Уровневая организация языковой системы
Идея такой организации возникла в биологии. Американскими структуралистами она была использована в языкознании. Под уровнем понимается набор относительно однородных единиц одинаковой степени сложности. Хроленко и Бондаренко устанавливают такие общие характеристики уровневой организации языковой системы. Уровень отличается особым отношением плана выражения и плана содержания. 1. Фонетический уровень, обладающий только планом выражения, противопоставлен лексемному и морфологическому уровням. 2. Более высокий уровень обладает большим количеством единиц и большей вариативностью каждой единицы. 3. Каждый уровень качественно своеобразен. И переход от одного уровня к другому означает принципиальное изменение качества и функции. Отмечается такое свойство единиц – они формируются на низшем уровне, а функционируют на верхнем.
30.10.2015г. Солнцев В.М. Уровни языка // Лингвистический энциклопедический словарь. 1990, с. 539. Все уровни представляют собой многообразие, а их ярусы представлены языковые единицы качественной определенности и их многообразие образуют единую систему языка. Различают языковые промежуточные уровни. Существует многообразие представлений об уровневой организации языка. Эмиль Бенвенист (ученик Соссюра) представил первую уровневую организациюязыка. Он выделяет такие уровни: 1. Меризматический (уровень дифференциальных признаков) 2. Фонологический уровень 3. Морфологический 4. Знаковый (лексический) 5. Синтаксический. Основные единицы языка определяются с учетом их функции, т.е. назначения роли в устройстве языка и механизме его функционирования. Основными единицами признается фонема, морфема, слово и предложение, каждой из которых свойственна функция или комплекс функции, состав которых усложняется от фонемы к предложению. Это впервые было представлено Б. де Куртенэ. · Наиболее просты в функциональном отношении фонемы, они не имеют значения, но служат для различения всех других значимых единиц языка, прежде всего морфем и опосредованных слов и их форм. · Морфемы обладают функцией оформления слов (они обладают конструктивной функцией), а также значимостью, которая устанавливается по месту и роли морфемной структуры слов. · У слов, как основной узловой единице языка, признается две важнейшие функции: 1) номинативная и 2) конструктивная (участие в оформлении предложения). · Предложение – самая сложная единица языка в рамках уровней языка, но минимальная единица языка своего уровня, которая обладает коммуникативной функцией. Первостепенной важностью является функция, но каждая единица обладает своеобразностью. Общий характер соотношения уровневой организации выражается иерархичностью. В соответствии с этим свойством (признаком) уровни языка как бы наслаиваются друг на друга и допускают интерпретацию в понятиях нижележащий и вышележащий уровень.
Единицы разных уровней связаны между собой отношениями средства – функция. Единицы уровневой организации, по представлению чехословацких ученых, связаны отношениями средства – цели. Языковые единицы функционально неравнозначны. Более значимы и независимы единицы синтаксического уровня. И менее значимы и зависимы единицы нижележащих уровней. Единицы соприкасающихся уровней связаны между собой отношениями порождения. Все начинается с фонем и заканчивается предложением. Для уровней языка характерны не только качественные, но и количественные различия. Круг простейших единиц, в частности фонем, ограничен несколькими десятками. И такая наука как универсология, устанавливает, что в языках не может быть менее 10 и более 80 фонем. Количество морем исчисляется несколькими тысячами (в русском языке 5,5 тыс. морфем). Количество слов очень велико (около 200 тыс. слов). Одни единицы способны прождать другие. Процесс порождения идет как бы по ступеням уровней. Фонемы С и О, объединяясь, образуют морфему (приставку) и т.д. Каждая единица вышележащего уровня представляет собой комбинацию единиц нижележащих уровней. Такая комбинация не является простой суммой единиц нижележащего уровня, например, структурная организация предложения не выводится из совокупности слов. Каждая единица обладает качественной характеристикой, невыводимой из ее составных частей. Реальные комбинаторные возможности единиц на каждом уровне языка реализуются не полностью ни в одном языке. Каждая единица нижележащего уровня реализует свои возможности в единицах вышележащего уровня. Предложение связано с единицами нижележащего уровня как со средствами своего оформления. Статус единиц промежуточного уровня (Маслов): единица промежуточного уровня есть компонент (или компонент компонентов) единицы ближайшего высшего основного уровня, состоящий из целого числа единиц ближайшего низшего основного уровня. · Формально слог отличается от фонемы, и он по своей сложности ближе к морфеме, но он незначим и функционально подобен фонеме. · Основа слова иногда сближается со словом, но не выполняет функции слова: номинативной и синтаксической, и в этом основа слова аналогична морфеме. · Словосочетание состоит из слов, но лишено предикативности, и потому оно функционально совпадает со словом – быть основной частью предложения. Наличие единиц промежуточного типа – одна из форм проявления взаимодействия единиц разных уровней в рамках языковой системы в целом.
1. Каждую единицу можно рассматривать как единицу своего уровня в целом, в единстве его формальных и функциональных особенностей. 2. К каждой единице можно походить с формальной стороны, с учетом ее отношений с единицами нижележащего уровня. 3. Каждая единица может рассматриваться в функциональном аспекте, в ее связях с единицами вышележащего уровня. Различия этих походов отражаются в дифференциации разделов языкознания, связанных с изучением тех или иных языковых единиц. 1) Фонема является предметом изучения фонологии, где она рассматривается в качестве единицы фонологического уровня языковой системы, выполняющая смыслоразличительную функцию и обладающая определенными физическими свойствами.
2) Морфемы. Тот раздел морфемики, в задачи которого входит изучение морфем, как основных единиц морфонологического уровня – морфонология. В морфонологии морфемы изучаются в формальном аспекте с т.з. их морфофонемных структур.
3) Слово изучается как основная единица лексического уровня лексикологии.
06.11.15. Морфемный уровень: Морфемно-морфологический уровень: Лексемный уровень
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4355)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |