Закономерности и принципы обучения. Общие закономерности процесса обучения:
Общие закономерности процесса обучения: 1. Закономерность цели обучения. Цель обучения зависит от: · уровня и темпов развития общества; · потребностей и возможностей общества; · уровня развития и возможностей педагогической науки и практики. 2. Закономерность содержания обучения. Содержание обучения зависит от: · общественных потребностей и целей обучения; · темпов социального и научно-технического прогресса; · возрастных возможней школьников; · уровня развития теории и практики обучения; · материально-технических и экономических возможностей учебных заведений. 3. Закономерность качества обучения. Эффективность каждого нового этапа обучения зависит от: · продуктивности предыдущего этапа и достигнутых на нем результатов; · характера и объема изучаемого материала; · организационно-педагогического воздействия обучающих; · обучаемости учащихся; · времени обучения. 4. Закономерность методов обучения. Эффективность дидактических методов зависит от: · знаний и навыков в применении методов; · цели обучения; · содержания обучения; · возраста учащихся; · учебных возможностей (обучаемости) учащихся; · материально-технического обеспечения; · организации учебного процесса. 5. Закономерность управления обучением. Продуктивность обучения зависит от: · интенсивности обратных связей в системе обучения; · обоснованности корректирующих воздействий. 6. Закономерность стимулирования обучения. Продуктивность обучения зависит от: · внутренних стимулов (мотивов) обучения; · внешних стимулов.
Принципы обучения (по П.И. Пидкасистому): 1) Сознательность, активность, самостоятельность – один из главных принципов современной дидактической системы · Обучение эффективно тогда, когда ученики проявляют познавательную активность, являются субъектами деятельности, включаются в процесс самостоятельного добывания знаний (выражается в том, что учащиеся осознают цели учения, планируют и организуют свою работу, умеют себя проверить, проявляют интерес к знаниям, ставят проблемы и умеют искать их решения). · Этого можно добиться, если: o опираться на интересы учащихся и одновременно формировать мотивы учения (на первом месте – познавательные интересы, профессиональные склонности); o включать учеников в решение проблемных ситуаций, в проблемное обучение, в процесс поиска и решения научных и практических проблем; o использовать такие методы обучения, как дидактические игры, дискуссии; o стимулировать коллективные формы работы, взаимодействие учеников в учении. · Реализация данного принципа способствует не только формированию знаний и развитию детей, но и их социальному росту, воспитанию. 2) Наглядность: · Эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала. · В процессе обучения детям надо дать возможность наблюдать, измерять, проводить опыты, практически работать - через это вести к знаниям. Если нет возможности дать реальные предметы на всех этапах пед. процесса, используются наглядные средства: модели, рисунки, лабораторное оборудование. · Виды наглядности: o естественная (предметы объективной реальности); o экспериментальная (опыты, эксперименты); o объемная (макеты, фигуры); o изобразительная (картины, фото, рисунки); o звуковая (магнитофон); o символическая и графическая (карты, схемы, графики, формулы); o внутренняя (образы, создаваемые речью учителя). 3) Систематичность, последовательность, комплексность в обучении: · Придает системный характер учебной Д, теоретическим знаниям, практическим умениям учащихся. · Требует логического построения и содержания, и процесса обучения, что выражается в ряде правил: o изучаемый материал планируется, делится на логические разделы - темы, устанавливая порядок и методику работы с ним; o в каждой теме устанавливаются содержательные центры, выделить главные понятия, идеи, структурировать материал урока; o при изучении курса устанавливаются внешние и внутренние связи между теориями, законами, фактами. 4) Обучение на высоком уровне трудности: на низком уровне трудности не происходит развитие. 5) Прочность овладения: · Требует, чтобы знания прочно закреплялись в памяти учеников, стали бы частью сознания, основой привычек и поведения. · Для прочного усвоения необходимо o сформировать позитивное отношение, интерес к изучаемому материалу; o правильно организовать количество и периодичность упражнений и повторения материала, необходимо учесть индивидуальные различия; o прочность знаний обеспечивается систематическим контролем над результатами обучения, проверкой и оценкой. 6) Групповой и индивидуальный подход: · В процессе обучения следует использовать разнообразные формы организации обучения: урок, экскурсии, практикумы, а так же различные способы взаимодействия учащихся в учебном процессе: индивидуальную работу, работу в постоянных или сменных парах, в малых и больших группах.
45. Методы воспитания.(28) Метод воспитания – модель организации деятельности педагога и ребенка, конструируемая с целью формирования у него ценностного отношения к миру и самому себе. Методы воспитания: · это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение воспитанников для решения педагогических задач в совместной деятельности с воспитателями; · это пути достижения заданной цели воспитания; · это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанника и взаимодействие с ним с целью выработки у них позиции и качеств, заданных целью воспитания.
В структуре метода всегда есть приемы и средства (так слово - средство, а реплика, замечание, сравнение - приемы).
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (372)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |