Дебаты будут проходить в рамках формы, предложенной К. Поппером
Методические рекомендации к теме: К истории вопроса… Традиционная семья в современном обществе – утопия? Задание: Выполнить осмысление современного состояния семьи. Составьте трехчастный дневник, работая с приложением 1. Семья – колыбель человечества. Брак – чудо на Земле. Приложение 1 История семейных отношений в контексте многовековой истории человечества достаточно сложна и многообразна, учеными выделены основные периоды развития семейных отношений. Представим их в следующей таблице. Таблица 1. Исторические типы семейных взаимоотношений по О. Мачехиной (Мачехина О. Семья в современном мире // Воспитание школьников. –2003 – №4.– С.33-39)
Сегодня, в начале XXI века, появилось достаточно большое количество моделей современной семьи. Существующие в современном мире модели семьи: ¾ традиционная семья (самая распространенная – 67% от общей численности семей). Основная характеристика: законно фиксированные отношения; ¾ «гражданский брак» (12%), т.е. отказ от формальной регистрации отношений; ¾ «неполная семья» (8%, имеется тенденция роста), когда мать или отец воспитывают ребенка или нескольких детей одни; ¾ ограниченная временем семья (5%) – по предварительной договоренности брак заключается на время; ¾ встречающаяся семья (3%) – люди зарегистрированы, но живут отдельно; ¾ прерывающийся брак (3%) – супруги живут вместе, но считают допустимыми временные разъезды на любой срок; ¾ мусульманская семья (1,5%) – муж обладает правом иметь несколько жен, обеспечивая высокий уровень их жизни и оставаясь бесспорным главой семьи; ¾ шведская семья (1,5%) – совместное проживание нескольких мужчин и женщин; ¾ свингерство – вид шведской семьи, характеризующийся совместным проживанием двух (и более семейных пар) (Семья в современном мире // Воспитание школьников. – 2003.- №4.- С.33-38, С. 35). Современные исследования показывают, что в настоящее время семья переживает кризис. Проявлениями этого кризиса служат такие показатели, как падение рождаемости, нестабильные семьи, рост количества разводов, появление большого числа бездетных семей (сегодня таких семей 15%), сознательный отказ от рождения единственного ребенка, так же массовый всего приемники - распределители, бегство детей из дома, жестокое обращение с детьми вплоть до лишения жизни своих детей.
Приложение 2 Мы рекомендуем использовать глубокое исследование семьи, проведенное В.Н. Дружинином (В.Н. Дружинин Психология семьи / В.Н. Дружинин. – 3-е изд. – Спб.: Питер, 2006. – 176 с.), особое внимание нас привлекают главы, посвященные анализу структуры семьи и развитию семейных отношений в христианской цивилизации. Предлагаем на первом этапе осмысления поработать с социальной психологией семьи, определить, зачем же нужна семья, ее функции (В.Н. Дружинин Психология семьи / В.Н. Дружинин. – 3-е изд. – Спб.: Питер, 2006. – С. 8-39) Задание: Составьте кластерный анализ основных функций и ролей в семье. (Приложение3)
Приложение 3 КЛАСТЕР Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Вид кластера:
Составление кластера позволяет участнику мастерской свободно и открыто думать по поводу, какой – либо темы, идеи. Очень важно найти тему, идею, проблему, которая заинтересует, приведет их действиям. Для поиска идей необходимо использовать метод мозговой атаки - «единственный способ обрести идею – это иметь много идей» (Лайнус Полинг, Нобелевский лауреат). Метод мозгового штурмаиспользуется длясоздания банка идей, возможных решений проблемы. В мозговом штурме распределяются роли: ведущий, секретарь, участники. Разъяснение их функций. Затем «собираются» идеи приемами: свободное плавание, мысли по кругу, атака вслепую, наглядный штурм. Принимаются любые предложения, критика, и комментирование не допускаются. Приветствуется коллективное обсуждение, где легче найти рациональное решение.
Приложение 4
Методические рекомендации для выполнения задания на этапе реконструкции Информационный источник: В.Н. Дружинин Психология семьи / В.Н. Дружинин. – 3-е изд. – Спб.: Питер, 2006. – 176 с. Используя предложенные источники информации (работа в группах 3-4 человека, или индивидуальная) составить кластерный анализ (Приложение 3) рассматриваемой проблемы: «Типы семьи в европейской культуре» 1. Языческая семья (Дружинин В.Н. Психология семьи. С.46-51). В ходе работы с данным материалом следует сосредоточить свое внимание на следующем круге вопросов: 1.Роль женщины в славянском язычестве? ___________________________ 2.Степень обладания женщиной свободой в славянском язычестве? 3.Имела ли женщина возможность развода? Аргументируйте. 4.Какова роль «большухи» в семье? 5. Исторические истоки страха «перед женщинами»? 6. Каково влияние социоэкономической системы и структуры домохозяйства на воспитание детей? В чем оно проявляется? Приведите аргументы. 7. Выделите стили (6) воспитания и взаимоотношения родителей и детей в истории по Л. Демоз 8. В чем заключалась свобода ребенка в эпоху средневековья?
2.Общехристианская модель семьи (Дружинин В.Н. Психология семьи. С. 51-62) 1. Каков принцип власти и кто несет большую долю ответственности в идеальной божественной семье? 2. Кому принадлежит власть в семье с точки зрения мировых религий? Кто доминирует в семье? 3. Отношение к ребенку в общехристианской модели семьи?
3.Семья в русской православной культуре и культуре католицизма (Дружинин В.Н. Психология семьи. С.63-72) 3.1 Двоеверие – это? 3.2 Сравнительная таблица
4.Семейные отношения в католицизме и протестантизме. Отношение в семье к сыну и к дочери. (Дружинин В.Н. Психология семьи. С.72-85) Если ортодоксальное христианство – религия семьи, то протестантизм – религия ___________________? Сравнительная таблица
5.Семья в советской России: гибель и воскрешение (Дружинин В.Н. Психология семьи. С.85-95) 1.Семья в преставлении классиков марксизма. 2. Советская семья – это 3. Доминирование в советской семье, лидерство 4.Характеристика мужчины в советской семье 5. Характеристика женщины в советской семье 6. Существовал ли в России классический патриархат в семье? 7. Модель брака после революции 1917 г. 8. Отношения к детям в семье. На ком лежит основная доля ответственности за семью в советский период? 9. Возможности и перспективы эволюции семьи в эпоху демократии и рыночных отношений? Какой вид может принять современная российская семья?
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (746)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |