Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Эконометрические методы определения цен




Фирмы часто испытывают необходимость в проектировании и освоении произ­водства такой продукции, которая не заменяет ранее освоенную, а дополняет или расширяет уже существующий параметрический ряд изделий.

Под параметрическим рядом понимается совокупность конструктивно и (или) технологически однородных изделий, предназначенных для выполнения одних и тех же функций и отличающихся друг от друга значениями основных технико-экономических параметров в соответствии с выполняемыми произ­водственными операциями.

Анализ производственных затрат позволяет установить, что нормы расхода материальных и трудовых ресурсов, как правило, изменяются при корректи­ровке технико-экономических параметров.

В связи с этим создается возможность распространить эту зависимость и на ценностные соотношения.

Существует ряд методов построения цен на новую продукцию в зависимости от уровня ее потребительских свойств с учетом нормативов затрат на единицу параметра. Такие методы получили название нормативно-параметрических. К их числу относят следующие методы: удельных показателей, регрессионного анализа, балловый, агрегатный.

Метод удельных показателейиспользуется для определения и анализа цен небольших групп продукции, характеризующейся наличием одного основ­ного параметра, величина которого в значительной мере определяет общий уровень цены изделия. При данном методе первоначально рассчитывается удельная цена Цуд:

 

Цуд = Цб / Пб,

 

где Цб — цена базисного изделия,

Пб — величина параметра базисного изделия. Затем рассчитывается цена нового изделия Цн:

 

Цн = Цуд х Пн ,

 

где Пн — значение основного параметра нового изделия в соответствующих единицах измерения.

Этот метод можно применять для обоснования уровня и соотношений цен небольших параметрических групп продукции, имеющих несложную конструк­цию и характеризующихся одним параметром. Он крайне несовершенен, по­скольку игнорирует все другие потребительские свойства изделия, не учиты­вает альтернативные способы использования продукции, а также полностью игнорирует спрос и предложение.

Метод регрессионного анализаприменяется для определения зависимо­сти изменения цены от изменения технико-экономических параметров про­дукции, относящейся к данному ряду, построения и выравнивания ценностных соотношений:

Ц = Н(Х12,...ХП),

 

где Х1,2 …n — параметры изделия.

Количественная зависимость между изменениями результативного (Ц) и факторных (Хi) признаков находится на основе метода регрессионного анали­за. При этом могут быть получены различные уравнения регрессии: линейное:

 

(y = ao +∑ aixi)

 

степенное:

,

 

параболическое:

 

и т.д.

Предположим, что регрессионное уравнение зависимости цены центробеж­ного насоса «А» от технико-экономических параметров имеет следующий вид: Ц = 390,65 + 204,68 Х1 где Х1 — подача воды центробежным насосом, м3/ч. Какова будет цена насоса, для которого Х1 = 360 м3/ч?

Ц = 390,65 + 204,68 х 360 = 74 075,45 руб.

Если цены на уже включенные в параметрический ряд изделия были полу­чены таким же методом, то мы занимаемся самообманом, поскольку грубо нарушается одно из условий применения регрессионного анализа, а именно условие независимости наблюдений. Тем не менее данный метод может весьма успешно применяться в рыночной экономике. Предположим, фирма, про­изводящая автомобили, разработала новую модель легкового автомобиля. Перед тем как запустить эту модель в производство, фирма желает опреде­лить будущую прибыль. Для этого фирма должна определить будущую цену своего автомобиля, которую «примет» рынок. Допустим, в данный момент на рынке реализуются 30 моделей автомобилей. Используя данные по этим мо­делям, можно построить уравнение регрессии, характеризующее зависи­мость цены от основных потребительских параметров (мощность двигателя, расход топлива, максимальная скорость, размер салона и т. д.). Полученную регрессию фирма может использовать для прогноза цены на свою новую мо­дель и для определения прибыльности ее производства. Более того, фирма может использовать это уравнение регрессии при установлении первона­чальной, «пробной», цены на свою новую модель. Возможно, эта цена окажет­ся завышенной и объем продаж окажется ниже планируемого фирмой. В этом случае фирма может несколько понизить цену, либо улучшить модель при не­изменной цене, либо увеличить расходы на рекламу, либо снять модель с про­изводства. Первоначальная цена может оказаться заниженной, и возникнет дефицит автомобилей новой модели. В этом случае фирма может повысить цену.

Балловый метод.Состоит в том, что на основе экспертных оценок значи­мости параметров изделий для потребителей каждому параметру присваива­ется определенное число баллов, суммирование которых дает своего рода оцен­ку технико-экономического уровня изделия. Цена на новое изделие приданном методе рассчитывается так:

 

1) определяется цена одного балла

 

 

2) определяется цена нового изделия:

 

,

 

где Цб – цена базового изделия-эталона;

Ббi – балловая оценка i-го параметра базового изделия;

Бнi - балловая оценка i-го параметра нового изделия;

Ц – весомость параметра

 

Например, фирме необходимо рассчитать отпускную цену на новый автомобиль балловым методом при условии:

 

Автомобили параметры
комфортабель-ность надежность проходимость
баллы коэф-т весомости баллы коэф-т весомости баллы коэф-т весомости
Базовый 0,2 0,4 0,4
Новый 0,2 0,4 0,4

 

 

Цена базовой модели 135 тыс. руб. Тогда цена нового автомобиля составит: Ц, = 135 / (45 х 0,2 + 70 х 0,4 + 80 х 0,4) х (50 х 0,2 + 83 х 0,4 + 80 х 0,4) = 147,4 тыс. руб.

Данный метод применяется при обосновании цен на парфюмерно-косметические изделия, вина, сыры, животные масла и т. д., то есть в том случае, когда важно оценить надежность работы, внешний вид товара и т. п.

Применение данного метода связано с большим количеством субъективизма.

Метод агрегатныйзаключается в суммировании цен отдельных конструк­тивных частей изделий, входящих в параметрический ряд, с добавлением сто­имости оригинальных узлов, затрат на сборку и нормативной прибыли.

Дополнительно используются следующие методы

1. Определение цен с ориентацией на спрос

  1. Определение цен с ориентацией на конкуренцию
  2. Определение цен с ориентацией на полезность продукции
  3. Определение цен путем приведения затрат, спроса и конкуренции
  4. Метод объединенного измерения





Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (798)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)