Тема 7. Психология эмоций. Психические состояния
1. Теории эмоций. Основные направления развития представлений об эмоциях. 2. Соотношение понятий "эмоции" и "чувства". Уровни эмоциональных переживаний. Функции и виды эмоциональных процессов. 3. Основные характеристики эмоций: вторичность, направленность, обобщенность, интенсивность, управляемость, динамизм. 4. Виды психических состояний: эмоциональные, активационные, тонические и тензионные. Роль и место состояний среди других психических явлений. 5. Функции состояний. Установка. Готовность. Настроение. Интерес. Фрустрация. Стресс. 6. Основные принципы классификации психических состояний: степень продолжительности, степень распространенности, степень напряженности, степень адекватности, степень осознанности Задания для внеаудиторной самостоятельной работы: · Составьте структурную схему "Модель эмоций". · Для экспериментальной работы на занятии подготовьте рисунок «Несуществующее животное». · Рисунок выполняется чистом листе бумаги формата А4. Рисунок выполняется простым карандашом. Ручкой или фломастером рисовать нельзя. Подумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим названием. Укажите где оно живет, чем питается, к чему стремиться (чего хочет), с кем дружит. · Для экспериментальной работы на практическом занятии при себе иметь учебник: Столяренко Л.Д. Основы психологии: практикум/ Ред.сост. Л.Д. Столяренко – Изд. 11-е. – Ростов н/д: Феникс, 2009, - 689 {10}с. – (Высшее образование)
Задание для самостоятельной аудиторной работы по теме занятия: 1. Самооценка психических состояний по Айзенку. Столяренко Л.Д. Основы психологии: практикум/ Ред.сост. Л.Д. Столяренко – Изд. 11-е. – Ростов н/д: Феникс, 2009, - 689 {10}с. – (Высшее образование). – С.452 2. Работа с проективной методикой «Несуществующее животное». Столяренко Л.Д. Основы психологии: практикум/ Ред.сост. Л.Д. Столяренко – Изд. 11-е. – Ростов н/д: Феникс, 2009, - 689 {10}с. – (Высшее образование). – С.565 Порядок работы. Самооценку психических состояний по Айзенку студенты выполняют самостоятельно, каждый индивидуально. В ходе работы с проективной методикой интерпретацию результатов студенты выполняют самостоятельно. Форма отчета: Письменный отчет по экспериментальным исследованиям.
Тестовые задания для самопроверки (выбрать правильный ответ): 1. Гомеостаз – это: 1. неуравновешенное состояние организма, 2. уменьшение импульсивного напряжения, 3. поддержание оптимального уровня активации. 4. Ни один из ответов не верен.
2. По мнению психологов-когнитивистов, все виды нашего поведения: 1. обусловлены внутренней мотивацией, 2. являются результатом "силы", действующей в критические моменты, 3. в основном мотивируются достижением конечной цели. 4. Ни один из ответов не верен.
3. Материнский инстинкт: 1. еще очень распространен у людей, 2. свойственен всем приматам, кроме человека, 3. не существует в полном смысле у современных женщин. 4. Ни один из ответов не верен.
4. Привязанность ребенка к себе подобным: 1. меньше выражена у первенцев, 2. необратимо возникает в момент рождения, 3. вероятно, зависит от очень раннего контакта с родителями. 4. Все ответы верны.
5. По мнению А.Маслоу, потребность в самореализации проявляется: 1. одновременно с другими потребностями, 2. у людей, стремящихся к самоуважению, 3. у большинства людей. 4. Ни один из ответов не верен.
6. Среди различных аспектов эмоций легче всего поддаются четкому описанию: 1. внутренние переживания, 2. эмоциональное поведение, 3. физиологическая активация. 4. Ни один из ответов не верен.
7. Интенсивность наших эмоций зависит главным образом: 1. от восприятия данной обстановки, 2. от уровня бодрствования, 3. от анализа полученных сведений, 4. от значения той потребности, с которой связана эмоция.
8. отрицательные эмоции возникают, если имеющаяся информация: 1. избыточна, 2. недостаточна, 3. достаточна, 4. почти достаточна.
9. Стресс связан: 1. с прогрессирующим истощением резервов организма, 2. с неожиданной и острой ситуацией, 3. со способностью каждого идти на риск. 4. Все ответы верны.
10. Термин "аффект" переводится как: 1. напряжение, 2. страсть, 3. всплеск.
11. Состояние фрустрации связано: 1. с последствиями аффекта, 2. с борьбой мотивов, 3. с непреодолимым препятствием на пути к цели. 12. Цена потребности – это: 1. соотношение максимального и минимального объема потребности, 2. чувство усталости, 3. зависимость потребности от цели.
13. Программа поведения: 1. вырабатывается индивидом самостоятельно, 2. возникает на основе общественных норм, 3. может меняться в процессе реализации. 4. Все ответы верны.
14. Экстерналы – это люди, которые в своем поведении руководствуются больше тем, что: 1. все зависит от наших желаний, 2. судьба управляет миром, 3. реальные обстоятельства нельзя предвидеть заранее.
15. Согласно У.Джемсу: 1. мы огорчены, потому что плачем, 2. мы плачем, потому что огорчены. 3. Оба ответа верны.
Литература 1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. – М., 1995. – Гл. 6. – С. 159-192. 2. Беррон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб.: Питер, 1997. – Гл. 4. – С. 133-135; Гл. 9. – С. 286-328. 3. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. – М., 1984. – С. 33-36. 4. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. – М., 1976. – С. 41-123 5. Додонов Б.И. В мире эмоций. – Киев, 1987. – С. 7-79. 6. Изард К.Е. Психология эмоций /Перев. с англ. – СПб.: "Питер", 2000. – 464 с. 7. Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. – М.: МГУ, 1984. – Гл. 1. – С. 5-29. 8. Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психопрофилактика стрессов. – М.: МГУ, 1993. – Гл. 2. – С. 28-59; Гл. 3. – С. 68-88; 99-108. 9. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. – Л., 1960. – С. 209-230. 10. Психические состояния. Хрестоматия по психологии /Под ред. Л.В.Куликова. – СПб.: "Питер", 2000. – 512 с. 11. Психологический словарь /Под ред. В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, Б.М.Ломова и др. – М.: Педагогика, 1983. Установка. – С. 381-382. Готовность к действию – 75 с. Интерес. – С. 138-139. Фрустрация. – С. 394-395. 12. Психология эмоций. Тексты /Под ред. В.К.Вилюнаса и Ю.Б.Гиппенрейтер. – М.: МГУ, 1984. 13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. – М.: Педагогика, 1989. – Т. 2. – Гл. ХVI. – С.147-181. 14. Селье Г. Стресс без дистресса. – М., 1982. – С. 25-83. 15. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. Физиология. Нейроанатомия. Психология эмоций. – М., 1981. – С. 10-39. 16. Судаков К.В. Биологические мотивации. – М., 1971. 17. Фромм Э. Душа человека. – М.: Республика, 1992. – 430 с. – Гл. Искусство любить. Исследование природы любви.
Ответы к тестам 1 – 4, 2 – 1, 3 – 3, 4 – 3, 5 – 4, 6 – 4, 7 – 2, 8 – 2, 9 – 2, 10 – 1, 11 – 3,
Приложения
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (906)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |