III опыт – редуцированное (искусственное) активное осязание
Испытуемый сам последовательно (без возвратов) обводит контур фигуры-стимула указательным пальцем правой руки. При этом ему разрешается 3-4 кратное обведение контура каждой фигуры. Экспериментатор во время опыта придерживает фигуру таким образом, чтобы в процессе ее обведения она оставалась неподвижной. IV опыт – активное осязание. Испытуемый сам ощупывает одной рукой предъявленную фигуру. Время ощупывания не ограниченно. После ощупывания фигуры испытуемый делает ее зарисовку. V опыт – бимануальное осязание. Экспериментатор предъявляет испытуемому фигуру, предлагая как можно точнее определить ее форму с помощью осязания – активного ощупывания двумя руками. Испытуемого просят в процессе ощупывания производить самонаблюдение с целью подробного анализа функций движений пальцев каждой из рук, а также функций правой и левой рук. Кроме словесного отчета о характере движений испытуемый делает зарисовки фигур. Обработка результатов. Для обработки рисунки испытуемого группируют соответственно номеру опыта.
I – IV опыты. 1. Прежде всего следует оценить метрические свойства зарисовок, т.е. определить длину линий, величину углов, пропорции и общее количество элементов данной фигуры. 2. Затем оценить качество зарисовок по следующей 5-балльной шкале: 5 – рисунок в точности соответствует форме тест-объекта, 4 – в рисунке искажены длины отдельных сторон (они короче или длиннее, чем в оригинале), 3 – искажены не только длины сторон, но и углы, 2 – искажены длины сторон и углы, а также пропущены один или несколько элементов фигуры – оригинала, 1 – сходство между рисунком и фигурой-оригиналом полностью отсутствует. Полученные балльные оценки для каждой фигуры в опытах записывают в протокол и рассчитывают средний балл для каждого опыта. V опыт. Обработка его результатов заключается в составлении экспериментатором письменного заключения об особенностях бимануального осязания. При этом предлагается обратить внимание на следующие особенности функции рук и пальцев: разную активность правой и левой рук, разную функциональную роль пальцев (роль большого пальца как точки отсчета, роли указательного, среднего, безымянного и мизинца правой руки), симультанную работу пальцев, неравномерность движений по контуру (замедления, остановки и возвраты), преимущественные функции отдельных типов движений, а именно познавательных и контролирующих.
Форма отчета. Письменные протоколы занятий и отчет по экспериментальному исследованию "Особенности восприятия формы при пассивном и активном осязании" с количественным и качественным анализом.
Тестовые задания для самопроверки (выбрать правильный ответ) 1. Наше восприятие мира связано: 1. с культурой, к которой мы принадлежим, 2. с практикой, 3. с опытом, 4. с нашими индивидуальными особенностями. 5. Верны все ответы. 2. Чтобы представление о мире оставалось стабильным, психика должна: 1. постоянно осуществлять коррекции, 2. учитывать расстояние, на котором находятся предметы, 3. изменять образ в зависимости от угла зрения. 4. Ни один из ответов не верен.
3. Эффект параллакса: 1. позволяет оценивать расположение удаленных предметов, 2. служит одним из монокулярных признаков глубины, 3. связан с движением головы наблюдающего.
4. Порог чувствительности: 1. представляет собой предел чувствительности рецептора, 2. определен генетически, 3. может меняться с возрастом. 4. Все ответы верны.
5. Бинокулярное зрение: 1. единственное позволяет воспринимать глубину, 2. неэффективно на расстоянии более 15 метров, 3. может быть заменено монокулярными признаками. 4. Все ответы верны.
6. По мнению В. Вундта, отличия ощущений и чувств связаны с тем, что: 1. чувства относятся к субъекту, 2. ощущений больше, 3. ощущения простые, а чувства сложные.
Литература 1. Абрамова Г. С. Практическая психология. – М.: Академия, 1997. – С. 22-57. 2. Брунер Дж. О действенном и наглядно-образном представлении мира ребенком. – М., 1977. 3. Брунер Дж. Психология познания. – М.: Прогресс. 1977. 4. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. – М.: Смысл, 1998. 5. Веккер Л.М. Психические процессы.– Л.: ЛГУ, 1974. – Т. 1. 6. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. – М., 1982. 7. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. – М.: МГУ, 1988. 8. Запорожец А.В. Развитие восприятия и деятельность. – М., 1986. 9. Леонтьев А.Н. Психофизиологическая проблема и ее решение в теории деятельности //Хрестоматии по курсу "Введение в психологию" /Ред.-сост. Е.Е.Соколова. – М., 1999. 10. Логвиненко А.Д. Зрительное восприятие пространства. – М.: МГУ, 1981. – 224 с. 11. Найссер У. Познание и реальность. – М., 1981. – С. 123-140. 12. Рок И. Введение в зрительное восприятие: В 2 кн. – М.: Педагогика, 1980. – Кн. 1. – 279 с. 13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. – М., 1989. – Т. 1. 14. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. –М.: Прогресс, 1966. – Вып. 1, 2. 15. Хрестоматия по ощущению и восприятию /Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер и М.Б.Михалевской. – М.: МГУ, 1975. – 400 с. 16. Ярбус А.Л, Движения глаз при восприятии сложных объектов. – М.: МГУ, 1975. – С. 361-367.
Ответы к тестам 1 – 4, 2 – 4, 3 – 2, 4 – 4, 5 – 3, 6 – 1.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (540)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |