Александр Гумбольдт писал: «Гораздо важнее не судьба человека, а то, как он сам ее воспринимает»
Вопрос: Как вы считаете, существует ли судьба? И что она собой представляет? 1.9.8. Современный английский историк философии Б. Рассел писал: «Душа человека — сплав бога и зверя, арена борьбы двух начал: одно — частичное, ограниченное, эгоистическое, а другое — всеобщее, бесконечное и беспристрастное». Вопрос: Есть ли у человека душа? Что писали о душе античные философы и средневековые схоласты? 1.9.7. Ф. Де Ларошфуко писал: «С судьбой следует обходиться, как со здоровьем: когда она нам благоприятствует наслаждаться ею, а когда начинает капризничать — терпеливо выжидать, не прибегая без особой необходимости к сильнодействующим средствам». ЧАСТЬ П. ФИЛОСОФИЯ Предмет философии 2.1.1. Термин «философия» означает: а) рассуждение; б) компетентное мнение; в) профессиональную деятельность; г) любовь к мудрости. 2.1.2. Греческое слово «филео» означает любовь: а) страсть; б) братскую; в) стремление; г) половую. 2.1.3. Что является источником философского знания, согласно Сократу? а) процесс познания мира; б) жизнь человека в обществе; в) знание о неизбежности смерти; г) постоянная духовная неудовлетворенность. 2.1.4. В развитии философии нет: а) преемственности; б) научных достижений; в) ценностной составляющей; г) устаревших идей. 2.1.5. Философские решения не могут быть: а) гипотетическими; б) окончательными; в) неоднозначными; г) сложными. 2.1.6. Ответы на философские вопросы ищут в: а) религиозных верованиях; б) мифологических представлениях; в) научных исследованиях; г) доводах и умозаключениях разума. 2.1.7. Человек философствует, по мнению Л. Фейербаха,— а) по естественной склонности души; б) во имя реализации своей общественной сущности; в) для решения стратегических жизненных задач; г) ради постижения мира в идеях. 2.1.8. Философские проблемы изначально и непосредственно касаются: а) природных явлений; б) объективного мира в целом; в) социальной жизни; г) судьбы, предназначения и высших идеалов человека. 2.1.9. Какой вопрос не относится к исходным вопросам высших и вечных интересов человеческого разума, согласно представлениям И. Канта? а) Что я могу знать? б) Что я должен делать? в) Что есть моя конечная цель? г) На что я могу надеяться? 2.1.10. По мысли Гегеля, предмет философии совпадает с предметом: а) естественных наук; б) религии; в) истории; г) математики. 2.1.11. Устойчивая система взглядов на мир, убеждений, представлений, верований человека, определяющих выбор определенной жизненной позиции, отношение к миру и другим людям, — это: а) мировосприятие; б) миропонимание; в) мировоззрение; г) мироощущение. 2.1.12. Совокупность подходов, приемов, способ решения разнообразных практических и познавательных проблем — это: а) методика; б) метод; в) методология; г) механизм. 2.1.13. Философское учение о ценностных отношениях человека и мира — это: а) гносеология; б) онтология; в) эстетика; г) этика. Бытие 2.2.1. Соотнесите данные трактовки бытия с историко-философскими традициями: элеатов, брахманизма, даосизма, атомистов — а) безымянное и обладающее именем; бестелесное невидимое; неопределенное, лишенное формы; «врата рождения», корень земли и неба; следующее естественности, но подчиняющее небо, землю и человека; б) пустота; наличие бесконечного числа неделимых частиц; все они разнообразны по величине и форме; кружась в вихре, частицы образуют огонь, воду, воздух и в) единое под разными именами; ни сущее, ни несущее; существовавшее до мироздания и богов; порождающееи поглощающее все видимые вещи и явления; г) неподвижное, бесконечное, неделимое; постоянно пребывающее; только сущее; сплошное, наполненное, отсутствие небытия. 2.2.2. Какому философу — Гегелю, Марксу, Платону, Плотину— какая трактовка бытия принадлежит? а) бытие природы, в действительности, — небытие, «иное»; подлинное бытие не имеет возникновения (начала), оно вечно возникающее; постигается с помощью б) бытие — объективная реальность, независимая от сознания человека; оно материально, к его различным сферам относятся — неорганическая и органическая природа, в) бытие является вечным саморазвитием и самодвижением абсолютной идеи; инобытие идеи — природа; понятие есть истина бытия; г) бытие — это Единое, которое есть все и ничто; оно — потенция всех вещей; будучи выше жизни, оно является ее причиной, оно эманирует, порождая все; оно — прекраснейшее, совершенное. 2..2.3. Какому философу— Фоме Аквинскому, Аврелию Августину, Дою. Беркли, Ж. П. Сартру — какое определение бытия принадлежит? а) бытие есть сущность и существование человека; при этом сущность человека предшествует его существованию; человек есть то, что сам из себя делает; при этом б) Бог и только Он есть истинно существующее; неизменно пребывающее, все порождающее, источник всякого бытия; в) быть — это быть воспринимаемым через посредство чувств; ощущение и объект восприятия — одно и то же; г) Бог есть предельно совершенная форма бытия, подлинность, благородство, истинность. 2.2.4. Онтология как раздел философского знания — наука о всеобщем, в истории философии не называлась: а) первая философия; б) метафизика; в) объективная логика; г) эпистемология. Сознание 2,3.1. Сознание рассматривается как свойство высокоорганизованной материи, в философском направлении: а) объективный идеализм; б) субъективный идеализм; в) диалектический материализм; г) экзистенциализм. 2.3.2. В психофизиологическом аспекте материалистическая философия рассматривает сознание как : а) часть психики, подчиняющуюся принципу реальности; б) субъективную реальность, или субъективный образ объективного мира; в) высшую функцию мозга, связанную с речью; г) душу, использующую мозг в качестве орудия для реализации своих целей. 2.3.3. Человеческому сознанию присуще: а) пассивное отражение действительности; б) активная, творческая деятельность; в) непосредственное воздействие на действительность; г) порождение объективной реальности. 2.3.4. Самосознание человека—это: а) духовное зеркало для самоизучения и самолюбования; б) осознание себя человеком в процессе общения с другими людьми; в) осознание себя в процессе освоения материальной и духовной культуры человечества; г) результат рефлексии, размышления личности о себе самой. 2.3.5. В современной философии это понимается как высшая ступень логического понимания; теоретическое, рефлексирующее, философски мыслящее сознание, оперирующее широкими обобщениями и ориентированное на наиболее полное и глубокое знание истины. Это — а) рассудок; б) разум; в) мышление; г) ум. 2.3.6. Согласно Канту, рассудок, как первая предпосылка разума, есть способность: а) согласовывать внутренние правила с внешней деятельностью; б) ориентации в обыденной жизни; в) ориентироваться на достижение практических целей и использовать понятия обыденной жизни по определенным правилам; г) разложения целостных объектов на составные части. 2.3.7. Что появилось у человека раньше — мышление или язык: а) мышление; б) язык; в) одновременно; г) они совершенно не связаны между собой, потому ворос некорректен. 2.3.8. В современной семиотике естественный язык рассматривается как: а) непосредственная деятельность сознания; б) адекватное выражение мысли; в) система естественных и искусственных знаков; г) вторая сигнальная система. 2.3.9. Каждый национальный язык является уникальным, поскольку он: а) позволяет передавать и распространять информацию; б) способствует совершенствованию профессиональных знаний; в) является средством общения всех людей между собой; г) служит средством передачи традиций и является важнейшим условием культурной самоидентификации. 2.3.10. «Бессознательное» в современной философии - это: а) явления и процессы в психике человека, которые им не осознаются, но влияют на его поведение; б) рефлекторные процессы в организме человека; в) все, что не осознается человеком; г) нечто, присущее только отдельному человеку. Человек 2.4.1. Для антропоцентрического мировоззрения характерно положение: а) человек живет вещами и существует лишь для космоса физических тел; б) весь земной мир и человек в нем — это момент неуклонного движения к Богу; в) человек есть совокупность всех общественных отношений; г) человек есть мыслящая вещь. 2.4.2. В структуру человека как живой системы сегодня не включается: а) психическое; б) социальное; в) техническое; г) идеальное. 2.4.3. По мысли Ж.П. Сартра, человек—это: а) сверхчеловек; б) богочеловек; в) человекобог; г) будущее человека. 2.4.4, С точки зрения И. Хейзинги, человек — это существо: а) изготавливающее орудия; б) рациональное; в) играющее; г) символическое. 2.4.5. В глубинной психологии К.Г. Юнга коллективное бессознательное в психике отдельного человека включает: а) Аниму/Анимуса; б) архетипы; в) маску; г) тень. 2.4.6. Согласно учению социобиологии Э. Уилсона, среди стереотипических форм человеческого поведения отсутствует: а) защита определенного местообитания; б) семейственность; в) социализация; г) миролюбие. 2.4.7. Социал-дарвинизм признает, что: а) человек есть и природное, и социальное существо; б) в обществе, как и в природе, действует естественный отбор; в) необходимо иметь целенаправленный контроль над воспроизводством людей; г) социальные проблемы и конфликты не зависят от природных задатков человеческого рода. 2.4.8. Неповторимое своеобразие отдельного человека (внешность, характер, привычки, особенности и т.д.), в противоположность типовым чертам, — это: а) индивид; б) индивидуальность; в) личность; г) субъект. 2.4.9. С биологической точки зрения, человек— это многоклеточное животное, относящееся к подтипу позвоночных, классу млекопитающих, подклассу плацентарных, отряду: а) гоминидов; б) приматов; в) питеков; г) парапитеков. 2.4.10. В материалистической философии душу человека ассоциируют с: а) психикой; б) сознанием; в) идеальным центром «я»; г) бессознательным. 2.4.11. С точки зрения гедонизма, смысл жизни состоит в том, что: а) жизнь — это отречение от мира и умерщвление плоти ради искупления грехов; б) жизнь — это стремление к счастью как подлинному назначению человека; в) жизнь — это наслаждения, желательно, как можно более разнообразные, здесь и сейчас; г) жить — значит из всего извлекать пользу. 2.4.12. По мысли М. Бубера, смысл и основание собственного бытия для человека обнаруживается в: а) саморефлексии; б) самоутверждении; в) сопереживании жизни других существ; г) соучастии в бытии других существ. 2.4.13. С точки зрения Гегеля, человеческая свобода имеет своей предпосылкой: а) необходимость; б) знание; в) волю; г) произвол. 2 4.14. Лишение человека свободы, трансформация человеческой деятельности и ее результатов в самостоятельную силу, превращающую субъекта в объект, в философии понимается как: а) произвол; б) фатум (рок); в) предопределение; г) отчуждение. 2.4.15. Ответственность человека за свои поступки возмюжно только при наличии: а) выбора; б) вины; в) непреодолимой силы; г) необходимости. Познание 2.5.1. Познание в современной философии преимущественно рассматривается как: а) способности, умения, навыки в определенной области деятельности; б) значимая информация в аспекте деятельности; в) объективная реальность, данная в сознании действующего человека; г) обусловленный практикой процесс приобретения и развития знаний; 2.5.2. В философии «агностицизм» понимается как: а) рассмотрение процесса познания; б) рассмотрение объектов познания; в) полное или частичное отрицание принципиальной возможности познания; г) сомнение в возможности познания. 2.5.3. В современной гносеологии объект познания: а) существует «сам по себе»; б) противостоит субъекту познания; в) в своем определении зависит от концептуальной системы познающего; г) является частью самопознающего субъекта. 2.5.4. Определенный этап познавательного процесса, на котором информация об объекте, полученная в ощущениях и восприятиях, сохраняясь в сознании, воспроизводится позже без прямого воздействия объекта на субъект — это: а) чувственное отражение; б) познавательный контакт с объектом познания; в) представление; г) объяснение. 