Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Виды реставрационных работ



2015-12-13 6925 Обсуждений (0)
Виды реставрационных работ 0.00 из 5.00 0 оценок




Остановимся на основных видах восстановительных работ, их содержании и разграничении.

1. Консервация.Основной целью консервации является -сохранение архитектурного облика объекта, в дошедшем до нашего времени, с наслоениями и напластованиями; предохранение от дальнейшего разрушения без восстановления утрат и соединения расчлененных фрагментов. Консервация объекта оставляет неприкосновенной его подлинность и не грозит уничтожением фрагментов, историческая ценность которых пока не ясна.

Основные этапы консервации: расчистки, укрепление конструкций, укрытие объекта от разрушающих воздействий окружающей среды.

Консервация может быть временной и постоянной, при этом временная консервация – это этап перед радикальной реставрацией.

Пример: Консервация фундаментов храма Иверской Божией матери на Белой горе (Кунгурский район); объекты в Прибалтике и северной Европе.

2. Фрагментарная реставрация. Это расширение консервационного метода, целью которого является более полное выявление скрытых особенностей архитектуры объекта, его конструкций и наслоений. К такой реставрации относится удаление поздних, не представляющих ценности обновлений; позволяет восстановить целостную композицию здания, интерьер, убранство. Фрагментарная реставрация использует , по возможности, близкие по свойствам к первоначальным материалы, но может, использовать и современные материалы.

Пример: Несовместимость старого и нового кирпича, растворов по составу – новых и старинных, пропиток и т.д.

3. Целостная реставрация.Этомаксимально полное раскрытие древних особенностей сооружения. Работы в этом случае наиболее сложны, включают в себя элементы консервации, фрагментарной реставрации, а также и воссоздание утраченных частей.

Пример: Греция – Парфенон и Эрехтейон в Афинском акрополе и др.

4. Воссоздание. Воссоздание своей целью ставит полное восстановление разрушенных сооружений. Это допустимо при наличии архивных архитектурных решений, аналогий, близких по стилистике. Такой метод реставрации широко применялся после войны, когда были уничтожены памятники архитектуры мирового значения или после необдуманных сносов объектов.

Пример: Храм Христа Спасителя в Москве, Ансамбль Петродворца в Петергофе ит.д.

5. Реконструкция. Коренное переустройство, переделка объекта, направленная на устранение морального и физического износа здания в целом или отдельных конструктивных элементов и систем. При реконструкции выполняют частичную или полную перепланировку, повышают уровень инженерного оборудования, изменяют назначение здания, то есть мероприятия по модернизации направлены на снижение морального износа. Реконструкция - термин, который применяется в двух значениях:

1.Имеется в виду возрождение полностью утраченного объекта или его фрагмента по историческим материалам, документально обоснованных деталей;

2. Во втором значении реконструкция означает приспособление объектов к современным условиям или переделки, вызванные их использованием по другому назначению.

Пример: Железнодорожный вокзал в Нью-Иорке, приспособленный под музей; автобан, приспособленный под парковые насаждения, там же.

6. Реставрационный ремонт. Это комплекс строительно-технологических мероприятий, регулярно проводимых через определенные промежутки времени, проводимые работы по поддержанию объекта в том виде, в котором оно сохранилось до наших дней. Здесь не предусматриваются предварительные исторические исследования, составление проектов, что исключает их из общего комплекса видов научной реставрации. Снижение внимания к реставрационным ремонтам наносит памятникам архитектуры невосполнимый ущерб.

На практике все виды реставрационно-восстановительных работ взаимосвязаны и задача специалистов сводится к нахождению и обоснованности границ их допустимости.

Тема 3. Реставрационная терминология: оптимальные даты, музеефикация, культурный слой, патина времени.

Оптимальные даты

С развитием науки о реставрации видоизменяется, расширяется и углубляется значение многих понятий. Термины, встречающиеся в публикациях эпохи стилизаторских реставраций и современных научных статьях, могут иметь принципиально разное значение. «Оптимальные даты» упоминались лишь вскользь при определении целей и задач научной реставрации, то есть происходило отожествление этого понятия с данными о первоначальном виде сооружения. Это была основная задача реставраторов. Позднее под оптимальной датой стали понимать период наивысшего расцвета памятника или ансамбля.

Практика реставрационных работ показала порочность этого пути – было наделано множество грубых ошибок, приведших к утрате и искажению исторических и художественных ценностей. Это вызвало негативную реакцию специалистов и деятелей культуры.

Действительно, ориентируясь на какой-то период, названный «оптимальным» (оптимальной датой), будь то первоначальный вид или время наивысшего расцвета, реставраторы сосредотачивались на нем и уничтожали все созданное за остальную историю памятника. Особый вред восстанавливаемым зданиям на одну определенную дату был нанесен древним памятникам, в которых позднейшие наслоения имели свою огромную ценность и были свидетелями эволюции архитектуры.

В настоящее время проводится изучение истории строительства объекта и его перестроек, определяются периоды, имеющие максимальную сохранность подлинного и наибольшее количество материалов для его восстановления. Эти периоды, (их может быть несколько) считаются оптимальными с точки зрения возможности возрождения всего памятника или его фрагментов. Оперируя понятием нескольких оптимальных дат, мы выбираем такое сочетание целевых задач, которое полно отвечает выявлению исторической ценности здания и сохранения его подлинности.

Музеефикация

Содержание этого понятия выходит далеко за пределы раскрытия и показа фрагментов разных периодов в истории памятника.

Существует ошибочное мнение – невозможность создания условий музейного хранения архитектурных памятников. Фактически имеются многочисленные примеры, когда памятники архитектуры становятся музейными экспонатами, закрываются предохранительными чехлами или оказываются встроенными в более поздние постройки.

Предпосылками такого метода являются:

1. Стремление сохранить уникальное здание, выполненное в материалах, которые не обеспечивают его сохранности;

Пример: Футляр над домиком Петра I в Санкт-Петербурге; Приоратский дворец на Гатчине: Футляр над домиком Петра I в Дербенте.

2. Раскрытие, в процессе нового строительства, остатков древнего сооружения и включение его вовнутрь вновь создаваемого архитектурного объема (целый ряд остатков стен древних башен и сооружений в интерьерах подвалов новых зданий.

Пример: Включение старинных фрагментов римских строений в интерьеры современного метро Софии, Болгария;

3. Случаи, когда на территории древнего памятника возводится новое сооружение и включение в него памятника – единственный возможный способ сохранения подлинных остатков памятника (часть древней стены на новом вокзале Рима, остатки древних стен встроенные в стены метрополитена в Копенгагене, Швеция).

Метод музеефикации зданий при помощи футляров ни в коем случае не может быть идеальным. Следует считать его временной консервационным методом. Встраивание остатков древних памятниковв новые сооружения оправдывается очень редко, так как памятник, оторванный от естественной среды, теряет значительную часть исторической и художественной ценности.

Создание городов-заповедников, заповедных районов и заповедных дворцово-парковых ансамблей должно в процессе разработки проектных решений предусматривать проблемы музеефикации. Это решение проблемы транспорта, инженерного оборудования, и приспособление части зданий к новому назначению, новому режиму эксплуатации и т. д.

В данном случае конечная цель – включение в современную жизнь сложного архитектурного организма с максимальным раскрытием его историко-художественных ценностей. Такая музеефикация – основа работы при реконструкции центров исторически сложившихся городов.

Широко практикуется создание музеев под открытым небом, состоящих из собранных в одно место памятников деревянного зодчества. Увлечение такими музеями идет в разрез с подлинно научной реставрацией и оправдывается в случае удаленности памятника, неэффективности его охраны и т.д. При этом надо понимать, что всякое нарушение среды памятника, создание новых зрительных связей с соседними перемещенными зданиями- грубое нарушение правды истории.

Пример;Архитектурно-этнографический музей деревянного зодчества в с. Хохловка в Пермском районе; Музей истории солеварения «Усть-Боровский - солеваренный завод» (музейный комплекс» в м/р Боровск г. Соликамска, на берегу р. Кама; архитектурно-этнографический музей деревянного зодчества Русского севера в Кижах и т.д.

К сожалению, на сегодняшний день, возникновение таких музеев неизбежно. Но даже в лучших случаях невозможно возместить утраты исторической правды, избежать дополнительного травмирования объектов при их переносе. Что влечет за собой неожиданные последствия.

Пример: Архитектурно-этнографический музей деревянного зодчества в с. Хохловка. При перенесении памятников по воздуху вертолетами были разрушены некоторые здания, повреждены архитектурные детали и т.д.; В Египте при строительстве Асуанской плотины и неизбежности затопления уникального ансамбля Абу-Симбел, его со всеми предосторожностями подняли над уровнем поверхности водохранилища. После переноса, памятник стремительно стал разрушаться от эрозии, вызванной действием песка, приносимого ветрами из пустыни.

Использование в качестве музеев памятников старины с размещением в них экспозиции выявляет следующие задачи:

1. Наилучший, по возможности, хронологический показ истории самого памятника;

2. Создание в интерьере экспозиции, не вступающей в контакт с архитектурой и не мешающей восприятию объемного и художественного решения помещения;

3. Создание условий для посетителей и обслуживающего персонала музея. Решение потоков посетителей, создание вестибюлей, санузлов, гардеробов, отопления и освещения должно быть выполнено с наименьшим ущербом для подлинной структуры памятника;

Пример:Пермский краевой музей, переехавший в 2006 году в здание особняка Н.В. Мешкова, созданного архитектором А.Б. Турчевичем; дворец Строгановых, филиал Русского музея в Санкт-Петербурге, и т.д.

Один из распространенных методов музеефикации – фрагментарное раскрытие деталей архитектуры, относящихся к периодам развития памятника, не охваченным оптимальными датами. И более ранние и фрагменты и более поздние наслоения, представляющие историческую и художественную ценность , должны раскрываться и экспонироваться на своем изначальном месте и сопровождаться краткими пояснительными текстами.

Пример: улицы древнего Таллинна, где на фоне сохранившихся поздних фасадов, мы видим фрагменты древней архитектуры – готические обрамления окон и дверей, отдельные фрагменты, резные камни с текстами, в компонованные в стены зданий (около которых они были найдены) и т.п. Каждая улица древнего города становится своеобразным музеем, повествующим об истории, дающим дополнительный материал к её познанию, имеет большое воспитательное и научное значение.

Существует метод замены уникальных скульптур, рельефов и орнаментов на копии и даже в новых материалах. Подлинные фрагменты из мрамора, гипса, дерева, металла сильно разрушающиеся от атмосферных воздействий и других факторов, изымаются и заменяются копиями, а сами становятся экспонатами в условиях музейного хранения. Такого рода музеефикация позволяет, не нарушая целостного облика архитектурного ансамбля, сохранить совершенно-исключительные ценности, уникальные произведения искусства прошлого.

Пример: Замена копией статуи Давида, выполненной в 1504 г. Микеланджело и поставленной во Флоренции напротив Палаццо искусства прошлого. Эрехтейон, храм Афины в Афинском акрополе (421 г. до н.э.).

Метод замены и восстановления конструкций занимает отдельное место в реставрации. В случаях, если конструкции доступны для обзора и не потеряли несущей способности, они автоматически становятся полноправными музейными экспонатами. Если конструкции подверглись полному износу – тогда их укрепляют, консервируют и целиком или фрагментарно оставляют на месте, возводя рядом несущие элементы из современных материалов. Происходит зрительно-эквивалентная подмена подлинного памятника на копии, необходимая для предохранения данного памятника от разрушения. Остатки первоначальных конструкций изымаются, консервируются и становятся музейными экспонатами.

Пример: Витебский вокзал в Санкт-Петербурге.

К музеефикации следует отнести, и так называемый, анастилоз.Часто в разрушенном сооружении или скульптуре находят месторазбитые и разбросанные вокруг объекта детали. Они вновь возвращаются в пределы общей композиции, что помогает лучше воспринимать общие формы объекта, дорисовывать мысленно его целостный облик. Этот метод широко применяется в реставрации древних памятников архитектуры и скульптуры.

Пример: Раскопки старинного греческого города Херсонес в Севастополе. Город Пальмира.

Беглый обзор некоторых видов музеефикации показывает многоплановость содержания этого распространенного в публикациях термина.

Культурный слой

Культурный слой – термин, пришедший в теорию и практику реставрационных работ из археологии, когда послойно снимая землю, ученые определяют границы распространения находок по периодам – культурам.

В реставрации определяется содержание этого понятия, как нарастание уровня земли, окружающей памятник территории, со времени его постройки до настоящего времени. Культурный слой – это исторически сложившаяся система напластований, образовавшаяся в результате деятельности человека.

Исследование культурного слоя на территории памятника выявляет: скрытые под землей части здания, позволяет при помощи траншей и шурфов определить состояние и глубину залегания фундаментов, дает сведения о крыльцах, пристройках и других утраченных на поверхности земли сооружений, о первоначальном благоустройстве территории. В процессе послойного снятия земляного покрова обнаруживаются остатки предметов быта, декоративные и конструктивные детали разных периодов существования объекта.

Пример: Раскопки в Новгороде, где вскрыто древнее поселение с деревянными покрытиями дорог, тротуаров, с находками берестяных грамот и т.д.

Все эти сведения – неоценимый материал для решения вопросов предстоящей реставрации.

Но нарастание культурного слоя – это один из самых страшных факторов разрушения и искажения памятника. Постоянный подъем уровня земли искажает пропорции зданий, приводит к нарушению режима их существования. При этом поверхность земли оказывается выше уровня цоколей, гидроизоляции; подвальные окна, продухи закрываются наглухо. Следует отметить, что гигроскопическая влага может подниматься по капиллярам до уровня вторых этажей. Рост культурного слоя – причина реконструкции наземных частей сооружений. Арки ворот, крыльца, цоколя уходят в землю - все это искажает архитектуру фасадов.

Распространение асфальтового покрытия вызывает процесс ускорения нарастания культурного слоя.

Пример: В Санкт-Петербурге нарастание культурного слоя было один метр за столетие, в настоящее время до 30 см. за 10 лет, т.е. в три раза быстрее; во дворе, у здания Архиерейского дома в Перми культурный слой вырос на более, чем один метр, в связи с чем пришлось снимать слой земли до фундаментов, чтобы просушить их и стены.

В настоящее время появились машины, срезающие асфальтобетонное покрытие. Что существенно позволяет замедлить нарастание культурного слоя.

Инженерная реконструкция то существенно позволяет замедлить нарастание культурного слоя.то существенно позволяет замедлить нарастание культурного слоя.сетей (канализации, водопровода, отопления и т.д.), ведется от существующего уровня земли и это осложняет вопрос о снятии культурного слоя и понижения до первоначального уровня земли.

Поэтому снятие культурного слоя до отметки оптимальной даты не может решаться локально только в пределах территории объекта. Оно должно решаться комплексно с окружающей застройкой, инженерными сетями и транспортом. В некоторых случаях целесообразнее даже подъем памятника или передвижка по горизонтали. Необходимо планомерное осуществление проектов изменения вертикальной планировки вокруг памятника архитектуры и окружающей застройки.

Пример: Дворец Строгановых на Невском проспекте в Санкт-Петербурге, у которого цоколь «ушел» на глубину 0,6-0,8 м. в землю, при этом высота калиток стала 1.4 м. от уровня земли; Архиерейский дом в Перми, бывший музей, «вышел» из земли с главного фасада, по причине срезки земли и «ушел» в землю с дворового фасада, в связи со сносом строений, отсыпкой газонов и т.д. Культурный слой вырос на более чем один метр, поэтому пришлось снимать слой земли до верха фундаментов, чтобы просушить их и стены.

 

Патина времени

За длительный период внешние факторы воздействия на памятник усиливают чисто эстетические ощущения его подлинности и древности, аромат эпохи постройки здания, создают дополнительные живописные качества, позволяющие почувствовать историческую значимость объекта. У нас и за рубежом существуют две точки зрения на сохранение патины времени:

1. Первая - заключается в необходимости максимального сохранения патины времени, непременного признака подлинности. Этого взгляда придерживаются в основном художники, кабинетные ученые, литераторы и даже люди, извлекающие доходы из эмоций туристов.

Чисто эстетический подход не принимает во внимание, что патина -это следствие разрушения памятника. Сторонники этой точки зрения не оценивают того, какой вред наносит художественной ценности и цельности произведения искусства, выполненного первоначально автором проекта без учета коррективов времени.

Пример: поселок Шушенский при Саяно-Шушенской ГЭС. Избы, сараи, заборы окрашены серой краской «под старину» по новому дереву. Смотрится смешно, пошло и не убедительно.

2. Вторая точка зрения - всякая патина, это нечто несвойственное памятнику и следовательно, подлежит уничтожению (удалению), Этого мнения придерживаются, к сожалению, и многие профессиональные реставраторы. Стирая патину, стирают следы истории, переходят границы дозволенного, подправляя облик памятника. Отсюда недалеко до стилизаторских реставраций и искажений памятника.

Чтобы, по возможности, сократить реставрационные вмешательства в жизнь памятников и доведения памятника до состояния «как новый» современные реставраторы должны, прежде всего, определить границы и возможности сохранения патины времени.

По существу, любые расчистки поверхностей памятников архитектуры, скульптуры и живописи – это процесс удаления патины. Отсюда следует, что определение границ, допустимых и необходимых расчисток, как правило, решает и судьбу патины. Но часто в практике реставрационных работ возникает необходимость в искусственном патинировании (то есть имитация старения). Монументальная скульптура из бронзы покрывается искусственной патиной, предохраняющей материал от окисления. При реставрации утраты старой позолоты, новые участки позолоты покрываются составами, приглушающими блеск нового золота. К искусственному патинированию можно отнести и маскировку вновь вводимых конструктивных деталей в реконструируемых объектах.

Пример: Церковь Успения Божией матери на «Новом кладбище» в Разгуляе в Перми. При восстановлении фасадов применялся кирпич начала XX века от разбираемых старых зданий, что сделало невозможным увидеть «новодел» на реконструируемых участках фасадов.

Беглый обзор содержания нескольких реставрационных терминов позволяет понять их сложность. Остальные понятия реставрационной деятельности будут последовательно раскрываться по ходу дальнейшего изложения.

Тема 4. Исходные материалы для научно-реставрационных работ: основные положения, состав и характеристика исходных материалов, работа с музеями.

Основные положения

Все работы в исторических городах должны быть подчинены общей выработанной программе, обоснованной предварительными архитектурными, архивными и натуральными изысканиями Работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся по ряду документов в установленном порядке. Эти документы перечислены в Своде реставрационных правил СРП-2007 (4-я редакция) 2012 г.: «Рекомендации по проведению научно-исследовательских, изыскательских, проектных и производственных работ, направленных на сохранение объектов культурного наследия народов Российской Федерации».

Соблюдение основ методики реставрации памятников архитектуры, и правильность ее применения при проектировании, контролируется экспертизой, обсуждением на научном совете КЦОП и только после этого они допускаются к осуществлению. Особое внимание обращается на научную обоснованность проекта реставрации и полноту предварительных изысканий. Предварительное составление проекта необходимо как для уточнения поставленной реставрационной задачи, так и для более осмысленного ведения самих работ. Без проекта нельзя также должным образом планировать и финансировать реставрационные работы и осуществлять контроль над ними.



2015-12-13 6925 Обсуждений (0)
Виды реставрационных работ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Виды реставрационных работ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (6925)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)