Методическая разработка семинарского занятия (алгоритм)
I. Тема занятия. 1. Обоснование выбора темы. 2. Определение места темы в программе курса. 3. Цель занятия. Задачи: познавательные, воспитательные, методические. 4. Литература. Обоснование отбора рекомендуемой литературы с учетом объема чтения, сложности текстов. II. Форма организации семинара. 1. Обоснование выбора формы проведения семинара в связи с характером подготовки аудитории: а) вопросно-ответная (опрос); б) развернутая беседа на основе плана; в) доклады с взаимным рецензированием; г) обсуждение письменных рефератов с элементами дискуссии; д) групповая дискуссия (направляемая, свободная); е) учебно-ролевая игра 2. Программа предварительной ориентировки студентов в теме, задачах, объектах, операциях, характере занятия, в литературе. Распределение ролей участников обсуждения, требования к докладам, рефератам, форме и характеру обсуждения темы. III. План и конспект хода занятия. 1. Программа содержания занятия: основные разделы темы, основные задачи каждого раздела темы, фиксация основных противоречий в ходе решения рассматриваемой проблемы. 2. Конспект содержания разделов программы. Выделение дидактических приемов, обеспечивающих выявление противоречий, доказательность и обоснованность рассматриваемых точек зрения. Выделение положений и задач, предполагающих групповые формы обсуждения. Приемы групповой коммуникации на разных этапах занятия. 3. Резюме обсуждения темы на семинарском занятии. 4. Анализ хода семинарского занятия после его проведения.
Б) Практические занятия.Их цель: закрепление знаний, выработка умений и навыков диагностирования (применение известных техник и методик диагностики) и коррекции (организация проведения тренингов) психологических процессов, свойств и состояний. Они применяются в тех случаях, когда изучаются курсы, ориентированные на вышеназванную работу, а также решение задач и выполнение значительного количества упражнений. Функции практических занятий по психологическим дисциплинам исходят из их целей: 1) закрепляющая знания и умения; 2) выработки умений и навыков диагностирования; 3) формирования умений и навыков психокоррекции (тренинги, упражнения); 4) обобщающая; 5) закрепления материала на основе решения задач. Проведение практических занятий требует достаточной подготовки преподавателя, так как практические занятия должны обеспечить более высокий уровень усвоения материала и успех в решении этой задачи во многом зависит от профессионального уровня преподавателя. Общая структура практических занятий: 1. Вступление преподавателя. 2. Вопросы студентов по непонятному материалу. 3. Собственно практическая часть. 4. Заключительное слово преподавателя. 5. Подведение итогов и объяснение домашнего задания. Структура практического занятия, ориентированного на решение задач: 1. Повторение основного теоретического материала путём фронтальной беседы в виде вопросов студентам, задаваемых в определённой последовательности, или ответов преподавателя на вопросы, задаваемые студентами по поводу того, что им было неясно в лекции или в учебнике. 2. Объяснение нового типа задач с показом как общих путей и правил их решения, так и разработки алгоритмов их решения (для большого класса задач). 3. Организация решения ряда задач на занятии с вызовом отдельных студентов к доске или полностью самостоятельно. 4. Разбор их решения с опорой на теоретический материал. 5. Объяснение домашнего задания – содержание, методики работы над ним, включая ссылки на теоретический материал, знание которого необходимо для его выполнения. Следующее занятие может начинаться с проверки и разбора выполнения домашнего задания. Формы практических занятий (т.е. формы практической части занятия) могут быть многообразны: 1) Деловая игра – анализ сложных или конфликтных ситуаций, разбор которых даёт возможность взвесить различные способы их разрешения. В их основу положено реальная производственная (служебная, практическая) или психологическая ситуации, в которых студенты должны вести себя в соответствии с «ролями»,отражающими функции лиц, вовлечённых в данную ситуацию. 2) Дискуссия. 3) Тренировочные упражнения. Они тесно связаны с лекцией. Задача наполнения знаний здесь совсем не стаится, основное внимание уделяется выработке уменийии навыков, на основе заний, полученных во время лекций и семинарских занятий. 4) Методика малых групп. 5) Решение задач. 6) Наблюдения. 7) Эксперимент. 8) Защита реферативных абот. 9) Выступления с докладами. 10) Дебатная форма. В) Условия эффективности проведения практических занятий: 1. При составлении расписания практических занятий нужно, чтобы они следовали за лекциями с необходимым интервалом, дающим возможность подготвиться кним, и не были слишком отдалены от лекции по времени. 2. Включение заданий, обеспечивающих связь теории с реальной практикой, показ значимости теории для решения профессионально важных задач. 3. Включение заданий, носящих проблемный характер, требующих поиска не только способов решения, но и источника получения недостающей информации. 4. Обучение студентов приёмам работы с источниками получения необходимой информации. 5. Использование по возможности доступных технических средств (диапозитивов, компьютеров, слайдов, мультимедийных средств и т.п.). 6. Разбор и анализ возможных методов или способов решения, выполнения практического задания, нахождение более эффективного и рационального его решения. 7. Поощрение изобретательности и находчивости.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (947)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |