Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Закономерности и принципы обучения. Общие закономерности процесса обучения:



2015-12-13 372 Обсуждений (0)
Закономерности и принципы обучения. Общие закономерности процесса обучения: 0.00 из 5.00 0 оценок




Общие закономерности процесса обучения:

1. Закономерность цели обучения.

Цель обучения зависит от:

· уровня и темпов развития общества;

· потребностей и возможностей общества;

· уровня развития и возможностей педагогической науки и практики.

2. Закономерность содержания обучения.

Содержание обучения зависит от:

· общественных потребностей и целей обучения;

· темпов социального и научно-технического прогресса;

· возрастных возможней школьников;

· уровня развития теории и практики обучения;

· материально-технических и экономических возможностей учебных заведений.

3. Закономерность качества обучения.

Эффективность каждого нового этапа обучения зависит от:

· продуктивности предыдущего этапа и достигнутых на нем результатов;

· характера и объема изучаемого материала;

· организационно-педагогического воздействия обучающих;

· обучаемости учащихся;

· времени обучения.

4. Закономерность методов обучения.

Эффективность дидактических методов зависит от:

· знаний и навыков в применении методов;

· цели обучения;

· содержания обучения;

· возраста учащихся;

· учебных возможностей (обучаемости) учащихся;

· материально-технического обеспечения;

· организации учебного процесса.

5. Закономерность управления обучением.

Продуктивность обучения зависит от:

· интенсивности обратных связей в системе обучения;

· обоснованности корректирующих воздействий.

6. Закономерность стимулирования обучения.

Продуктивность обучения зависит от:

· внутренних стимулов (мотивов) обучения;

· внешних стимулов.

 

Принципы обучения (по П.И. Пидкасистому):

1) Сознательность, активность, самостоятельность – один из главных принципов современной дидактической системы

· Обучение эффективно тогда, когда ученики проявляют познавательную активность, являются субъектами деятельности, включаются в процесс самостоятельного добывания знаний (выражается в том, что учащиеся осознают цели учения, планируют и организуют свою работу, умеют себя проверить, проявляют интерес к знаниям, ставят проблемы и умеют искать их решения).

· Этого можно добиться, если:

o опираться на интересы учащихся и одновременно формировать мотивы учения (на первом месте – познавательные интересы, профессиональные склонности);

o включать учеников в решение проблемных ситуаций, в проблемное обучение, в процесс поиска и решения научных и практических проблем;

o использовать такие методы обучения, как дидактические игры, дискуссии;

o стимулировать коллективные формы работы, взаимодействие учеников в учении.

· Реализация данного принципа способствует не только формированию знаний и развитию детей, но и их социальному росту, воспитанию.

2) Наглядность:

· Эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала.

· В процессе обучения детям надо дать возможность наблюдать, измерять, проводить опыты, практически работать - через это вести к знаниям. Если нет возможности дать реальные предметы на всех этапах пед. процесса, используются наглядные средства: модели, рисунки, лабораторное оборудование.

· Виды наглядности:

o естественная (предметы объективной реальности);

o экспериментальная (опыты, эксперименты);

o объемная (макеты, фигуры);

o изобразительная (картины, фото, рисунки);

o звуковая (магнитофон);

o символическая и графическая (карты, схемы, графики, формулы);

o внутренняя (образы, создаваемые речью учителя).

3) Систематичность, последовательность, комплексность в обучении:

· Придает системный характер учебной Д, теоретическим знаниям, практическим умениям учащихся.

· Требует логического построения и содержания, и процесса обучения, что выражается в ряде правил:

o изучаемый материал планируется, делится на логические разделы - темы, устанавливая порядок и методику работы с ним;

o в каждой теме устанавливаются содержательные центры, выделить главные понятия, идеи, структурировать материал урока;

o при изучении курса устанавливаются внешние и внутренние связи между теориями, законами, фактами.

4) Обучение на высоком уровне трудности: на низком уровне трудности не происходит развитие.

5) Прочность овладения:

· Требует, чтобы знания прочно закреплялись в памяти учеников, стали бы частью сознания, основой привычек и поведения.

· Для прочного усвоения необходимо

o сформировать позитивное отношение, интерес к изучаемому материалу;

o правильно организовать количество и периодичность упражнений и повторения материала, необходимо учесть индивидуальные различия;

o прочность знаний обеспечивается систематическим контролем над результатами обучения, проверкой и оценкой.

6) Групповой и индивидуальный подход:

· В процессе обучения следует использовать разнообразные формы организации обучения: урок, экскурсии, практикумы, а так же различные способы взаимодействия учащихся в учебном процессе: индивидуальную работу, работу в постоянных или сменных парах, в малых и больших группах.

 

 

45. Методы воспитания.(28)

Метод воспитания – модель организации деятельности педагога и ребенка, конструируемая с целью формирования у него ценностного отношения к миру и самому себе.

Методы воспитания:

· это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение воспитанников для решения педагогических задач в совместной деятельности с воспитателями;

· это пути достижения заданной цели воспитания;

· это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанника и взаимодействие с ним с целью выработки у них позиции и качеств, заданных целью воспитания.

 

В структуре метода всегда есть приемы и средства (так слово - средство, а реплика, замечание, сравнение - приемы).

 

согласно оправданные способы отрицательные качества характера положительные качества характера индивидуально оправданные способы
приказ пассивность активность просьба
решение несамостоятельность самостоятельность совет
допрос скрытность, лживость, тревожность откровенность доверительная беседа
критика тревожность уверенность акцент на достижениях
ярлык сопротивление, отторжение, неадекватная оценка своей личности, агрессивность доброжелательность симпатия
угроза появление в ребенке чувства страха ответственность "проекция результата", описания картины предвид. событий
нравоучение сопротивление содружество стать на позицию другого
уход от решения проблемы отчуждение защищенность совместное обсуждение ситуации на равных
гиперопека инфантильность инициативность возложение полномочий (предоставление ребенку прав и обязанностей)
акцент на личном успехе вседозволенность самоограничение акцент на результате деятельности


2015-12-13 372 Обсуждений (0)
Закономерности и принципы обучения. Общие закономерности процесса обучения: 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Закономерности и принципы обучения. Общие закономерности процесса обучения:

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (372)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)