Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Российские организации, стандарты и законодательства в области качества, безопасности и сертификации пищевой продукции



2015-12-13 870 Обсуждений (0)
Российские организации, стандарты и законодательства в области качества, безопасности и сертификации пищевой продукции 0.00 из 5.00 0 оценок




Работа российских организаций по разработке стандартов и зако­нодательств в области качества и безопасности пищевой продукции направлена на их гармонизацию с международными и европейскими требованиями.

ГОСТ (государственный стандарт) является одной из основных категорий стандартов в Российской Федерации. Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ в целях гармонизации российской системы технического регулирования с международной предусматривает постепенную замену ГОСТов техническими регламентами.

Технический регламент — документ, который принят международ­ным договором РФ, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ, или федеральным законом, или указом Пре­зидента РФ, или постановлением Правительства РФ, и определяет обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации); является особым видом законодательства. Технический регламент принимается в целях: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального иму­щества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Техническое регулирование — правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, пере­возки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соот­ветствия. Техническое регулирование осуществляется посредством технических регламентов.

Режим обязательного подтверждения соответствия в рамках национальной системы сертификации ГОСТ Р применяется для продукции, включенной в Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, или в Единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме при­нятия декларации о соответствии, утвержденные постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 № 982.

Вся пищевая продукция подлежит обязательному подтверждению соответствия в форме декларирования. Изготовитель (продавец) принимает декларацию о соответствии на основании собственных доказательств. При принятии декларации подтверждаются обязатель­ные требования указанные в разделе «Информация о продукции», подлежащей обязательному подтверждению соответствия (в форме декларирования соответствия) в системе сертификации ГОСТ Р с указанием нормативных документов, устанавливающих обязательные требования. Порядок принятия декларации определен постановле­нием Правительства РФ от 07.07.1999 № 766.

В настоящее время принят договор о создании Таможенного со­юза (от 06.10.2007). В рамках этого соглашения между Российской Федерацией, республиками Беларусь и Казахстан приняты единые санитарные меры и санитарно-противоэпидемические мероприятия по контролю за безопасностью пищевой продукции, а также техни­ческие регламенты на однородные группы продуктов питания.

С 1 июля 2010 г. вступило в силу Соглашение Таможенного союза по санитарным мерам (принято 11.12.2009), ряд других законодатель­ных и нормативных документов по вопросам контроля качества и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов.

По мере принятия регламентов действие постановления Прави­тельства РФ № 982 будет терять силу и подтверждение соответствия будет осуществляться в формах, как обязательной сертификации, так и декларирования.

Правила и порядок сертификации товаров (работ, услуг) в отдель­ных странах имеют свои особенности и формы в зависимости от существующих правовых, финансовых, торговых и других условий, однако они соответствуют международным и региональным системам сертификации.

В нашей стране постановлениями Госстандарта России утверждены Правила проведения сертификации пищевых продуктов и продоволь­ственного сырья на соответствие требованиям качества и безопаснос­ти. Эти документы разработаны с учетом отечественного и зарубеж­ного опыта, призваны обеспечивать внедрение основных положений законодательных актов в практику работ по сертификации.

Особую актуальность в настоящее время в рамках обеспечения качества и безопасности пищевой продукции, а также услуг в тор­говле и общественном питании имеет разработка и внедрения сис­тем менеджмента качества. На сертификацию систем менеджмента качества разработаны серии международных стандартов, которые были рассмотрены выше.

Процедуру сертификации проводят аккредитованные агентством Ростехрегулирования органы по сертификации систем менеджмента качества, в полномочия которых входят:

• сертификация систем менеджмента качества (производства) на предприятиях;

• оформление и выдача сертификатов;

• разработка методики сертификации производства;

• инспекционный контроль за сертифицированной системой менеджмента качества.

Сертификацию систем менеджмента качества могут проводить эксперты-аудиторы указанной специализации, зарегистрированные в Государственном реестре. Требования к профессиональному уровню этих специалистов и проведению сертификации аудитов представ­лены в ГОСТ Р ИСО 190 «Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента», ГОСТ Р 40.003-2005 «Порядок сертификации систем менеджмента качества на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001 (ИСО 9001:2000)».

Работа по сертификации систем качества включает три последо­вательных этапа:

1. Предварительная (заочная) оценка системы менеджмента ка­чества.

2. Окончательная проверка и оценка системы менеджмента ка­чества.

3. Инспекционный контроль за сертифицированной системой менеджмента качества в течение срока действия сертификата.

Первый этап. Заявитель предоставляет в ОС следующие докумен­ты: заявку, политику в области качества, руководство по качеству, заполненную анкету-вопросник, перечень необходимых исходных материалов. Комиссия экспертов анализирует представленные ма­териалы, определяет потенциальную возможность сертификации на данном предприятии и целесообразность проведения дальнейших работ. После выдачи предварительного заключения о готовности к сертификации с предприятием заключается договор на проведение окончательной проверки и оценки системы менеджмента качества.

Второй этап. Проверяются деятельность по управлению и обес­печению качеством, производственная система, качество продукции. Как нормативные документы используются вышеуказанные между­народные и российские стандарты, другие документы, предложенные заявителем.

