющих организацию социетальной системы, утверждение себя как целостности в постоянном противостоянии окружающей среде; способность противостоять деструктивному влиянию извне.

Функционировать – значит поддерживать равновесие системы с окружающей средой. Стабильность – состояние системы, при котором она способна функционировать и изменяться, сохраняя устойчивость своей структуры и функций к сильным воздействиям извне.

Системная характеристика устойчивости – эквилибриум, способность сохранять структурно-функциональную организацию при самых резких колебаниях внешней среды.

Динамичность общества как системы. Линейные и нелинейные динамические системы. Линейная динамическая система: вблизи стационарного состояния, не зависит от времени, подсистемы слабо взаимодействуют, сводятся к сумме её частей. Нелинейная система: устойчивые и неустойчивые стационарные состояния, многовариантность, альтернативность выбора путей эволюции, сложность, непредсказуемость поведения.

Открытые нелинейные неравновесные системы - диссипативные.

Социальные процессы есть последовательная смена состояний, движение элементов социальной системы или её подсистем. Социальная система как система структур, участвующих в процессе либо во множестве процессов.

Структура и процесс (бесструктурность) как взаимно дополняющие аспекты единого социального организма. Социальный порядок как двойственный порядок структур и процессов. Человек как главный субъект социальных изменений.

Типы социальных систем - суммативные и целостные. Типы обществ.

 



2015-12-13 372 Обсуждений (0)
Тема 2. Объект, предмет, методы социологии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 2. Объект, предмет, методы социологии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (372)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)