БАЗОВЫЕ КОНЦЕПЦИИ КОРПОРАТИВНЫХ ФИНАНСОВ
Мартынова Т.А.
КОРПОРАТИВНЫЕ ФИНАНСЫ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ Красноярск 2014 ВВЕДЕНИЕ В КОРПОРАТИВНЫЕ ФИНАНСЫ УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ КОРПОРАЦИЙ: ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ, СОДЕРЖАНИЕ Наука и практика, именуемая емким словом «финансы», очень разнообразна. Это и область персональных финансов, изучающая законы и технологии управления деньгами физических лиц, и сфера государственных финансов, и управление финансами, охватывающие проблемы принятия финансовых решений в бизнесе. Особой составной частью управленческих финансов, привлекающей к себе наибольшее внимание ученых и практиков, являются финансы корпорации, или корпоративные финансы. Корпоративные финансы – это наука, изучающая закономерности, приемы, методы и технологии финансового обоснования стратегических решений в корпорациях. Главное правило корпоративных финансов – правило чистой приведенной ценности. Согласно зарубежной трактовке, корпорация –это бизнес, основанный как отдельное юридическое лицо, состоящее из одного или более частных или юридических лиц. Корпорация – это форма организации бизнеса, обладающая следующими основными чертами: ü она представляет собой отдельное юридическое лицо; ü собственниками данного юридического лица являются долевые инвесторы – акционеры; ü акционеры обладают ограниченной ответственностью (не отвечают по долгам корпорации своим имуществом); ü функции текущего управления делегируются наемным менеджерам, находящимся под контролем совета директоров; ü титул собственности акционеров – акция, которая может быть продана (передана) одним лицом другому. Таким образом, суть корпорации – долевая собственность ее участников, а ее основной целью является максимизация капитала собственников (акционеров). Однако долевые участники (собственники, акционеры) не всегда могут осуществлять должным образом управление активами корпорации. Формально основным органом управления корпорацией является общее собрание акционеров. И основные вопросы стратегии развития акционерного общества остаются в его исключительной компетенции. Но функции текущего управления по мере развития корпорации все больше сосредоточиваются в руках профессиональных управляющих (менеджеров), работающих по найму. В результате разделения собственности и управления, корпоративная форма имеет несколько преимуществ. Доля капитала (представленная акциями) может быть легко передана, и поэтому срок существования корпорации неограничен. Акционеры в корпорации имеют ограниченную ответственность, за долги корпорации. Корпоративная форма имеет существенные недостатки. Так как корпорация – юридическое «лицо», она обязана платить налоги. И деньги, выплаченные акционерам в форме дивидендов снова облагаются налогом как доход этих акционеров. Корпорация S – особый тип малых корпораций, которые избегают двойного налогообложения. Организация в форме корпорации имеет много разновидностей по всему миру. Эти фирмы часто называются акционерными компаниями. При традиционном рассмотрении финансов в компании обычно выделяют следующие их функции: обеспечение денежными ресурсами, распределительную и контрольную. Функция обеспечения денежными ресурсами заключается в разработке механизмов обслуживания денежными ресурсами операционной, инвестиционной и финансовой деятельности компании. Экономическое содержание второй функции предполагает установление оптимальных пропорций распределения дохода между потребностями развития компании, его собственниками и государством. Третья функция финансов основана на том, что вся деятельность компании учитывается и планируется в денежной форме. Это позволяет в стоимостной форме контролировать. В современных условиях финансы приобретают новую функцию – увеличение стоимости (ценности) компании, создание новых денежных средств и их эквивалентов для владельцев. Эта функция подчеркивает созидательный характер финансов в отличие от других функций, лишь обслуживающих отдельные направления деятельности компании. При изучении теории финансов и практическом управлении цель можно описать как повышение благосостояния владельцев бизнеса или прирост вложенного капитала. Подобная формулировка цели позволяет: · реализовать стоимостной подход к управлению, при котором вся система управления компанией ориентирована на максимизацию ценности бизнеса; · учесть интересы собственников; · подчеркнуть долговременный характер функционирования (цель – не сиюминутная прибыль, а достижение устойчивых финансовых результатов); · рассмотреть другие (кроме прибыли) возможности улучшения финансовых результатов, например увеличение курсовой стоимости акций; · учесть фактор неопределенности и риска при принятии управленческих решений. Максимизация приращения ценности признается сегодня главной целью компаний. Тем не менее существуют немалые различия между этой главной и реальными целями, которые преследует менеджмент. Основная причина такого расхождения – наличие разницы между расширением масштабов собственности, в которой заинтересованы акционеры, и контролем над этой собственностью, осуществляемым менеджерами в корпорации. Вместо стремления к максимизации благосостояния акционеров менеджеры преследуют цели, более близкие их интересам. Отношения между акционерами и менеджерами традиционно относятся к разряду агентских конфликтов, которые сопровождаются агентскими издержками. В основе разработки моделей управления финансами компаний лежат следующие принципы: инвестирования, финансирования, распределения дивидендов, изменения стоимости денег и соотношения риска и доходности. Базовый принцип основан на концепции приращения корпоративной ценности, которая, в свою очередь, определяет главную цель, главную функцию и главное правило современного финансового управления. Таким образом, вопросы корпоративного руководства являются неотъемлемой частью деятельности компании. Корпоративное руководство неразрывно связано с экономическим благополучием компании.
БАЗОВЫЕ КОНЦЕПЦИИ КОРПОРАТИВНЫХ ФИНАНСОВ
Концепция (от латинского conceptio – понимание, система) представляет собой определенный способ понимания. С помощью концепции или системы концепций выражается основная точка зрения на данное явление, задаются рамки, определяющие сущность и направления развития этого явления. Основополагающими являются следующие: · Концепция денежного потока, которая предполагает идентификацию денежного потока, его продолжительность и вид; оценку факторов, определяющих величину его элементов; выбор ставки дисконтирования, позволяющей сопоставить элементы потока, полученные в разные периоды времени; оценку риска, связанного с этим потоком. · Концепция временной ценности денег говорит о неравноценности денег во времени. Эта неравноценность определяется действием трех факторов: инфляцией, риском неполучения ожидаемой суммы, возможностью вложить деньги и под проценты. · Концепция компромисса между риском и доходностью. Связь между этими характеристиками прямо пропорциональная: чем выше требуемая или ожидаемая доходность, тем выше степень риска, связанного с возможным неполучением этой доходности. Возможна задача предельного характера: максимизация доходности или минимизация риска, однако чаще речь идет о достижении разумного сочетания соотношения между риском и доходностью. Категория риска используется в оценке инвестиционных проектов, формировании инвестиционного портфеля, выборе финансовых инструментов, принятии решений по структуре капитала и др. · Концепция стоимости капитала. Обслуживание того или иного источника обходится предприятию неодинаково. Каждый источник финансирования имеет свою стоимость: например, за банковский кредит необходимо платить проценты, за выпуск акций – выплачивать дивиденды и т. п. Количественная оценка стоимости капитала имеет важнейшее значение в анализе инвестиционных проектов и выборе альтернативных вариантов финансирования деятельности предприятия. · Концепция асимметричной информации. Отдельные категории лиц могут владеть информацией, недоступной всем участникам рынка в равной мере. В этом случае говорят о наличии асимметричной информации. Носителями такой информации чаще всего могут быть менеджеры и отдельные владельцы предприятия. Эта информация может использоваться ими различными способами. Асимметричность информации способствует существованию рынка капитала, так как каждый потенциальный инвестор имеет собственное мнение по поводу соответствия цены и внутренней стоимости финансового инструмента. · Концепция агентских отношений. По мере усложнения форм организации бизнеса данная концепция становится все актуальней. Большинству предприятий присущ разрыв между функцией владения и функцией управления и контроля. Интересы владельцев предприятия и его управленческого персонала могут не совпадать (например, альтернативное решение – получение сиюминутной прибыли или получение большей прибыли в перспективе). Чтобы сгладить возможные противоречия между участниками группы, в частности, ограничить возможность нежелательных действий менеджеров, владельцы предприятия вынуждены нести так называемые агентские издержки. Их величина должна учитываться при принятии решений финансового характера. · Концепция альтернативных издержек (затрат упущенных возможностей). Принятие любого решения финансового характера почти всегда связано с отказом от альтернативного варианта. Обычно решение принимается в результате сравнения альтернативных затрат, выражаемых в виде абсолютных или относительных показателей. Концепция альтернативных затрат играет важную роль в оценке вариантов возможного вложения капитала, использования производственных мощностей, выбора политики кредитования покупателей и др.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (8326)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |