Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 6. ДЕВИАЦИИ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА



2015-12-14 1381 Обсуждений (0)
Тема 6. ДЕВИАЦИИ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 0.00 из 5.00 0 оценок




Детей, чье поведение отклоняется от принятых в обществе правил поведения, называют труднымими.Трудновоспитуемость подростка, несоблюдение им норм и правил, установленных в обществе, в науке рассматривается через явление, которое называется девиация. Девиация(отклонение) является одной из сторон явления изменчивости, которое присуще и человеку и окружающему миру. Отклоняющееся поведение является одним из проявлений социальной дезадаптации. Поэтому в рассмотрении девиации необходмо учитывать понятие – норма.

Психическая норма – общепринятые в обществе требования к различным параметрам проявлений психической активности человека. Социальная норма – предписание общепринятой формы, способа поведения людей в социально значимых ситуациях и для различных социальных ролей.

Какое поведение нужно считать нормальным, как следует определять отклонение. Чтобы ответить на этот вопрос необходимо учитывать критерии, которые создают социальные и психические нормы.

Критерии, характеризующие норму психического здоровья:

- соответствие характера реакций внешним раздражителям;

- адекватный возрасту уровень зрелости эмоционально-волевой и познавательной сфер личности;

- способность к адаптации в микросоциальных отношениях;

- способность к самоуправлению собственным поведением;

- критический подход к обстоятельствам жизни, чувство ответственности за потомство, близких членов семьи и пр.

«Нормальный» человек» – это человек, соответствующий в своих психических проявлениях основным тенденциям половозрастного развития и социальным нормам на данном этапе развития общества. Отклонения от нормы могут иметь временный или постоянный характер и различную степень выраженности – от акцентуации до невротических состояний и деформаций личности.

Виды и формы девиаций рассматриваются в зависимости от субъекта (нарушающего), с точки зрения объекта (какая норма нарушена). Девиантное поведение может классифицироваться как индивидуальное или групповое.

Девиации включают в себя девиантное,делинквентное и криминальное поведение.

Девиантное поведение— один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных,

школьных). Это антидисциплинарный тип поведения.

Девиантное поведение может быть более или менее осознанным; иметь различные последствия; совершаться произвольно или импульсивно; иметь систематический или эпизодический, добровольный или принудительный характер.

Основные типы девиантного поведения:

демонстрация, вызов (вызывающее поведение) отклонение от учебы, уходы из дома, ▪ пьянство, агрессивность, наркомания, суицид и др.

Делинквентное поведениехарактеризуется как повторяющиеся асоциальные проступки детей, которые складываются в определенный устойчивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущих уголовной ответственности из-за ограниченной общественной опасности или не достижении ребенком определенного возраста (когда подросток может быть привлечен к уголовной ответственности) .

Основные типы делинквентного поведения подростков:

▪ оскорбления, побои, садистские действия, поджоги, ▪ кражи, угоны автотранспорта, ▪ распространение и продажа наркотиков и др.

Оно выражается не только во внешней, поведенческой стороне, но и во внутренней, личностной. Когда у подростка происходит деформация ценностных ориентаций, ведущая к ослаблению контроля системы внутренней регуляции.

Криминальное поведениеопределяется как противоправный поступок, который по достижению возраста, с которого наступает уголовная ответственность, служит основанием для возбуждения уголовного дела. Ему, как правило, предшествуют различные формы девиантного и делинквентного поведения.

Как ни различны формы девиантного поведения подростков и юношей, они взаимосвязаны. Пьянство, употребление наркотиков, агрессивность и противоправное поведение образуют единый блок, так что вовлечение подростка в один вид девиантных действий повышает вероятность его вовлечения также и в другой. Противоправное поведение, в свою очередь связано с нарушением норм психического здоровья. До некоторой степени совпадают и способствующие девиантному поведению социальные факторы (школьные трудности, травматические жизненные события, влияние девиантной субкультуры или группы, неблагополучные семьи ит.д.)

В происхождении отклоняющегося поведения большую роль играют дефекты личностного развития, сочетающиеся с недостатками, ошибками воспитания и отрицательным влиянием неблагоприятной ситуации, складывающейся в ближайшем окружении человека – семье, группе и т.д.

Что касается индивидуально-личностных факторов, влияние юношеской делинквентности на судьбу взрослого человека неоднозначно. Чем тяжелее делинквентное поведение подростка (юноши), тем вероятнее, что он будет продолжать его и взрослым, однако с возрастом делинквентность у большинства подростков может прекращаться.

Рассмотрение различных видов девиаций основано, прежде всего, на поиске решений при организации помощи и поддержки подростку – социальной, психологической или медицинской.

Факторы, обусловливающие девиантное поведение подростков.

Известны многочисленные концепции девиантного поведения. Различные авторы по-разному рассматривают его причины. Одни утверждают, что все причины антиобщественного поведения надо искать в биологии человека, в особых генетических структурах преступности. Открытия генетики ориентируют на то, что основные психические свойства личности заложены в самой природе человека, определяют его судьбу. Однако современная наука не располагает данными о существовании прирожденных программ социального поведения человека. Тем более что сама социальная жизнь не представляет постоянной системы факторов – она сменяется быстрее, чем поколения людей сменяют друг друга.

Также девиантное поведение рассматривается как следствие психологических воздействий, часто уходящих корнями в детские переживания или же наоборот исследовательские подходы акцентируют внимание на внешних причинах поведенческих расстройств – результат научения, социальные проблемы, неблагополучные семьи.

Гуманистический подход, отклоняющееся поведение рассматривает как следствие искусственных препятствий, блокирующий потенциал роста и развития личности. Различные оценки причин позволяют указать ряд факторов девиантного поведения.

Основными факторами, обусловливающими девиантное поведение подростков являются: биологические, психологические, социально-педагогические, социально-экономические и морально-этические.

1. Биологические факторывыражаются в существовании неблагоприятных физиологических или анатомических особенностях организма ребенка, затрудняющих его социальную адаптацию:

а) генетические, выражающиеся в нарушении умственного развития, дефектах слуха и зрения, наличии телесных пороков, повреждениях нервной системы и пр.;

б) психофизиологические, связанные с влиянием на организм человека психофизиологических нагрузок, конфликтных ситуаций, новых видов энергии, приводящих к соматическим, аллергическим, токсическим заболеваниям;

в) физиологические, включающие в себя дефекты речи, внешнюю непривлекательность, недостатки конституционно-соматического склада человека, что вызывает негативное отношение со стороны окружающих.

2. Психологические факторы,в которые включается наличие у ребенка психопатологии или акцентуации отдельных черт характера. Эти отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающих неадекватные реакции подростка.

3. Социально-педагогические факторы, выражаются в дефектах школьного, семейного воспитания, в основе которых лежат половозрастные и индивидуальные особенности развития детей. Такие дети бывают плохо подготовлены к школе, негативно относятся к домашним заданиям, безразличны к оценкам.

4. Социально-экономические факторы включают социальное неравенство, расслоение общества на бедных и богатых, обнищание, безработицу, инфляцию и, как следствие, социальную напряженность.

5. Морально-этические факторы проявляются в низком морально-нравственном уровне современного общества, разрушением духовных ценностей, падении нравов, а также в нейтральном отношении общества к проявлениям девиантного поведения.

Вопросы для самоконтроля:

1. Раскройте понятия «девиации», «делинквентное» и «криминальное поведение».

2. Назовите различные виды девиаций.

3. Что относится к критериям норм психического здоровья личности?

4. Раскройте факторы девиантного поведения подростков.

5. Влияние каких факторов на ваш взгляд оказывает большее воздействие на личность подростка?

 



2015-12-14 1381 Обсуждений (0)
Тема 6. ДЕВИАЦИИ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 6. ДЕВИАЦИИ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1381)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)