Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Постнеклассическая наука



2015-12-13 1160 Обсуждений (0)
Постнеклассическая наука 0.00 из 5.00 0 оценок




Центральной проблемой постнеклассической науки является вопрос о том, что такое наука. Задача ее – провести демаркационную линию между наукой и ненаукой. Классическая наука полагала наукой все то, что может быть подтверждено экспериментом. Она вводит принцип верификации – «всё, что верифицируемо, есть наука». Карл Поппер, основатель и теоретик постнеклассической науки, говорил о том, что принцип верификации отсекает многие явления, которые не могут быть верифицируемы. Это, в частности, отсекает гуманитарные науки, знания о макромире и микромире. Он предлагает другой принцип – принцип фальсификации(Фальсифицируемость (принципиальная опровержимость утверждения, опровергаемость, критерий Поппера) - критерий научности эмпирической теории, сформулированный К. Поппером. Теория удовлетворяет критерию Поппера (является фальсифицируемой), если существует методологическая возможность её опровержения путём постановки того или иного эксперимента, даже если такой эксперимент ещё не был поставлен. Иначе говоря, согласно критерию Поппера, научная теория не может быть принципиально неопровержимой. Философская доктрина, согласно которой фальсифицируемость теории является необходимым условием ее научности, носит название фальсификационизм.), который гласит, что то, что не может быть сфальсифицировано, не относится к науке. То, что нельзя проверить на истину/ложность, нельзя опровергнуть, и это не может считаться научным знанием. Так, Бог не может быть объектом науки.

Итак, 3 типа научной рациональности, которые можно выразить в виде схемы:

1) Классическая рациональность – акцент на О-те.

Объект существует реально или объективно, вне зависимости от субъекта. Следовательно, знание, которое получается, истинное именно тогда, когда это знание именно объекта. Ценности имеет только сам объект, истина состоит в знании объекта. Истина есть соответствие наших знаний объекту.

 

 
 
Внутринаучные ценности, цели


 

(средства)

С →Ср. → [О] (объект)

Общесоц. ценности, цели
S-т

познания

(операции)

 

2) Неклассическая рациональность – учитывает связи между знаниями об О-те и характером средств и операций деят-ти.

 
 
Внутринаучные ценности, цели


 

(средства)

С →(Ср. → О) (объект)

Общесоц. ценности, цели
S-т

познания

(операции)

3) Постнеклассическая рациональность – учитывает соотнесенность знаний об О-те как с характером средств и операций деят-ти, так и с ценностно-целевыми структурами.

 
 
Внутринаучные ценности, цели


 

(средства)

[(С →Ср. → О)] (объект)

Общесоц. ценности, цели
S-т

познания

(операции)

Не только нельзя абстрагироваться от способов познания, но и от субъекта познания, в знании всегда присутствуют те элементы, которые несут на себе субъекты познания, их отличительные черты. Например, обязательно есть внутренние цели и ценности субъекта познания (индивидуального, коллективного). Но у субъекта есть и культурные ценности, присущие его социуму, они существуют в той реальной исторической ситуации, в которой существует субъект познания. И это тоже влияет на познание! Разница, то есть, в том, что постнеклассическая наука включает в истину об объекте субъекта познания. Из этого вытекает то, что знали еще древние, до возникновения научных парадигм, то, что сформулировал Сократ: «зачем мне изучать далекие звезды? Если я познаю самого себя, то это знание откроет мне знание о далеких звездах». То же говорит и постнеклассическая наука: что бы мы ни изучали, объекты ли живой природы, или неживой, мы в конце концов получаем знание о себе, изучаем сами себя, в каком-то качестве или роли. Даже те, кто изучают мышек, мезопланктон или движение тектонических плит, все равно изучают сами себя. В конечном счете конечным объектом выступает сам человек. Знание о себе, любимом, - самое интересное знание. Итак, человек – это конечный объект и субъект любого познания.

 

ВОПРОС 7.



2015-12-13 1160 Обсуждений (0)
Постнеклассическая наука 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Постнеклассическая наука

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1160)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)