Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос 18 Формирование базовой культуры личности



2015-12-13 1724 Обсуждений (0)
Вопрос 18 Формирование базовой культуры личности 0.00 из 5.00 0 оценок




Одним из результатов воспитания школьника выступает формирование у него базовой культуры. В этом случае культура рассматривается как выражение всего социально-ценного, того, что должно быть закреплено в обществе и освоено новыми поколениями. Культура находит свое выражение как в формах общественного сознания так и в формах общественных отношений. Освоение элементов общественного сознания осуществляется прежде всего в процессе обучения. Подготовка молодого поколения к вхождению в определенную систему социальных отношений во многом реализуется за счет процесса воспитания.

В этом случае можно говорить о таких направлениях воспитательной работы как гражданское, политическое, интернациональное, нравственное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, экологическое воспитание, направленных на формирование соответствующих типов отношений. Такое выделение носит в какой-то степени условный характер, но является необходимым, ибо помогает более целенаправленно организовать реализацию каждого направления воспитательной работы, отобрать и использовать соответствующие средства и приемы. Рассмотрим особенности каждого из данных видов воспитательной работы и содержание формируемых в их процессе элементов базовой культуры личности.

Нравственное воспитаниенаправлено на формирование основ нравственной культуры личности, психологической установки и готовности к нравственной деятельности, освоение нравственных ценностей, правил этикета поведения и норм морали. Необходимость нравственного воспитания в настоящее время увеличилось число конфликтов между личностью и обществом. Демократизация общества расширила возможности проявления социальной активности и способностей, усилила значение индивидуальности и самоценности личности. В связи с этим на первый план выходят проблемы совмещения интересов личности и общества, свободы действий и моральной ответственности за последствия результатов деятельности.

Сформированные идейно-нравственные убеждения делают достоянием личности богатства духовной культуры народа и всего человечества. Здесь важны две стороны. Нужно позаботиться о том, чтобы, воспринимая разнообразную информацию, школьники загорелись побуждением к действию. Вместе с тем, используя различные формы и методы убеждения, суметь поставить учащегося в позицию самостоятельного формирования собственных взглядов и убеждений.

В качестве критериев и показателей эффективности воспитательной работы в данной сфере можно рассматривать соблюдение нравственных принципов, норм, традиций и обычаев, выполнения социальных ролей, характерных как для российского общества в целом, так и для различных социальных групп, в которые в будущем будет входить молодой человек.

Эстетическое воспитаниепредполагает, прежде всего, формирование устойчивой потребности постоянного восприятия и понимания произведений искусства, проявления интереса ко всему кругу проблем, которые решаются средствами художественного творчества. В результате эстетического воспитания у молодого человека должны быть сформированы способности к эмоционально-чувственному восприятию художественных произведений, пониманию его содержания и сущности. Для этого требуется приобщать воспитуемого к миру искусства во всех его проявлениях.

В процессе эстетического воспитания происходит формирование эстетического сознания, что проявляется в создании у школьников идеальных базовых образцов высокого искусства, установок на положительное восприятие ценностей отечественного, национального искусства и критическое отношение к насаждаемым образцам массовой культуры. В качестве показателей сформированности эстетического сознания могут быть рассмотрены: объем знаний произведений художественной культуры, понимание различных видов искусства, умение противостоять влиянию массовой культуры низкого эстетического уровня.

Воспитание правовой культуры и предупреждение правонарушений в детской среде предполагает формирование у молодого поколения уважения к законам, законопослушности и высокой степени правосознания. Целенаправленная деятельность по правовому воспитанию школьников должна быть ориентирована на нормативную регуляцию их поведения в обществе В этом случае право выступает как внешний регулятор всех видов социально-значимой деятельности, а внутренним регулятором выступает нравственно-правовая ответственность личности и личностный нравственно-правовой контроль. Основой для формирования правосознания юных граждан должны стать принципы правового демократического общества. Результаты правового воспитания проявляются не только в знании и понимании правовых принципов существования общества, но и в установке на непримиримое отношение к нарушению этих принципов.

Гражданское воспитание предполагает подготовку молодежи к активному участию в жизни государства, его политических институтов и общественных организаций. Гражданское воспитание направлено на формирование активной гражданской позиции личности, гражданского самоопределения, осознания внутренней свободы и ответственности за собственный политический и общественный выбор. Все это требует наличия специфических морально-психологических качеств, таких как гражданское мужество, смелость, честность, порядочность, убежденность. Наряду с этим, в условиях демократизации российского общества приобретают большую значимость такие свойства личности как терпимость и уважение к другому мнению, умение убеждать или принимать точку зрения своих политических оппонентов. Большую роль в реализации гражданского воспитания могут сыграть юношеские общественные организации, участие школьников в различных политических акциях.

Патриотическое воспитаниесвязано с формированием у школьников национального самосознания, включая патриотические чувства и настроения как мотивы деятельности. В настоящее время патриотическое воспитание, по признанию специалистов, является одной из самых сложных сфер воспитательной работы. Это связано с тем, что прежний идеал Отечества перестал существовать, а новые идеи, связанные с формированием представлений о преобразованном Отечестве пока еще отчетливо не проявились и не утвердились в российском обществе. Отсутствие такого рода идеала затрудняет не только патриотическое воспитание, но во многом отрицательно влияет на весь процесс воспитания школьников. В этом случае не создается внешняя целевая ориентация личности на служение Отечеству, а, следовательно, отсутствует мотивация и психологическая установка на высокое качество образования.

Интернациональное воспитание неразрывно связано с патриотическим воспитанием, поскольку Россия была и остается многонациональным государством. Поэтому патриотизм должен иметь интернациональный характер, основанный не только на единстве всех народов России в прошлом, но и на необходимости совместного проживания людей различной национальности в едином российском государстве и совместном возрождении России.

Религиозное воспитаниев условиях идеологического плюрализма предполагает оказание помощи школьникам в выборе духовных основ своего бытия в этом мире и своих смысложизненных ориентиров. У современной молодежи проявляется значительный интерес как к традиционным так и нетрадиционным религиям, различного рода сектам и религиозным движениям. В связи с этим целесообразно, чтобы воспитуемые имели соответствующие знания по истории религии и могли выработать свою позицию по отношению к религиозной жизни общества. Кроме того, школьники должны понимать негативный характер деятельности различного рода тоталитарных сект и уметь противостоять им не только в личностном плане, но и активно противодействовать воздействию этих сект на остальную молодежь.

Свобода индивидуального развития личности (суверенное право на исповедывание любой религии, или на неверие - атеизм) - одна из предпосылок работы по религиозному воспитанию. Но прийти к убеждениям, базирующимся на этом мировоззрении, можно лишь самому, добровольно и сознательно без какого-либо принуждения.

Экологическое воспитание связано с формированием у школьников экологического сознания, включающего совокупность взглядов и идей по проблемам оптимального соотношения взаимодействия общества и природы в соответствии с конкретными жизненными потребностями людей. Воспитание в этой сфере нацелено также на изменение технократического стиля мышления и создание эмоциональной психологической установки на отношение к природе не только как источнику сырьевых ресурсов, но и как к среде обитания, обеспечивающей социальный и культурный прогресс человечества.

Экономическое воспитание должно быть ориентировано на развитие экономической активности воспитуемых, на преодоление социального иждивенчества и стремление к достижению материальной независимости. В результате у молодых людей должна быть сформирована ориентация в сложных экономических проблемах развития нашего общества, выработана позиция по отношению к формам и методам реализации экономической политики в конкретных сферах деятельности.

Семейно-бытовое воспитание - это подготовка молодого поколения к реализации одной из основных своих функций, связанной с созданием семьи и воспитанием детей. Во многом этот процесс реализуется в обществе стихийно. Вместе с тем, демократизация общественной жизни и либерализация экономики приводит к необходимости пересмотра традиционных принципов семейно-бытовых отношений и, соответственно, к необходимости усиления внимания к данной сфере воспитания. Здесь следует уделять внимание экономическим аспектам ведения домашнего хозяйства, социально-гигиенической и психологической подготовке молодежи к семейной жизни, освоению педагогических знаний, необходимых для воспитания своих детей.

Особое место в педагогическом процессе всегда отводилось интеллектуальному воспитанию - развитию качеств ума на основе вооружения знаниями, способами их добывания, приобретения культуры умственного труда.

19.Мотивация учебной деятельности

Всем нам хорошо известно из опыта работы, что причин нежелания учиться много. Можно ли в сложившихся условиях обеспечить не только желание школьников учиться, но и пробудить в них жажду познания? В изучении системной диагностики одним из способов повышения качества обучения является изучение мотивации и ее эффективной роли в познавательной деятельности.

МОТИВ (от лат. Moveo ) – материальный или реальный предмет, который направляет и побуждает на себя деятельность или поступок и ради которого они осуществляются. Источником побудительной силы М. выступают потребности. Деятельность всегда имеет мотив. Чем полнее и точнее человек осознает свои мотивы, тем сильнее его власть над собственными поступками.



2015-12-13 1724 Обсуждений (0)
Вопрос 18 Формирование базовой культуры личности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вопрос 18 Формирование базовой культуры личности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1724)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)