Практика проведения подобных работ показывает, что в результате проверки могут возникнуть три варианта решений, которые опреде­ляют дальнейшую судьбу сертификации:

1) система полностью соответствует установленным требованиям. В этом случае ОС оформляет сертификат и после его регистрации в Государственном реестре выдает заявителю;

2) система в целом соответствует требованиям, но обнаружены незначительные несоответствия по ее отдельным элементам. При этом варианте предприятие имеет право в течение 6 мес. устранить недостатки и обратиться с повторной заявкой на сертификацию. В случае положительного решения заявителю выдается сертификат. Возможна сокращенная программа сертификации;

3) система не соответствует установленным требованиям. ОС отказывает предприятию в выдаче сертификата. Заявитель может повторно обратиться с заявкой при готовности к сертификации, которая будет проводиться вновь по полной программе.

Третий этап. Инспекционный контроль планируется при за­ключении договора не реже одного раза в год в течение всего срока действия сертификата.

В отдельных случаях ОС может провести незапланированный инспекционный контроль:

• при поступлении информации о претензиях к качеству про­дукции;

• при существенных изменениях конструкции, технологии, состава продукции;

• при значительных изменениях структуры и кадрового состава предприятия.

Сертификаты соответствия, выданные на систему менеджмента качества и производства, могут служить основанием для получения сертификата на продукцию с учетом схемы сертификации.

Наряду с сертификацией ГОСТ Р, других российских систем сертификация систем менеджмента качества может проводиться зарубежными фирмами — «ТЮФ», «Регистр Ллойда», «Норске Ве-ритас» и др., отечественными негосударственными организациями, большинство из которых признаны системой сертификации ГОСТ Р.

Рассматривая вопросы контроля качества и безопасности пище­вой продукции, целесообразно остановиться на системе ХАССП, в английской транскрипции, НАССР — Hazard Analysis and Critical Control Point (анализ рисков и критически контрольные точки). Система разработана учеными США как научный метод управления производством безопасных продуктов питания для американских астронавтов и работала в режиме секретности до опубликования в открытой печати (1992).

В настоящее время система ХАССП успешно применяется в большинстве государств мира, а во многих странах подтверждение наличия ХАССП на основе национальных стандартов является обя­зательным.

Эффективность достижения цели при использовании ХАССП, других систем менеджмента качества (СМК) возможна при создании интегрированных систем менеджмента (ИСМ) на предприятиях. К стандартам, используемым для разработки ИСМ, относятся: стан­дарты ИСО 9000 на СМК; стандарты ИСО серии 14000 на системы экологического менеджмента (СЭМ); стандарты OHSAS 18000 на системы профессиональной безопасности и охраны труда; стандарт SA 8000 на системы социального менеджмента; ИСО 15161:2001 (Руководящие указания по применению ИСО 9001:2000 в пищевой промышленности); ИСО 22000 (Системы менеджмента безопасности пищевых продуктов — требования для любой организации по всей пищевой цепочке); НАССР (Анализ рисков и критические контроль­ные точки); GMP (Надлежащая производственная практика).

Более подробно указанные стандарты будут рассмотрены ниже.

Практическое создание интегрированной системы менеджмента осуществляется по одному из следующих вариантов: последователь­ное присоединение к базовой системе других систем менеджмента (например, присоединение к СЭМ систем OHSAS, SA); разработка полностью интегрированной модели, объединяющей в едином комплексе сразу несколько систем менеджмента (например, СМК и GMP, или СМК и СЭМ, другие варианты в зависимости от цели и задач сертификации).

Внедрение интегрированной системы менеджмента позволит предприятию достичь следующих основных преимуществ:

• минимизация рисков, которые могут повлиять на качество и безопасность конечной продукции;

• уменьшение объема документирования (благодаря единым процедурам) по сравнению с объемом документирования в нескольких параллельных системах;

• снижение производственных затрат за счет сокращения случаев возникновения несоответствующей продукции;

• повышение корпоративной культуры, в которой качество, окружающая среда, профессиональная безопасность и охрана здоровья, а также социальная ответственность и этика деловых отношений рассматриваются как равнозначные базисные ценности.

Таким образом, ИСМ позволяет повышать степень удовлетво­ренности потребителей, гарантирует производство качественной и безопасной продукции, помогает совершенствовать внутренний контроль на предприятиях.

Сертификация в общественном питании и торговле осуществля­ется в настоящее время на добровольной основе в соответствии с требованиями безопасности для жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, установленными в законодательных актах, госу дарственных стандартах России, санитарных нормах и правилах, пра­вилах производства и реализации продукции и услуг общественного питания, других документах, которые на основе законодательных ак­тов РФ устанавливают обязательные требования к услугам. В России в рамках Системы сертификации ГОСТ Р разработаны и утверждены основные положения и порядок сертификации услуг.

Не касаясь частных вопросов сертификации услуг общественного питания, следует отметить, что сертификация продукции, выра­батываемой в этой сфере, по нормативным документам пищевой промышленности, должна осуществляться в установленном порядке по системе сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья.

 

 




2015-12-13 870 Обсуждений (0)
Российские организации, стандарты и законодательства в области качества, безопасности и сертификации пищевой продукции 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Российские организации, стандарты и законодательства в области качества, безопасности и сертификации пищевой продукции

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (870)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)