Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Индивидуальная культура и образование



2015-12-13 2042 Обсуждений (0)
Индивидуальная культура и образование 0.00 из 5.00 0 оценок




Индивидуальная культура образует духовно-нравственное пространство отдельной личности и выявляет ее уникальность. Формируется индивидуальная культура на общечеловеческих культурных принципах. Усвоенное общее помогает выявлению частного, своего, личного, неповторимого.
Целью гуманитарного образования должно стать создание культурного микросоциума на уровне отдельного индивида. В нем будут царить строгие нравственные нормы и создаваться «естественные законы» личности, которыми она не может поступиться ни при каких обстоятельствах. Так собственные разумные, интеллектуальные и нравственные усилия человека, его убеждения и интересы будут способны преодолеть негативное влияние внешней среды. Демократическая сущность культуры состоит в том, что она может принадлежать каждому, если он готов нести культурное «бремя» через всю свою жизнь. Хотя культура не передается с биологическими генами по наследству, тем не менее, существует культурогеном личности, от которого зависит будущее человечества, поэтому индивидуальная культура – это еще вид ответственности.
Индивидуальная культура во многом обусловлена традициями образования и воспитания. Вместе с тем, она является результатом самовоспитания, поэтому процессы инкультурации и аккультурации личности активно воздействуют на индивидуальную культуру, хотя вместе с тем отражают динамику общественных процессов [1, С. 158-159].
Как определить «культурность»человека? «Культурность отдельного человека не сводится к разобщенным между собой знаниям и уменьям. С образованностью она не совпадает, да и образованность количеством знаний не измеряется; как, с другой стороны, и воспитанность не измеряется усвоением того или иного числа «хороших манер» и «добрых правил». Не дают ее также ни высшая математика, ни игра в шахматы с тридцатью противниками, не глядя в доску, ни начетничество в какой бы то ни было области. А с другой стороны, как не дарует ее грамотность, так и неграмотность – даже в наше время – нельзя считать непереодолимым прапятствием на пути к ней», - писал Владимир Вейдле в книге «Умирание искусства» [2, С. 257-259]. Индивидуальная культура проявляется в определенном уровне восприятия и отражения информации, а также в способности к духовному и интеллектуальному росту человека.
Ни для кого не секрет, что количество информации растет со временем не линейно, а экспоненциально. Научные знания удваиваются каждые несколько лет, причем даже скорость этого обновления постоянно возрастает. Это явление получило название информационного взрыва [3, С. 20]. Виртуальные библиотеки предлагают пользователю доступ, как к общей информации, так и к научным данным. Библиотека третьего тысячелетия предоставляет различные ссылки на электронные источники и другие услуги. Появляется все большее количество электронных каталогов и журналов. Информационно-коммуникативные технологии вводят человека в «бесконечный контекст культуры». Именно они являются сегодня носителями информационного поля бесконечности (включая информацию из библиотек, музеев, средств массовой информации, сообщения знакомых и др.). Их информационное пространство покрывает весь историко-культурный опыт человечества [4, С. 392]. С помощью Интернета сокровища мировой культуры и науки становятся доступными не только обитателям больших городов, но и жителям отдаленных селений [3, С. 431].
Но как объяснить тот факт, что не смотря на обилие информации в современном мире очень часто развитие человека прекращается за недостатком духовной пищи. Мы располагаем множеством пособий и книг по развитию художественного вкуса, по овладению всеми приемами познания. Но нет учебника, который бы превратил чтение – в прием для возделывания духа. Чтение должно служить не только источником информации или руководством по развитию вкуса, оно должно давать постоянную духовную подпитку. Из-за недостатка духовной пищи люди остаются на всю жизнь подростками с ограниченным набором логических предрассудков и умственных схем и упорно судят о мире, исходя из них [5, С. С.260-262]. Преодолеть духовную ущербность можно и важную роль в этом играет гуманитарное образование и воспитание.
Академик Д. С. Лихачев предсказывал, что XXI век станет веком гуманитарной культуры. Он подчеркивал, что гуманитарная культура человека любой профессии определяется не только его пониманием искусства, а должна рассматриваться в широком, мировоззренческом контексте. Философия, искусство, религия, наука, мораль образуют контур человечности, который способствует воспитанию милосердия и толерантности. Без необходимого уровня общей культуры не получают должного развития точные науки, требующие большого интеллектуального напряжения, а проекты, осуществляемые без гуманитарной экспертизы, приводят к техногенным катастрофам [4, С. 249]. Вот почему необходимо усилить гуманитарную подготовку специалиста любого профиля. Гуманитарная культура оберегает человека от примитивного прагматизма и технократического снобизма, а также повышает жизнестойкость и творческий потенциал личности. Гуманитарное образование способствует формированию человека в его целостности, а не просто специалиста, функционера. Гуманитаризация вузовского образования должна быть направлена на воспитание духовной элиты общества - «истинных гуманитариев», которых в обществе меньшинство, но которые выполняют важнейшую функцию: сохранить и передать следующим поколениям лучшие достижения отечественной и мировой культуры, ибо массовая культура, в каждом поколении доступная большинству, гибнет почти бесследно [6, С. 84]. Образованность населения, оцениваемая в количественных средних показателях, еще не является залогом успешного развития страны и общества в целом. Специалист, не отягощенный нравственностью, руководствующийся в принятии решений сугубо технологическими критериями, может поставить природу и общество на грань необратимой катастрофы. Постепенно растет понимание того, что литература, искусство, эстетика, история не только облагораживают душу, но и приобщают инженера, конструктора, техника к альтернативному способу мышления, снимая «технократический снобизм», формируя ответственность при принятии технических решений за судьбы ближних и человечества в целом. В современном мире возрастают роль и значение не только профессиональной грамотности и компетентности специалиста, но и его нравственно-этических черт, чувства ответственности за последствия своей деятельности [4, С. 304-305].
