Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Духовная революция Античности (характер античной науки)



2015-12-13 914 Обсуждений (0)
Духовная революция Античности (характер античной науки) 0.00 из 5.00 0 оценок




Особенности античной культуры, обусловившие начало перехода к научному способу порождения знаний:

- хоз.и полит.деят-ть античного полиса была проникнута духом состязательности, все конкурировали между собой, проявляя активность и инициативу, что неизбежно стимулировало инновации в различных сферах деят-ти. Нормы поведения и деят-ти утверждались через борьбу мнений равноправных свободных индивидов на народном собрании. С нормативов деят-ти снят ореол нерушимого сверхчеловеческого уст-я, к ним стали относиться как к изобретению людей, которое подлежит обсуждению и улучшению по мере необх-ти.

- отсюда идея «вариабельного бытия» - представления о множестве форм действ-ти, о возможности других, более совершенных форм по сравнению с уже реализовавшимися. Проявление идеи – разработка целого спектра философ.систем, конкурирующих между собой.

В фил-ии античности впервые были продемонстрированы образцы теор.рассуждения, которые ориентировались не столько на очевидности чувств.опыта, сколько на сущее, данное разуму. И здесь предпочтение отдавалась как раз теоретич.размышлению, которое способно выходить за рамки здравого смысла своего времени, стереотипов, выработанных в системе ограниченной повседневной практики (в отличие от познания в Индии и Китае, где философия тяготела к идеологическим конструкциям, обслуживающим традицию, не была отделена от религиозно-мифологич.систем, кот.доминировали в культуре этих обществ).

Пример: проблема части и целого. Подходы: 1) мир бесконечно делим (Анаксагор), 2) мир делится на части до определен.предела (атомистика Демокрита и Эпикура), 3) мир вообще неделим (бытие едино и неделимо – элеаты: Парменид, Зенон).

Если мир неделим, а тело – это часть мира, то тела двигаться не могут. Но это противоречило наблюдаемым фактами движения тел. Контраргументы (апории) Зенона. Апория «Стрела»: парадокс: в каждый отдельный момент времени летящая стрела м.б. рассмотрена как покоящаяся в некоторой точке пространства. Но сумма покоев не дает движения, а значит, летящая стрела покоится. Апория «Ахилл и черепаха»: самый быстрый бегун Ахилл не догонит черепаху, т.к. сначала ему нужно пробежать половину дистанции между ним и черепахой, а она за это время отползет на некоторое расстояние, затем Ахиллу придется преодолевать половину новой дистанции, а черепаха вновь отползет на определенное расстояние, а так до бесконечности.

К этим парадоксальным рассуждениям наука и философия вернулась через много веков. В позднее Средневековье обсуждали вопрос: можно ли говорить о движении тела в точке пространства? Если движение характеризуется скоростью, а v – это путь (s), деленный на время, то в точке не может быть v, поскольку точка – это нулевое расстояние, а ноль, деленный на t, дает ноль. Значит, движущееся тело в точке покоится. После возникновения механики (Галилей, Ньютон) этот вопрос также поднимался в связи с понятием мгновенной скорости. Поставленная фил-ей проблема трансформировалась в конкретно-научную. Ее решение было получено благодаря развитию в математике теории пределов и методов дифференциального и интегрального исчислений, примененных в физике. Сформулированные Зеноном парадоксы бесконечной делимости пространства были позднее осмыслены как проблема сопоставления бесконечных множеств.

Античная фил-я сформулировала идеал обоснованного и доказательного знания (построение знания – это поиск единого основания (первоначал и причин) и выведение из него следствий), ссылки на авторитет, особое соц.положение индивида не считались серьезной аргументацией. Изложение знания в форме теорем: «Дано – требуется доказать – доказательство».

В восточных деспотиях знания вырабатывались кастой управителей и предписывались в качестве непререкаемой нормы, не подлежащей сомнению, условие приемлемости знаний – авторитет их создателей и наличная практика. Изложение знаний по схеме: «Делай так!.. «Смотри, ты сделал правильно!»

Разработаны методы диалектики (анализ столкновения в споре противоположных мнений) и логики (ее разработка началась с поиска критериев правильного рассуждения в ораторском искусстве, и выработанные здесь нормативы логич.следования были затем применены к науч.рассуждению).

Первые попытки систематизировать математические знания, полученные в древних цивилизациях, и применить к ним процедуру доказательства. Пример: Фалес – док-во теоремы о равенстве углов равнобедр.треугольника (это знали в Египте и Вавилоне, но не было доказано в качестве теоремы).

Пифагорейская школа – ее работа – важная веха на пути создании математики как теоретич.науки. Основн.принцип: началом всего является число, числовые отношения – ключ к пониманию мироустройства. Теоретичность: ставилась задача изучения чисел и их отношений не просто как моделей тех или иных практических ситуаций, а самих по себе, безотн-но к практ.прим-ю, а затем, исходя из знаний об этих свойствах и связях, объяснить наблюдаемые явления. Пытались уст-ть связь геометрии и теории чисел: например, пифагорейцы стремились не только использовать числовые отношения для хар-ки свойств геом.фигур, но и применять к иссл-ю чисел геом.образы (число 10 в виде равностороннего треугольника из единиц). Это привело к ряду важных открытий: при решении задачи числового выражения отношения гипотенузы к катетам были открыты иррациональные числа.

Почти все антич.фил-фы уделяли большое внимание мат-ке: и Платон, и Аристотель верили, что мир построен на математич.принципах, что в основе мироздания лежит математич.план. Язык математики должен служить пониманию и описанию мира. Первый образец научной теории – евклидова геометрия. Можно говорить, что в античности математика начала оформляться в самостоятельную науку.

В Античности – попытки приложения математич.знаний к описаниям природных объектов и процессов:

- астрономия: вычисления положения планет, предсказания солнечных и лунных затмений, попытки вычислить размеры Земли, Луны, Солнца и расстояния между ними; созданы 2 конкурирующие между собой концепции строения мира: гелиоцентрические (Аристарх Самосский) и геоцентрическая (Гиппарх и Птолемей).

- физика (ученые александрийского периода: Архимед, Евклид, Герон, Папп, Птолемей). первые идеи механики статики и гидростатики Архимеда (теория центра тяжести, теория рычага), открыты основные законы геометрич.оптики – закон прямолинейного распространения света, закон отражения (Евклид, Архимед).

До реальной науки оставался один шаг, который в античности не был сделан: соединить математич.описани и систематич.выдвижение теор.предположений с эксперимент. Иссл-ем природы. Причины: 1) рабовладение: дешевый труд рабов не создавал необходим.стимулов для развития солидной техники и технологии и обслуживающих ее естественнонаучных и инженерных знаний. 2) отделение умственного труда от физического – разрыв между абстрактно-теоритич.исследованиями и практически-утилитарными формами применения науч.знаний. Так, Архимед считал эмпирич.и инженерные изыскания делом низким и неблагородным и лишь под давлением обст-в (осада Сиракуз римлянами) вынужден был заниматься совершенствованием военной техники и оборонит.сооружений. 3) особенности античного мировоззрения – основная причина.

 



2015-12-13 914 Обсуждений (0)
Духовная революция Античности (характер античной науки) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Духовная революция Античности (характер античной науки)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (914)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)