2.5.5. Вид познания, вплетенный в ткань жизнедеятельности субъекта, но не обладающий доказательной силой, называется: а) абстрактным; б) теоретическим; в) обыденным; г) научным. 2.5.6. Поскольку истина не зависит от познающего субъекта, она: а) абстрактна; б) объективна; в) субъективна; г) абсолютна. 2.5.7. Понятие, противоположное по смыслу «истине» в гносеологии: а) ложь; б) заблуждение; в) суждение; г) предрассудок. 2.5.8. Среди современных концепций истины отсутствует: а) когерентная; б) соответствия; в) системная; г) прагматическая. 2.5.9. Предвосхищение деятельности и ее результата с точки зрения выработки идеалов, решений, программ, норм и плана предстоящей деятельности: а) прогнозирование; б) предусмотрение; в) целеполагание; г) опережение. 2.5.10. Любое изменение, преобразование, процесс — а) эволюция; б) развитие; в) инволюция; г) движение. 2.5.11. Субъект познания в современной гносеологии— это: а) абстрактный индивид; б) реальный ученый или философ; в) технические средства (компьютер, научное оборудование и т.д.); г) мыслительный коллектив. 2.5.12. Современные гносеологические исследования предполагают: а) эмпиризм; б) рационализм; в) интуитивизм; г) теоретико-методологический плюрализм. 2.5.13. Формой практики не является: а) преобразование природы с помощью орудий труда; б) преобразование общественного бытия через изменение существующих социальных отношений; в) воздействие предметов и явлений мира на органы чувств человека; г) научный эксперимент. 2.5.14. Практика по своим функциям в процессе познания не является: а) основой познания и его движущей силой; б) целью познания; в) критерием истины; г) успешной заменой теоретических исследований и научного творчества. 2.5.15. К основным формам живого созерцания (в теории познания как отражения) не относится: а) представление; б) восприятие; в) идея; г) ощущение. 2.5.16. Абсолютизация роли и значения чувственных данных в философии связана с направлением: а) рационализма; б) реализма; в) скептицизма; г) сенсуализма. 2.5.17. Форма мышления, отражающая предельно общие закономерные связи, стороны, признаки явлений, закрепляе мые в определениях (словах): а) понятие; б) категория; в)дефиниция. 2.5.18. Предложение «Волга впадает в Каспийское море» в философии может быть рассмотрено как форма мышления, а именно, как: а) понятие; б) категория; в) суждение; г) умозаключение. 2.5.19. Из суждения-посылки «Все люди мыслят» и суждения, обосновывающего знание, «Я — человек», сделайте умозаключение: а) я отношусь ко всем людям; б) все люди похожи на меня; в) я мыслю; г) животные тоже мыслят. 2.5.20. Согласно Г. Гадамеру, предметом понимания является: а) смысл; б) текст; в) «суть дела»; г) контекст. 2.5.21. Наука как специфический тип духовного производства и социальный институт возникла в эпоху: А) античности б) средних веков; в) Возрождения; г) Нового времени. 2.5.22. В западноевропейской философии рационализм преимущественно развивался на основе метода: А) аналогии б) ИНДУКЦИИ; в) дедукции; г) анализа. Общество 2.6.1. Общество является предметом исследования такой философской науки, как: а) культурология; б) социальная философия; в) гносеология; г)политология 2.6.2. В философии Нового времени (Т. Гоббс, Дою. Локк, И. Кант) основное внимание в рассмотрении развития науки было обращено на: а) общество как целостную систему, в которой человек лишь составная ее часть; б) человека, и общество понималось как совокупность отдельных индивидов с их способностями, поведением, действиями; в) общество, как совокупность объективно данных человеку общественных отношений, а человек при этом находится на пересечении, в «узлах» разнообразных общественных связей; г) человека и общество одновременно, поскольку они являются взаимодополняющими и постоянно взаимодействующими сторонами. 2.6.3. Согласно концепции М. Вебера, общество — это: а) жизненный мир, построенный в соответствии с феноменологией сознания; б) понимающее «бытие-в-мире»; в) свободный практический и творческий выбор; г) система социальных действий и их смыслов. 2.6.4. В марксизме утверждается, что структура общества вытекает из: а) жизни людей согласно их речевым актам; б) истолкования смысла социальных действий людей; в) формы материального производства; г) соответствующего общественного договора. 2.6.5. В русском космизме общество интерпретируется с точки зрения так называемого «натуралистического» подхода, при котором общество — это: а) воплощение совершенной идеи справедливости; б) открытая система, действующая на основе «социальных технологий» и «социальной инженерии»; в) продолжение природы и космических закономерностей; г) «град земной», стремящийся к совершенству «града божьего». 2.6.6. Отчуждение во взаимоотношениях человека и общества наступает тогда, когда: а) человек непрерывно воспроизводит самого себя как субъекта, соединяющего в себе природные, социальные и духовные качества; б) происходит растворение человека в абстрактных социальных качествах, в утрате им контроля над результатами своей деятельности в обществе; в) осуществляется освоение личностью разнообразных условий и форм деятельности, ее плодов и результатов; г) выработанные культурой устойчивые, упорядоченные стереотипы деятельности превращаются для отдельного человека в его собственный способ жизнедеятельности в обществе. 2.6.7. К главным составным частям общества (согласно учениям Ферсмана, Плотникова, Дьяконова) не относится: а) антропосфера; б) социосфера; в) ноосфера; г) техносфера. 2.6.8. К источникам саморазвития общества не должно относиться: а) взаимодействие общества и природы; б) использование техники и новых информационно- технологических возможностей в целях совершенствования человеческого существования; в) саморазвитие техносферы и искусственной реальности, кардинально изменяющее статус человека; г) развитие духовной сферы в направлении к идеалу. 2.6.9. В марксизме процесс развития общества описывался в виде: а) циклов; б) стрелы; в) спирали; г) маятника. 2.6.10. Ход человеческой истории в виде линейного поступательного движения (прогресса) описывался, преимущественно, в трудах: а) немецкого философа К. Ясперса; б) новоевропейских философов Ф. Бэкона и Р. Декарта; в) французского историка и культуролога Ф. Броделя; г) русского историка и ученого Л. Н. Гумилева. 2.6.11. В христианской философии подробно разработана идея о «конце света». Концепцию о «конце истории» выдвинул: а) Ф. Бродель; б) П. Сорокин; в) Ф. Фукуяма; г) А. Тойнби. 2.6.12. Против самой идеи прогресса в человеческой истории выступали: а) К. Сен-Симон и Г. Спенсер; б) Н. К. Михайловский и П. Л. Лавров; в) К. Маркс и Ф. Энгельс; г) Ф. Ницше и А. Камю. 2.6.13. Фактору случайности в саморазвитии общества основное значение придает современное направление: а) герменевтики; б) структурализма; в) постмодернизма; г) синергетики. 2.6.14. Согласно концепции Л. Н. Гумилева, уровнем организации этноса не является: а) популяция; б) семья; в) группа (община, анклав и т.д.); г) субэтнос. 2.6.15. Социальный институт, который представляет собой способ присвоения людьми продуктов материального и духовного производства, а также природных объектов, называется: а) семья; б) государство; в) собственность; г) власть. 2.6.16. На современном этапе мощных социальных потрясений важную роль играют гуманистические концепции, отражающие общечеловеческие идеалы и цели общественного развития. А. Швейцеру принадлежит концепция: а) «заслужи любовь ближнего»; б) «путь ненасилия»; в) «благоговение перед жизнью»; г) «цель для человечества». 2.6.17. В «ноосферной» модели человеческой цивилизации основная роль отведена: а) государству; б) нации; в) экономике; г) науке.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (819)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |