Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методы требования и контроля за поведением. Метод переключения. Комплексное использование методов воспитания



2015-12-13 662 Обсуждений (0)
Методы требования и контроля за поведением. Метод переключения. Комплексное использование методов воспитания 0.00 из 5.00 0 оценок




Личность постоянно испытывает влияние множества разнообразных внешних воздействий и внутренних побуждений. Нередко эти воздействия и побуждения отвлекают учащихся от выполнения установленных норм и правил поведения.
В чем же заключается сущность этих методов и их педагогическое значение? Требование есть способ непосредственного побуждения учащихся к тем или иным поступкам или действиям, направленным на улучшение поведения. Требования помогают учащимся осознавать и переживать возникающие у них внутренние противоречия между имеющимся и необходимым уровнем развития и тем самым вызывают потребность в работе над собой
Под контролем (от фр. controle – надсмотр с целью проверки) понимается такой метод воспитания, который выражается в наблюдении за деятельностью и поведением учащихся с целью побуждения их к соблюдению установленных правил поведения, а так-же к выполнению предъявляемых заданий или требований.
Весьма действенным оказывается этот метод, когда нужно возбудить у ученика или коллектива новые психические переживания, например, сгладить появившуюся обиду, снизить угнетающее воздействие неудачи или плохого настроения.
Очень полезен метод переключения в тех случаях, когда учителя сталкиваются с детской драчливостью, капризами и непослушанием. Хорошую мысль на счет этого вы-сказывал в свое время А.П. Пинкевич.

14 Закон развития от общего к частному и принцип дифференциации в теоретических концепциях обучения.

Впервые смысл рассматриваемого закона был ясно выражен Я. А. Коменским в знаменитом труде "Великая дидактика". Один из ведущих тезисов Коменского состоит в том, что обучение и воспитание должны сообразовываться с природой развития познания, а ее суть состоит в том, что "природа начинает свою образовательную деятельность с самого общего и кончает наиболее частным"Отсюда природный ход развития познания ребенка можно образно сравнить с ростом и развитием дерева, на котором "хотя бы оно росло сотни лет, вовсе не вырастают новые ветки, а только выросшие вначале распространяются все в новые ветки" . Очень важным является положение Коменского о том, что "природа выводит все из начал, незначительных по объему, но мощных по внутренней силе"

Сравнение хода познания с ростом дерева несет в системе Коменского большую теоретическую и практическую нагрузку. По Коменскому, "природа выводит все из корня и ничего — из чего-либо другого"Если обратиться к образу роста дерева, то из корня растет ствол, а из ствола — "все те главные ветви, которые у него потом должны быть, так что потом им приходится только разрастаться"

Самую важную ключевую роль в познавательном развитии ребенка Коменский видел в процессах различения "


Представление о примате в процессах познания целого над входящими в него частями развивались в немецкой классической философии (В. Г. Афанасьев, 1964). Так, по мнению Канта, в суждениях нужно исходить из целого, так как только целое делает возможным суждения о значении и всестороннем взаимном влиянии частей.
Всестороннюю разработку идея развития познания от общего и всеобщего к особенному и конкретному получила в философии Гегеля, где всякий предмет определяется сначала в своей общности, затем разлагается на множественность разных моментов и через это саморазличение становится развитым целым.

Что касается развития мышления, то здесь положения Гегеля общеизвестны: мышление, совершающееся в понятиях, идет, начиная с простых, всеобщих абстрактных определений, к определениям все более сложным и конкретным, включающим все больше черт особенного в вещах и явлениях.

В своеобразной форме этот "общий порядок познания" проявляет себя в области развития предметного сознания, охватывающего допонятийные формы и сам переход от чувственного познания к понятийному. Здесь, как это прослежено в труде "Феноменология духа" (Г. Гегель, 1913), на первый план выступает идея постепенной дифференциации исходного целого. По Гегелю, начало всякого познания — это чистая чувственность. Она бесконечно богата и вместе с тем абсолютно бедна.
В первой половине XIX в. идея дифференциации как принцип или общий закон развития получила экспериментальное обоснование в двух областях биологии


Согласно теории Ч. Дарвина, все организмы произошли из одной или, по крайней мере, из очень немногих простейших родоначальных форм, благодаря усложнению их организации, одним из ведущих механизмов которой является прогрессивная дифференциация тканей, органов и функций. Суть этого процесса в том, что в результате естественного отбора происходит дифференциация популяций, расхождение признаков соответственно частным условиям среды и возникновение многообразия форм на месте прежнего однообразия.
Из сказанного понятно, почему, согласно Дарвину, наиболее адекватным определением высоты организации служит степень специализации или дифференциации частей организма и почему естественный отбор приводит к этой именно цели: ведь более специализированные органы получают возможность с большим успехом выполнять свои функции.

Изложенные выше фактические данные в области эмбриологии и эволюционной морфологии вместе с теорией Ч. Дарвина составили основу учения Г. Спенсера об общих законах эволюции Согласно Спенсеру, имеется ряд общих моментов, которые присущи любому развитию. Это интеграция и дифференциация, состояние равновесия, распад.
Развитие (эволюция) характеризуется у Спенсера тремя взаимосвязанными чертами.
1. Ростом дифференцированности, выделением различного в первоначально однородном.
2. Ростом связанности частей.
3. Ростом определенности.

16 Психологические и педагогические факторы развития личности в обучении и воспитании. Анализ отечественных и зарубежных концепций развития качеств личности в обучении и воспитании. Развивающее обучение в концепции П.Я. Гальперина. Развивающее обучение в концепции В.В. Давыдова. Развивающее обучение в концепции Л.В. Занкова.

Развитие в процессе обучения

В 30-е годы текущего столетия Л.С. Выготский сформулировал один из концептуальных принципов современного обучения: «Обучение не плетется в хвосте развития, а ведет его за собой». При этом Л. С. Выготский отметил, что развитие ребенка «...имеет внутренний характер, что это есть единый процесс, в котором влияния созревания и обучения сливаются воедино». Исследования самого Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова заложили психологические основы разработки целостной отечественной концепции развивающего обучения, отражающей все четыре ипостаси активного приобщения ребенка к миру: ...вхождение в мир природы, мир общечеловеческой культуры, мир значимых других, а также развитие самосознания ребенка.

В настоящее время системно разработаны два основных направления развивающего обучения: В.В. Давыдова и Л.В. Занкова.



2015-12-13 662 Обсуждений (0)
Методы требования и контроля за поведением. Метод переключения. Комплексное использование методов воспитания 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методы требования и контроля за поведением. Метод переключения. Комплексное использование методов воспитания

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (662)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)