Диагностика владения учащимися приемами и способами выполнения учебно-производственных работ
В основу системы тестов для диагностики владения приемами и способами работы заложен, как и при тестировании результатов теоретического обучения, уровневый подход к оценке деятельности учащихся с учетом специфики целей, содержания, организации, а также периодов производственного обучения. Особенность эта заключается в том, что в процессе производственного обучения происходит не только количественный рост, накопление осваиваемых трудовых действий (приемов, операций, функций, видов и способов выполнения работы), но и повышение, нарастание качественных характеристик умений, формирование навыков, развитие опыта, мастерства, квалификации. Характеристика уровней освоения деятельности применительно к периодам производственного обучения отражена в таблице 3. В зависимости от цели тестирования, а также периода производственного обучения тесты на проверку владения учащимися приемами и способами выполнения учебно-производственных работ подразделяются на следующие виды: А. На проверку качества выполнения трудовых приемов и операций. Б. На проверку рациональности выполнения работ комплексного характера, производственных функций, обслуживания оборудования и т.п. – тесты-процессы. Тесты на поверку качества выполнения трудовых приемов и операций разрабатываются, как правило, на I уровень овладения умением, имея в виду, что при этом вполне допустимы подсказки в форме подробного вводного и текущего инструктирования учащихся мастером или с помощью инструкционной карты. На более поздних этапах обучения, при освоении новой техники и технологии на базе уже имеющихся у учащихся знаний и умений, характерны тесты II уровня.
Таблица 3 УРОВНИ ОСВОЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (навыков и умений) в процессе производственного обучения учащихся
Эталонами выполнения тестов на проверку качества освоения приемов и операций является описание рациональных способов выполнения приемов, составляющих изучаемую операцию, в рациональной их последовательности с отражением правил, количественных параметров и других требований к качеству их выполнения. При необходимости к эталону прилагаются рисунки, эскизы, фотографии, иллюстрирующие правила выполнения контролируемых приемов и операций, схемы выполнения действий и т.п. В качестве эталонов также могут быть инструкционные карты для изучения операции, учебные алгоритмы, задания-инструкции для выполнения упражнений на тренажере, должностные инструкции по обслуживанию оборудования и др. Пример типичного теста для проверки качества выполнения операции приводится ниже. Тест I уровня ВИД РАБОТ – слесарные ОБЪЕКТ ТЕСТИРОВАНИЯ (задание) – Нарезание внутренних резьб. УСЛОВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ТЕСТА: 1. Диаметр нарезаемых резьб М6-М12 (крепежная). 2. Длина нарезаемой резьбы на стержне – 25–35 мм. 3. Оснащение: плашки с плашкодержателями; тиски слесарные параллельные; штангенциркуль ШЦ-1; резьбовой калибр; контрольные гайки; напильник плоский с насечкой № 1; масло машинное. 4. Количество нарезаемых деталей с резьбой М6 – 3 шт.; с резьбой М10-М12 –2 шт. ДОКУМЕНТАЦИЯ: 1. Рабочие чертежи деталей 2. Инструкционная карта ЭТАЛОН правильного выполнения операции: 1. Перед нарезанием резьбы проверять соответствие диаметре стержня (болта, винта, шпильки и др.) размеру резьбы – должен быть на 0,1–0,2 меньше. 2. Если на заготовке нет фаски – опилить фаску для обеспечения врезания плашки. 3. При врезании плашки обеспечивать перпендикулярность ее плоской части оси стержня. 4. Нарезание резьбы производить при обильном смазывании плашки машинным маслом. 5. В процессе нарезания резьбы срезать стружку обратным ходом плашки. 6. Обеспечивать заданную длину нарезаемой части стержня – допуск 1,5–2,0 шага резьбы. 7. После нарезания проверить резьбу:
- внешним осмотром – не допускается задиров и сорванных ниток; - резьбовым калибром (или контрольной гайкой) – проходной калибр (гайка) должен навинчиваться «от руки»; качка на резьбе не допускается. В заключение отметим, что организация диагностики качества производственного обучения путем тестирования включает: - анализ учебной программы, определение содержания и цели тестирования – что и для чего тестируется. - выбор или разработку теста (системы тестов), соответствующего(щих) цели. - материально-техническую подготовку к процессу тестирования (все тестируемые учащиеся должны быть поставлены в равные условия). - определение экспертной комиссии (если тестирование проводится не только мастером производственного обучения), распределение между членами ее ролей и обязанностей по наблюдению за учащимися; обеспечение экспертов эталонами тестов. - назначение тестируемых учащихся и сообщение им заданий. - наблюдение проверяющего (проверяющих) за выполнением учащимися заданий тестов; фиксация выполнения существенных операций и экспертная оценка качества деятельности учащихся в соответствии с эталонами правильного выполнения заданий; анализ качества выполненных заданий; подсчет выполнения норм времени (выработки); определение оценок выполнения тестов. Определение результатов тестирования качества производственного обучения производится, в целом, аналогично определению результатов тестирования знаний и умений учащихся в процессе теоретического обучения.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (769)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |