Основная проблематика общего языкознания
Предмет языкознания и его место в системе других наук Круг обсуждаемых вопросов 1. Задачи курса, его структура. 2. Универсальные свойства языка. Объект, предмет и методологии общего языкознания. 3. Научные основы отечественного языкознания. 4. Фундаментальные свойства языка с позиции современной лингвистики. 5. Антропоцентризм как ведущая парадигма современного языкознания. Задачи: 1) обеспечить теоретическими знаниями, с тем, чтобы появилась возможность расширенно и углубленно осмыслить языковые факты, полученные в ходе курса лингвистических дисциплин; 2) познакомить с направлениями и школами, ввести в проблематику современной лингвистики; 3) обратить внимание на методологию и методику лингвистического анализа. Структура Курс общего языкознания состоит из трех частей:
В первом разделе рассматриваются основные этапы в развитии науки о языке, характеризуются главные направления и школы. Лингвистическая историография помогает понять строение науки о языке в настоящее время и тенденции ее современного развития. Тесную связь языкознания с развитием общества, диктующего новые и разнообразные задачи, которые призваны решаться различными направлениями и школами. История языкознания предполагает основные этапы развития науки о языке. 1 этап – От филологии древности к языкознанию 18 века: · теория именования в античной философии языка · античные грамматические традиции (запад и восток) · универсальная грамматика 1660г. 2 этап – Возникновение сравнительно-исторического языкознания и философии языка (к.18 –н19 века) 3 этап – Логическое и психологическое языкознание (сер.19 века). Харьковская лингвистическая школа (Срезневский И.И.), Буслаев, Потебня. 4 этап – Неограмматизм и социология языка (последняя треть 19 века – нач.20 века). 5 этап – Современное языкознание и структурализм (30 – 60е гг 20 века) · пражский структурализм · американский структурализм (дескриптивная лингвистика) · диалектология и диалектография · копенгагенский структурализм (глоссематика) · неолингвистика · синхроническое языкознание · порождающая грамматика 6 этап – Новейшее языкознание (70-е годы 20 века – нач. 21 века) Сосуществование разных направлений и школ. Интегративный подход к изучению фактов. Московская, Петербургская, Виноградовская, Казанская и Томская лингвистические школы. · Исследование языка в четырех аспектах: пространство, время, структура и ее функции. · Многоаспектное исследование текста. · Исследование языка в междисциплинарном аспекте. · Развивается теория коммуникации. · Развитие компьютерной лингвистики.
ü Московская, Петербургская, Виноградовская, Казанская и Томская лингвистические школы. ü Культурологические (этнолингвистические, лингвокультурологические и страноведческие) аспекты языка. Школы культурологи Степанова, Телия, Воробьева, Шаклеина. Школа Арутюновой. Школа лингвострановедения Верещагина и Костомарова. Школа этнолингвистики Толстого. ü Онтолингвистические аспекты языка. ü Гендерные аспекты языка. ü Когнитивные аспекты языка. ü Политические аспекты языка. ü Психолингвистические аспекты языка. ü Юридические аспекты языка. ü Машинный перевод. ü Компьютерная лексикография. ü Дистанционное обучение. ü Моделирование общения.
Во втором разделе раскрываются основные принципы теории языка, важнейшие проблемы лингвистической науки, которые определяют подходы к решению частных проблем. · Принцип антропоцентризма · Принцип системности · Принцип функционализма · Принцип историзма
ü Проблема объекта лингвистики, его границ, отчленения от смежных объектов (язык – речь – речевая деятельность). ü Проблема структурного членения языка и внутренних связей языковой структуры. ü Проблема функционирования языка, его внешних связей. ü Проблема исторического развития языка, внутренних и внешних условий языка. ü Проблема знаковости языка и положения языка среди других знаковых систем. ü Проблема языковых универсалий, т.е. общих для всех (или многих) языков структурных свойств и особенностей, проблема классификации языков. ü Проблема методов и методик науки о языке, ее внутренней структуры и внешних связей с другими науками.
Третий раздел содержит характеристику основных методов, приемов, методик и правил лингвистического/гуманитарного анализа, т.е. процедуры имеют разную весомость по отношению к методу.
Различные языки, даже очень далекие друг от друга по своему конкретному облику, обнаруживают общие и существенные применения в функционировании и устройстве внешних связей. Универсальные свойства и признаки различных языков: ü Все языки являются средством общения между людьми ü Всякий язык участвует в формировании и выражении мысли ü Единицы любого языка обладают значением ü Все языки могут функционировать в устной и письменной форме, последняя возникает на определенном этапе развития коллектива – носителя языка ü Любой язык способен получить при соответствующих исторических условиях литературное нормирование и стилевое членение. Общее языкознание стремится к тому, чтобы, собрав все факты языков и рассмотрев их под определенным углом зрения, выработать теорию, применимую для объяснения фактов многих языков вместе и каждого языка в отдельности.
· речевая деятельность или языковые средства в процессах порождения речи и ее понимания, в дискурсе и тексте (РД – язык (система + норма) + речь) (1-ая точка зрения); · язык во всех его связях и функционировании (2-ая точка зрения). Предметом изучения является: · язык в его сущностном проявлении (1-ая точка зрения); · построение абстрактной модели и человеческого языка, предназначенной для воспроизведения существенных характеристик разных языков, общих черт и устройства, а также типического в их истории и в актуальном функционировании (2-ая точка зрения); · его основные проблемы (3-ая точка зрения).
Основная проблематика общего языкознания
09.10.2015г.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1067)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |