Тема 2. Финансовый контроль
Финансы, денежное обращение и кредит. Раздел 1. Финансы и финансовая система России.
Тема 1. Общее понятие о финансах и системе финансов, управление финансам, финансовый контроль.
Вопрос 1. Определение понятия «финансы», функции финансов. Чем отличаются понятия «деньги» и финансы»? Деньги – это всеобщий эквивалент, с их помощью определяется стоимость любого вида товара и обеспечивается обмен одних товаров на другие. Деньги обладают свойством всеобщей непосредственной обмениваемости на другие товары, деньги разрешают заключенные в товаре противоречия и становятся самостоятельной экономической категорией. Функции денег: 1) мера стоимости – с их помощью определяется стоимость любого товара; 2) средство обращения – на них можно купить любой товар; 3) средство платежа – с их помощью можно заплатить какие – либо платежи, когда нет обмена одного товара на другой, например налоги; 4) средство накопления. Деньги экономическая категория более древняя, чем «финансы». Деньгами становился выделившийся товар, имевший свойство всеобщего эквивалента. Финансы возникли как экономическая категория, когда появились следующие условия в экономической жизни общества: 1) казна государства отделилась от собственности монарха, 2) налоги стали брать в денежной форме, и возникли фискальные органы, которые выполняли функции сбора налогов. Именно в этот период возник и стал применяться термин «финансы». Долгое время он применялся в узком смысле и подразумевал денежное хозяйство государства, его доходы, расходы и долги. Вместе с возникновением различных форм акционерного капитала, сращивания банковского капитала с промышленным, появлением различных финансовых институтов термин «финансы» стал применяться в более широком смысле, включая финансы хозяйствующих субъектов (организаций и предприятий). Соответственно, сформировались две относительно самостоятельные науки о финансах: государственные финансы и финансы предприятий, включающая в себя финансовый менеджмент, науку об управлении финансами предприятия. Государственные финансы – это система денежных отношения, связанных с формированием и использование денежных фондов в процессе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП). В отличие от денег, финансы – это система денежных отношений, порождаемых и регламентируемых государством, связанная с перераспределение национального богатства. Функции государственных финансов (проявляются на макроэкономическом уровне): 1) формирование денежных фондов (доходов), 2) использование денежных фондов (доходов), 3) контроль. Финансы предприятия – это система денежных отношений, регламентируемых государством, связанных с реальным оборотом денежных средств предприятия, формированием и использованием капитала, дохода и денежных фондов. Функции финансов предприятия аналогичны функциям государственных финансов, но они проявляются на микроуровне: 1) формирование капитала, денежных доходов и фондов, 2) использование капитала, денежных фондов и доходов, 3) регулирование денежных потоков предприятия.
Вопрос 2. Система финансов в РФ.
Система финансов в целом – это совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются различные денежные фонды. Вся система финансов в России состоит из двух укрупнённых подсистем: государственных и муниципальных финансов и финансов хозяйствующих субъектов.
Рис.1 Структура системы финансов РФ.
Финансы хозяйствующих субъектов, или финансы организаций и предприятий различных форм собственности – это относительно самостоятельное звено финансов государства. Они являются основой всей системы финансов страны. Потому что именно здесь формируется основная часть доходов государства, которая по определённым государством правилам, будет передана в бюджет, а затем перераспределена опять же по правилам, установленным государством. Именно из доходов предприятий всех форм собственности формируются бюджеты всех уровней, а также и внебюджетных фондов. Внебюджетные фонды создаются в различных государствах на определённый срок или действуют постоянно. Их появление связано с тем, что государству необходимо иметь источник для покрытия социально-значимых расходов, независимо от того будет или нет принят государственный бюджет. Перечислим эти расходы: пенсионное обеспечение, бесплатное медицинское обеспечение, социальное страхование. Государственный кредит – это особая форма денежных отношений между государством, юридическими и физическими лицами.При этом государство может выступать в качестве заёмщика средств, а также кредитора и гаранта. В количественном отношении преобладает деятельность государства как заёмщика средств.
Вопрос 3. Управление финансами, финансовая политика, методы управления финансами.
Рис. 2 Управление системой финансов в РФ.
Общее управление системой финансов осуществляют высшие органы власти и управления. Рассмотрим верхний блок данной схемы – систему управления финансами в РФ. Таблица 1 Органы управления системой финансов.
В систему управления финансами также входят: Министерство РФ по налогам и сборам, таможенные органы, система Центрального Банка, Федеральная комиссия по ценным бумагам.
Следующая составляющая схемы – управляющее воздействие или инструмент воздействия – финансовая политика. Система управления финансами, направленная на достижение стратегических и тактических целей государства, строится на основе финансовой политики, которая является составной частью экономической политики. Финансовая политика – это совокупность методологических принципов, практической форм организации и методов использования финансов. Финансовая политика реализуется на основе системы государственных мероприятий, разработанных на определённый период времени по мобилизации части финансовых ресурсов общества в бюджет и их эффективному использованию для выполнения государством своих функций. Основные стратегические цели экономической политики: · обеспечение экономического роста, · достижение социального мира, · увеличение значимости государства в международном сообществе. Новейшая история знает три основных типа финансовой политики, в основе которых лежат различные экономические теории. Классическая теория отводила государству роль «ночного сторожа». Основа финансовой политики, по мнению приверженцев классической теории, - достижение полной свободы рынка. Государство стремится минимизировать свои расходы, так как они являются издержками для предпринимателя. Планово – директивная теория строилась на жестком регулировании всех доходов и расходов предприятий и максимальной централизации денежных средств с последующим перераспределением их через государственные органы. Данная система была ориентирована исключительно на внутренние финансовые ресурсы страны, за исключение государственных займов. Регулирующая теория, в основу которой положена экономическая теория Кейнса, предусматривает вмешательство государства в деятельность предприятий с помощью определённых финансово – кредитных инструментов: налогов, ставок процента и т. д. Основные тактические цели финансовой политики:
Финансовая политика включает в себя бюджетную, налоговую, таможенную и кредитно- денежную политику. Выделим основные задачи для всех составляющих финансовой политики. Основные задачи бюджетной политики:
Основными задачами налоговой политики являются:
Основные задачи таможенной политики:
Основными задачами денежно- кредитной политики являются:
Финансовая политика, как инструмент воздействия, пользуется классическими методами управления:
Тема 2. Финансовый контроль. Вопрос 1. Понятие финансового контроли и его задачи.
Финансовый контроль – это один из методов управления системой финансов, представляет собой совокупность мероприятий, проводимых субъектами контроля по проверке финансовых и связанных с ними операций и действий государственных органов власти, муниципальных образований, предприятий и учреждений, организаций, а также населения с помощью специфических форм и методов. Финансовый контроль- форма реализации контрольной функции финансов. Он пронизывает всю систему денежных отношений, возникающих в процессе распределения и перераспределения ВВП. Объектом финансового контроля служит система финансов. Непосредственными объектами контроля выступают: · бюджетные показатели на всех этапах бюджетного процесса (составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджета, составление и утверждение отчета об его исполнении; · финансовые показатели деятельности субъектов хозяйствования (выручка, прибыль и т.д.) · налоговые платежи в бюджет и внебюджетные фонды; · другие операции, имеющие стоимостную форму. Финансовый контроль призван обеспечить права и интересы органов власти различных уровней, хозяйствующих субъектов и населения. Цель финансового контроля – содействие успешной реализации политики государства и хозяйствующих субъектов, обеспечение эффективности процессов формирования, распределения и использования финансовых ресурсов во всех звеньях и во всех сферах экономики страны.
Обеспечивает решение этих задач система ответственности вех участников финансовых отношений. Эта система включает в себя административные, уголовные, экономические (денежные) меры воздействия за нарушение финансовой дисциплины.
Вопрос 2. Методы проведения финансового контроля. Первый метод – проверки. Проводятся органами государственного финансового контроля, подразделяются на документальные (выездные) и камеральные. Документальная проверка проводится непосредственно на предприятии в присутствии должностных лиц этого предприятия. Источниками информации служат первичные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская и статистическая отчетность, расчеты по налогам и сборам. Изъятие документов для проверки вне организации (предприятия) запрещено законом. Но контрольным органам предоставлено право изымать у юридических лиц документы, свидетельствующие о занижении, сокрытии прибыли (дохода), сокрытия иных объектов налогообложения, расхищении и нецелевом использовании бюджетных средств и т.д., если имеются основания полагать, что документы могут быть уничтожены, заменены, сфальсифицированы. Камеральная проверка проводится по месту нахождения контрольного органа на основе документов, предоставляемых ему предприятием.
Второй метод контроля – обследование. Обследование заключается в личном ознакомлении контролирующего лица на месте с отдельными сторонами финансово- хозяйственной деятельности предприятия. При этом не обязательно проверяются первичные бухгалтерские документы, проводятся контрольные замеры работ, расхода топлива, электроэнергии и т.д.
Третий метод финансового контроля – анализ. Проводится на основе детального изучения годовой и периодической финансовой отчетности, организации финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций.
Четвертый метод финансового контроля – ревизия. Представляет собой комплекс взаимосвязанных проверок финансово- хозяйственной деятельности предприятия, а также работы финансовых органов, осуществляемых с помощью приёмов документального и фактического контроля. Цель ревизии – выявление и предупреждение нарушений финансово-хозяйственной деятельности проверяемого объекта.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (464)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |