Тема2. Общее представление о памяти и внимании. Виды внимания. Воображение. Специфические функции воображения
1. Общее представления о памяти. Основные факты и закономерности психологии памяти. Определение памяти. Классификация видов памяти. Память как общий компонент всех психических процессов. 2. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание и их основные характеристики. 3. Общее представление о внимании. Внимание как общий компонент психических процессов. Виды и свойства внимания. 4. Функции внимания. Развитие внимания. Воспитание и формирование внимания. 5. Общее представление о воображении. Виды воображения. Специфические функции воображения и их развитие. 6. Способы создания образцов творческого воображения. Воображение и творческое мышление.
Задания для внеаудиторной самостоятельной работы: · Составьте структурную схему познавательного процесса "Память","внимание","Воображение" · Ответьте письменно на вопрос (один – на выбор): - Какова роль повторения в процессе запоминания? - Что такое фактор края? - Какую роль играет воображение в жизни человека? - Творческое воображение и личность. · Для экспериментальной работы на практическом занятии при себе иметь учебник: Столяренко Л.Д. Основы психологии: практикум/ Ред.сост. Л.Д. Столяренко – Изд. 11-е. – Ростов н/д: Феникс, 2009, - 689 {10}с. – (Высшее образование) Задание для самостоятельной аудиторной работы по теме занятия: 1. Исследование переключаемости внимания с помощью таблиц Шульте (Столяренко Л.Д. Основы психологии: практикум/ Ред.сост. Л.Д. Столяренко – Изд. 11-е. – Ростов н/д: Феникс, 2009, - 689 {10}с. – (Высшее образование) Тест «Таблицы Шульте», С43) 2. Исследование избирательности внимания (Столяренко Л.Д. Основы психологии: практикум/ Ред.сост. Л.Д. Столяренко – Изд. 11-е. – Ростов н/д: Феникс, 2009, - 689 {10}с. – (Высшее образование) Тест «Методика Мюнстерберга», С45) 3. Исследование памяти ( Столяренко Л.Д. Основы психологии: практикум/ Ред.сост. Л.Д. Столяренко – Изд. 11-е. – Ростов н/д: Феникс, 2009, - 689 {10}с. – (Высшее образование) Тест «Прием информации», С46) 4. Исследование непроизвольной памяти ( Столяренко Л.Д. Основы психологии: практикум/ Ред.сост. Л.Д. Столяренко – Изд. 11-е. – Ростов н/д: Феникс, 2009, - 689 {10}с. – (Высшее образование) Тест «Непроизвольная память», С.47) 5. Исследование объема кратковременной памяти ( Столяренко Л.Д. Основы психологии: практикум/ Ред.сост. Л.Д. Столяренко – Изд. 11-е. – Ростов н/д: Феникс, 2009, - 689 {10}с. – (Высшее образование) Тест «Объем кратковременной памяти», С.47 - 48) Порядок работы. Занятие групповое. Для выполнения заданий 1-2 студенты разбиваются на пары. Задания 3-5 проводит преподаватель. Форма отчета. Письменные отчеты экспериментов.
Тестовые задания для самопроверки (выбрать правильный ответ): 1. Стимул или объект имеет тем больше шансов привлечь внимание, чем он: 1. новее, 2. сложнее, 3. интенсивнее. 4. Все ответы верны.
2. Кратковременная память: 1. длится до 2 минут, 2. обладает емкостью в 11 элементов, 3. позволяет долго помнить телефонный номер. 4. Все ответы не верны.
3. Долговременная память: 1. обладает ограниченной емкостью, 2. обладает неограниченной длительностью, 3. более развита у пожилых людей. 4. Все ответы не верны.
4. Как показали исследования Б.В. Зейгарник, мы лучше помним работу, если она: 1. была доведена до конца, 2. осталась незаконченной, 3. была сознательно прекращена, 4. привела к вознаграждению.
5. При извлечении информации из памяти всегда легче: 1. вспомнить какой-то отдельно взятый элемент, 2. узнать элемент информации среди предъявленных, 3. ответить на прямые вопросы, 4. не учитывать контекста.
6. Ретроактивная интерференция: 1. связана с событиями, произошедшими до запоминания данного материала, 2. лежит в основе положительного переноса при научении, 3. усиливается, если материал сильно отличается. 4. Все ответы не верны.
7. Когда мы забываем прийти на важное свидание, то это обусловлено: 1. торможением, 2. активным забыванием, 3. мотивированным забыванием. 4. Все ответы верны.
8. Память – это: 1. познавательный процесс, 2. участник любого познавательного процесса, 3. сквозной психический процесс. 4. Верны все ответы.
9. Согласно когнитивной психологии, обратимость – это: 1. свойство восприятия, 2. свойство памяти, 3. основное свойство допонятийного мышления.
10. Психическое время – это: 1. психическое отражение физического времени, 2. время протекания психического процесса, 3. длительность восприятия.
11. Ретроградная амнезия – это: 1. вид мышления, 2. нарушение интеллекта, 3. вид забывания.
Литература
1. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. – М.: Смысл., 1998. – Гл. 20. – С. 574-604. 2. Веккер Л.М. Психические процессы. – Л., 1974. – т. 1. – С. 262-271; С. 278-295. 3. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. – М., 1982. – т. 2. – С. 436-454. 4. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. – М.: Просвещение, 1995. – Кн. 1. – Гл. 8. – С. 171-184. 5. Основы общей психологии: В 2 т. – М.: Педагогика, 1989. – Т. 1. – С. 300-344. 6. Практикум по общей и экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие /Под ред. А.А.Крылова, С.А.Манича. – СПб.: "Питер", 2000. – С. 88-125. 7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. – М.: Педагогика, 1989. – т. 1. – Гл. IX. – С. 344-359. 8. Хрестоматия по вниманию /Под ред. А.Н.Леонтьева, А.А.Пузырея, В.Я.Романова. – М., 1976. – 296 с. 9. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М.: МГУ, 1979. – С. 6-244.
Ответы к тестам 1 – 3, 2 – 4, 3 – 2, 4 – 2, 5 – 2, 6 – 4, 7 – 4, 8 – 3, 9 – 4 (нет), 10 – 1, 11 – 3.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (606)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |