Практические занятия /семинары
|
Модуль 1 «Основные пути стратегического развития»
|
Тема «Стратегическое развитие. Роль выбора путей стратегического развития». Упражнение: анализ потенциальных путей стратегического развития компании-дилера цифровых устройств.
Цель занятия: отработка навыков анализ потенциальных путей стратегического развития
Используемый подход: разработка решений предлагаемого упражнения, презентация и обсуждение решений
|
Тема «Пути стратегического развития. Внутренний рост – основные формы».
Упражнение: анализ потенциальных путей внутреннего роста компании-дилера цифровых устройств
Цель занятия: отработка навыков анализа потенциальных путей внутреннего роста
Используемый подход: разработка решений предлагаемого упражнения, презентация и обсуждение решений
|
Тема «Стратегии внутреннего роста – преимущества и недостатки».
Кейс: анализ потенциальных преимуществ и недостатков различных путей внутреннего роста компании-разработчика антивирусного программного обеспечения
Цель занятия: отработка навыков анализа потенциальных преимуществ и недостатков различных путей внутреннего роста компании
Используемый подход: разработка решений предлагаемого упражнения, презентация и обсуждение решений
|
Тема «Стратегии внешнего роста – интеграция».
Упражнение: Упражнение: анализ потенциальных путей внешнего роста компании-производителя мясопродуктов (интеграция)
Цель занятия: отработка навыков анализа потенциальных путей внешнего роста компании
Используемый подход: разработка решений предлагаемого упражнения, презентация и обсуждение решений
|
Тема «Стратегии внешнего роста – диверсификация».
Кейс: анализ потенциальных преимуществ и недостатков диверсификации компании-производителя пива
Цель занятия: отработка навыков анализа потенциальных преимуществ и недостатков различных путей внешнего роста компании
Используемый подход: разработка решений предлагаемого упражнения, презентация и обсуждение решений
|
Тема «Стратегическое развитие – упадок/изъятие вложений. Финансовая отдача при использовании различных направлений стратегического развития».
Упражнение: анализ путей стратегического развития компании-производителя лекарственных препаратов
Цель занятия: отработка навыков анализ потенциальных путей стратегического развития с точки зрения уровня доходности
Используемый подход: разработка решений предлагаемого упражнения, презентация и обсуждение решений
|
Модуль 2 «Исследования рынка»
|
Тема «Исследования рынка – основные методы, цели и задачи».
Упражнение: проектирование исследования рынка по заказу компании-производителя велосипедов
Цель занятия: отработка навыков проектирования исследования рынка
Используемый подход: разработка решений предлагаемого упражнения, презентация и обсуждение решений
|
Тема «Качественные исследования». Упражнение: Разработка содержания глубинного интервью, направленного на выявление предпочтений покупателей велосипедов
Цель занятия: отработка навыков разработки содержания глубинного интервью
Используемый подход: разработка решений предлагаемого упражнения, презентация и обсуждение решений
|
Тема «Количественные исследования».
Упражнение: разработка плана количественного исследования, направленного на анализ потребления майонеза студенческими семьями
Цель занятия: отработка навыков разработки плана количественного исследования
Используемый подход: разработка решений предлагаемого упражнения, презентация и обсуждение решений
|
Методические указания по самостоятельной работе студентов
Вопросы к зачету по Стратегическому развитию и Исследованиям рынка
Контрольные вопросы
- Этапы развития рынков, их основные характеристики.
- Привлекательность рынков для бизнеса с точки зрения этапа их развития.
- Выбор направления стратегического развития бизнеса как задача менеджмента компании.
- Факторы привлекательности рынков с точки зрения выбора путей стратегического развития.
- Основные пути стратегического развития компании.
6. Программа PIMS –основные результаты наблюдений.
- Путь стратегического развития «Отсутствие изменений»: основания для выбора менеджментом компании.
- Путь стратегического развития «Отсутствие изменений»: преимущества и недостатки.
- Внутренний рост – основные формы стратегических путей развития.
- Концентрация (внутренний рост): основания для выбора менеджментом компании.
- Концентрация (внутренний рост): преимущества и недостатки.
- Развитие рынка (внутренний рост): основания для выбора менеджментом компании.
- Развитие рынка (внутренний рост): преимущества и недостатки.
- Разработка/модификация товара (внутренний рост): основания для выбора менеджментом компании.
15. Разработка/модификация товара (внутренний рост): преимущества и недостатки.
- Обновление (внутренний рост): основания для выбора менеджментом компании.
- Обновление (внутренний рост): преимущества и недостатки.
- Внешний рост – основные формы стратегических путей развития.
- Путь внешнего стратегического развития «Интеграция»: основания для выбора менеджментом компании.
- Путь внешнего стратегического развития «Интеграция», преимущества и недостатки.
21. Вертикальная интеграция, виды, преимущества и недостатки
22. Горизонтальная интеграция, виды, преимущества и недостатки
23. Путь внешнего стратегического развития «Диверсификация», преимущества и недостатки
24. Концентрическая диверсификация, преимущества и недостатки
25. Конгломератная диверсификация, преимущества и недостатки
26. Международные стратегии - пути стратегического развития компании, основные виды.
27. Путь стратегического развития «Упадок/изъятие вложений», основные формы.
28. Путь стратегического развития «Упадок/изъятие вложений», условия использования, преимущества и недостатки.
29. Финансовая сторона использования различных направлений стратегического развития.
- Уровень риска при использовании различных направлений стратегического развития.
- Исследование рынка, основные цели и задачи.
- Исследования рынка, используемые при выборе направлений стратегического развития..
- Методы исследования рынка, используемые для оценки этапа его развития.
- Методы исследования рынка, используемые для оценки уровня его привлекательности для бизнеса.
- Виды информации, используемые в исследованиях рынка.
- Основные виды исследований рынка.
- Планирования исследований рынка, основные этапы.
- Поисковое исследование: основные особенности и цели использования.
- Описательное исследование: основные особенности и цели использования.
- Причинно-следственное исследование: основные особенности и цели использования.
- Виды информации, используемой в исследованиях рынка.
- Вторичная информация: источники получения и использование в исследованиях рынка.
- Первичная информация: источники получения и использование в исследованиях рынка.
- Качественные исследования: основные методы и цели использования в исследованиях рынка.
- Фокус-группы: цели использования и методика проведения.
- Глубинные интервью: цели использования и методика проведения .
- Экспрессивные методы: использование в исследованиях рынка.
- Количественные методы: основные виды и цели использования в исследованиях рынка.
- Анкетные опросы, основные виды и структура анкет.
- Виды выборок, используемые в количественных исследованиях.
- Измерение и шкалирование в количественных исследованиях, основные виды шкал.
- Сравнительное шкалирование, использование в количественных исследованиях.
- Несравнительное шкалирование, использование в количественных исследованиях.
- Виды выборок респондентов.
- Методы сбора информации о ситуации на рынке и источники ее получения.
- Объем выборки респондентов в количественных исследованиях, основные подходы.
- Опросы респондентов, основные виды.
58. Первичная и вторичная информация в оценки степени привлекательности рынков.
59. Роль исследований рынка в процессе выбора направлений стратегического развития компании.
60. Основные факторы, определяющие выбор направления стратегического развития компании.
61. Внутренний и внешний рост – основные условия выбора оптимального направления стратегического развития компании.
- Стратегические проблемы развития бизнеса.
- Иерархия стратегий компании.
- Школы стратегий по Г.Минцбергу.
- Сущность и основные понятия: стратегическое видение и миссия.
- Определение границ рынков, на которых работает компания.
- Анализ цепочки стоимости в компании.
- Стратегические цели, их декомпозиция.
- Использование матрицы М.Портера и модели стратегического поведения И.Ансоффа при разработке стратегий.
- Стратегический анализ, основные компоненты и этапы.
- Портфельный анализ бизнеса (матрицы BCG и GE/McKinsey).
- Разработка бизнес-стратегий с использованием матриц BCG, GE/McKinsey, ADL-LC.
- Механическое системное, интуитивное и стратегическое мышление, особенности, преимущества и недостатки.
13. Сегментарная структура современных рынков. Критерии выбора продукта покупателем. Базы и переменные сегментирования.
14. Специфика методов анализа разрывов, анализа динамики издержек и кривой опыта.
- Разделение конкурирующих компаний на стратегические группы; анализ стратегических групп.
- Методы исследования, используемые при проведении сегментирования рынка.
- Стратегия внешнеэкономической деятельности.
- Внешний стратегический анализ, анализ покупателей. Роль качественных методов исследования в проведении сегментирования рынка.
- Стратегический анализ. Внутренний анализ. Использование SWOT-анализа по продукту и SNW-анализа по продукту.
- Сущность и преимущества стратегического мышления.
- Стратегия и организационная структура компании.
- Технологии выбора целевых сегментов, их преимущества и недостатки.
- Иерархия стратегий компании. Разработка комплекса стратегий.
- Стратегический анализ: основные компоненты.
- Стратегический анализ. Внешний анализ: основные компоненты.
- Количественные методы маркетинговых исследований при проведении внешнего анализа.
- Особенности и преимущества стратегического управления.
- Матрица PEST-анализа.
- Стратегия позиционирования, основные принципы и методы разработки.
- Стратегический анализ. Анализ рынка и анализ конкурентов.
- Формулирование и анализ стратегических альтернатив при выборе стратегии.
- Пять сил конкуренции М. Портера.
- Компоненты комплекса стратегий компании.
- Основные этапы цикла реализации стратегии. Управление процессом реализации стратегических изменений.
- Функциональные стратегии маркетинга, их место в комплексе стратегий компании.
- Матрица И.Ансоффа, практическое использование.
- Реализация стратегий. Стратегический контроллинг.
- Стратегия и структура компании.
- Долгосрочное планирование и бюджетирование.
- SWOT-анализ, основные этапы, использование при разработке стратегий.
- Стратегическое планирование и стратегический менеджмент.
- Методы сбора информации о ситуации на рынке и источники ее получения.
- Внутренний анализ. Анализ финансового состояния компании.
- Стратегическая синергия, как цель разработки стратегий группы компаний.
45. Стратегический менеджмент и уровень конкурентоспособности коммерческой компании.
46. Технологии выбора целевых сегментов.
47. Специфика и сравнительные особенности методов анализа SWOT, GAP, PIMS, LOTS.
48. Формулирование целей компании. Концепция SMART.
- Сегментарная структура современных рынков. Критерии выбора продукта покупателем.
- Маркетинговые исследования при проведении стратегического анализа.
- Формирование стратегических целей и стратегии компании.
- Стратегический анализ издержек и цепочка ценностей.
- Реализация стратегии. Этапы и особенности.
- Разработка стратегий группы компаний. Стратегическая синергия.
- Роль организационной культуры в реализации стратегии.
- Функциональные и операционные стратегии.
- Стратегия и организационная структура.
- SWOT-анализ как инструмент разработки стратегии.
59. Базы данных, содержащие информацию о внутренней и внешней среде организации, их использование в процессе разработки стратегий.
60. Оценка привлекательности сегментов рынка.
- Особенности стратегического мышления.
- Оценка конкурентной силы компании при проведении выбора целевых сегментов рынка.