Что обусловливает невысокую эффективность гуманитарного образования в российских вузах? Во многом - идейный кризис системы воспитания. Практика показывает, что сам по себе предмет не способен обеспечить высокий уровень воспитания. Речь идет не только о предметах обращенных к рациональной сфере, но и о предметах гуманитарного направления в том виде, в каком они сегодня преподаются студентам. Именно в гуманитарной сфере огромная роль принадлежит педагогу, через личность которого студент приобщается к гуманитарной культуре.
Одной из концептуальных проблем гуманитарного образования и воспитания в современной России является то, что его содержание не соответствует основным составляющим личностного бытия. Поэтому образовательная деятельность не способствует формированию личности в единстве всех составляющих человеческой экзистенции. Решение данной задачи может вывести образование на новый уровень. Но для этого необходимо проделать огромную работу.
Для дальнейшего развития гуманитарного образования как социального института, обеспечивающего приобщение к достижениям отечественной и мировой культуры и комплексное развитие личности, необходимо разработать новую образовательную философию. С одной стороны, концепция гуманитарного образования должна строиться на понимании образования как социального института подготовки человека к труду, профессии, с другой стороны, как важнейшей социокультурной системы, гуманизирующей существование человека и общества, обеспечивающей всестороннее развитие личности, ее общественное признание и самоутверждение. То есть традиционное определение образования как процесса вооружения учащихся знаниями, умениями и навыками должно быть заменено более широким взглядом на образование. Образование - это становление Человека, обретение им своего неповторимого человеческого образа. А. В. Луначарский справедливо отмечал: «Образованный человек – человек, в котором доминирует образ человеческий» [7, С. 250-258].
Разрабатывая новую концепцию образования важно представлять, на какой образ человека оно будет ориентировано. В трудах Н. О. Лосского и П. А. Флоренского человек рассматривается как высшая духовная ценность культуры. Только познавая культуру и творя ее, человек становится неотъемлемой частью человечества, обретает духовную сущность. Н. А. Бердяев в работе «Смысл истории» отмечал: «Каждый человек по своей внутренней природе есть некий великий мир - микрокосмос, в котором отражается и пребывает весь реальный мир и все великие исторические эпохи; он представляет собой какой-то отрывок вселенной, в котором заключен этот маленький кусочек, он являет собой некоторый мир, который может быть по состоянию сознания данного человека еще закрытым, но, по мере расширения и просветления его сознания, внутренне раскрывается» [8, С. 19]. Размышляя об историческом развитии человеческих культур, Н. А. Бердяев большое значение придавал национальной индивидуальности. Он полагал, что человек входит в человечество как национальный человек, как русский, немец, англичанин или француз и все творческое в культуре носит на себе печать национального гения [8, С. 19]. Марксистская философия, многие годы определявшая развитие нашего общества, так называемой «новой исторической общности советских людей», ставила в центр культуры абстрактного человека, функционирующего по известному алгоритму культурного бытия абстрактного общества. История показала, что игнорирование национального характера в культуре, образа жизни и духа конкретных народов является источником возникновения национальных конфликтов, искажения национального самосознания, безответственного, разрушительного отношения к ценностям культуры. В результате изменений, произошедших в нашем обществе в эпоху тоталитаризма, были утрачены многие традиции русской интеллигентности, гуманности, духовности, свободомыслия и другие черты человека культуры. Возник и развился человек массовый, мало отличающийся от всех других. Социологи отмечают такие его черты, как неглубокую историческую память, авторитаризм, настороженное отношение к окружающим, страх перед будущим, агрессивность и т. п. [7, С. 152]. В качестве глобальной цели современного образования мы рассматриваем человека культуры. Содержание личности современного человека культуры характеризуется освоением общечеловеческих ценностей, деятельность - креативностью, поиском творческих решений, а его поведение отличает автономность и саморегуляция [7, С. 153]. Ядро нового типа личности - субъектные свойства, определяющие меру ее свободы, духовности, гуманности, жизнетворчества, - индивидуальная культура. Задача современного образования заключается в том, чтобы воссоздать в человеке неповторимый образ человеческий, отыскать человека в человеке. Эта целевая установка должна стать исходной при разработке новой концепции гуманитарного образования.



2015-12-13 2042 Обсуждений (0)
Индивидуальная культура и образование 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Индивидуальная культура и образование

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2042)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)