Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Важнейшим элементом методики АХД являются технические приемы и способы анализа (инструментарий анализа)



2015-12-14 1316 Обсуждений (0)
Важнейшим элементом методики АХД являются технические приемы и способы анализа (инструментарий анализа) 0.00 из 5.00 0 оценок




В АХД используется множество различных способов (рис. 13.1).

Традиционными общими способами (приемами) обработки, изучения и обобщения информации при анализе являются сравне­ние, сводка и группировка, балансовый метод, графический ана­лиз, табличный метод, методы определения относительных и сред­них величин, моделирование и оптимизация.

Сравнение – это прием, позволяющий выразить характеристику одного явления через другое. В практике анализа хозяйственной де­ятельности предприятия производится сравнение анализируемых показателей с нормативными, отчетными, плановыми, максималь­ными, минимальными, оптимальными, с показателями предше­ствующих периодов (ретроспективный анализ) и т. д. Применение приема сравнения требует приведения показателей в сопостави мый вид. Сопоставимость показателей предполагает тождество объем­ных и стоимостных характеристик, структурных составляющих, ра­венство промежутков времени, за которые вычислены сравнивае­мые показатели.

 
 

Рис. 13.1. Способы анализа хозяйственной деятельности предприятия

Сравнение – это прием, позволяющий выразить характеристику одного явления через другое. В практике анализа хозяйственной де­ятельности предприятия производится сравнение анализируемых показателей с нормативными, отчетными, плановыми, максималь­ными, минимальными, оптимальными, с показателями предше­ствующих периодов (ретроспективный анализ) и т. д. Применение приема сравнения требует приведения показателей в сопостави мый вид. Сопоставимость показателей предполагает тождество объем­ных и стоимостных характеристик, структурных составляющих, ра­венство промежутков времени, за которые вычислены сравнивае­мые показатели.

Группировка – это прием, с помощью которого генеральная со­вокупность показателей разбивается на относительно однородные группы с целью обобщения и типизации признаков, характеризую­щих группы и всю совокупность анализируемого объекта.

Группировки осуществляются, как правило, в табличной форме.Таблицы, в которых отражаются соотношения, пропорции двух групп взаимосвязанных показателей, итоги которых равны, называют ба­лансовыми. Таковыми являются балансы имущества и обязательств предприятий, балансы доходов и рас­ходов, балансы поступлений и использования ТМЦ и т. д.

Данные таблиц могут быть использованы для представления показателей в графическом виде(графический анализ). Основными формами графического анализа являются графикии диаграммы.Они бывают линейными, плоскостными и объемными.

Все вышеперечисленные методы, используемые в анализе хо­зяйственной деятельности предприятия, должны использовать по­казатели, имеющие количественную определенность, которая вы­ражается в абсолютных и относительных величинах.

В анализе используются разные виды относительных величин (изменение планового показателя в динамике по отношению к базовому, цепным методом, изменение структуры, изменение эффективности). Особое место среди относительных показателей в анализе занимают средние величины. Они используются для ха­рактеристики совокупности однородных явлений по какому-либо признаку. В каждом конкретном случае могут рассчитываться раз­ные типы средних величин: средняя арифметическая, средняя арифметическая взвешенная, средняя гармоническая, средняя геометрическая, средние хронологические и др. Условия применения метода средних величин – наличие вариации уровня какого-либо признака у совокупности однородных явлений.

Моделирование – изготовление образца (подобия) чего-либо. Моделирование представляется целым разделом дисциплины: ма­тематическое моделирование, идеальное, графическое, логическое и т.д.

Факторный анализ – это методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результа­тивных показателей.

В зависимости от характера исследуемых взаимосвязей разли­чают детерминированный и стохастический факторный анализ.

Детерминированный факторный анализ исследует влияние фак­торов, связь которых с результативным показателем носит функ­циональный характер, т.е. когда величина результативного пока­зателя может быть представлена в виде произведения, частного или алгебраической суммы нескольких факторов.

Стохастический анализ представляет собой методику исследо­вания факторов, связь которых с результативным показателем, в отличие от функциональной, является неполной, вероятностной (корреляционной). Если при функциональной (полной) зависи­мости с изменением аргумента всегда происходит соответствующее изменение функции, то при корреляционной связи изменение ар­гумента может дать несколько значений прироста функции в зави­симости от сочетания других факторов, определяющих данный показатель. Так, производительность труда при одном и том же уровне фондовооруженности может быть неодинаковой на разных предприятиях. Это зависит от оптимальности сочетания всех фак­торов, формирующих этот показатель.

Некоторые виды анализа будут описаны в следующем подразделе.

С помощью вышеперечисленных приемов осуществляются ана­лиз, диагностика и оценка состояния хозяйственной деятельности фирмы. Однако при необходимости макси­мизировать, минимизировать или рационализировать те или иные факторы развития применяются экономико-математические методы, к которым относятся методы линейного программирования, динамического программирования, математическая теория игр, матричные методы анализа, теория нечетных множеств, математи­ческая теория массового обслуживания и др.

По содержанию и полноте охвата изучаемых вопросов различа­ют комплексный, системный и локальный анализ.

13.3. Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия

Комплексный анализ характеризует в основном следующие три составляющие деятельности хозяйствующего субъекта: технико-экономический уровень производства, качество выпускаемой про­дукции, работ и услуг и анализ прочих видов деятельности (рис. 13.2).

Рис. 13.2. Структура комплексного анализа субъекта хозяйственной деятельности

 
 

Анализ технико-экономического уровня производства включает характеристику организационно-технического уровня производства и прочих характеристик производства, в том числе финансовых отношений, учета и отчетности.

Анализ производственного потенциала (организационно-техничес­кого уровня производства) осуществляется с помощью комплекса показателей, характеризующих наличие, состояние и использование средств производства и рабочей силы, уровня применяемой технологии, организации производства и управления. Основной составляющей производственного потенциала является его техни­ческий уровень.

Среди прочих характеристик производства важнейшим являются характеристики уровня организации производства и управления.

Анализ уровня организации производства на опережающей про­изводство стадии заключается в характеристике уровня подготовки производства (конструкторской, технологической, экономиче­ской), на сопутствующей производству стадии - в характеристике уровня регулирования хода производства (оперативно-календар­ное планирование и диспетчирование) и на замыкающей произ­водственной стадии – в характеристике уровня организации реа­лизации продуктов труда, их сервиса и утилизации по окончании эксплуатации.

Анализ уровня организации производства на опережающей про­изводство стадии заключается в характеристике уровня подготовки производства (конструкторской, технологической, экономиче­ской), на сопутствующей производству стадии - в характеристике уровня регулирования хода производства (оперативно-календар­ное планирование и диспетчирование) и на замыкающей произ­водственной стадии – в характеристике уровня организации реа­лизации продуктов труда, их сервиса и утилизации по окончании эксплуатации.

Уровень организации управления характеризуется состоянием рег­ламентации управленческого труда, подготовки и принятия реше­ний, уровнем обеспеченности и качества информации для процес­сов управления, квалифицированным составом кадров управления, уровнем автоматизации управленческого труда, методами органи­зации решений, характером стимулирования труда и ответствен­ностью за его результаты.

Важная составляющая комплексного анализа – анализ качества выпускаемой продукции, работ и услуг. Сегодня такой анализ на пред­приятиях проводится постоянно, что позволяет повысить финан­сово-экономические показатели деятельности субъекта на рынке.

Анализ произ­веденной продукции,т.е. анализ качества продукции,осуществляется путем сравнения комплекса показателей предприятия с наилучши­ми достижениями в отечественной и зарубежной практике, пока­зателями, закрепленными в установленных законодательством нор­мативных документах. Состав и структура параметров качества продукции обусловле­ны вводящимися в стране техническими регламентами, требова­ниями обновляющихся стандартов и сертификации продукции. Наиболее распространенными комплексными ха­рактеристиками качества являются: назначение, долговечность, уровень стандартизации и унификации, технологичность, эргономичность, экономичность, безопасность и экологичность.

Число оцениваемых показателей и сами показатели выбира­ются с учетом обеспечения достоверности и всесторонней характе­ристики качества продукции. Показатель, отражающий одно из свойств продукции, принято называть единичным. Единичные пока­затели с помощью принятых методик, с учетом весомости (значи­мости) данного показателя сводятся в комплексный показатель, ха­рактеризующий несколько свойств продукции. Комплексные пока­затели по тем же методикам могут сводиться в один, интегральный показатель качества продукции, отражающий суммарный полез­ный эффект от ее эксплуатации или потребления. Наиболее распространенные - единичные и комплексные показатели качества продукции. Используя показатели и методы их определения, производят оценку качества продукции.

Анализ может дополняться характеристиками таких видов дея­тельности, которые обусловлены требованиями со стороны рыноч­ных условий хозяйствования, и должен отражать, например, доходы и расходы от непроизводственной (прочей) деятельности (напри­мер, от сдачи имущества в аренду), внереализационные и чрезвы­чайные доходы и расходы.

Среди прочих видов деятельности выделяется анализ обслужива­ющих, вспомогательных хозяйств, подсобных (непрофильных) произ­водств, например, по аналогии с анализом основного производства.

Такова, в основном, структура комплексного анализа деятель­ности хозяйствующего субъекта.

Методика системного анализа хозяйственной деятельности предприятия. В общем виде выделяют следующие этапы подготовки к сис­темному анализу:

1) исследование объекта (системы) с целью определения задач;

2) подбор показателей, способных дать объек­тивную оценку объекта;

3) разработка схемы изучаемой системы;

4) построение экономико-математической модели (блок-схемы);

5) работа с моделью (блок-схемой).

После определения методоло­гии анализа переходят к формированию методики. Методика – это совокупность способов, приемов и правил выполнения работы по ана­лизу хозяйственной деятельности.Методика должна содержать следующие основ­ные разделы:

- сформулированные цели и вытекающие из них задачи ана­лиза;

- выбор объектов анализа и характеристика системы показате­лей, с помощью которых может быть описан каждый объект для решения задач анализа;

- описание источников информации и способов сбора и обра­ботки этой информации для расчета системы показателей;

- описание группировок показателей и способов (приемов) изучения влияния факторов на результирующие показатели;

- описание технических средств и перечень программ и блок-схем, которые могут использоваться при обработке аналитичес­ких материалов;

- порядок и методология формулирования выводов анализа и рекомендаций для принятия управленческих решений.

Разработанная методика после предварительного обсуждения на эксперт­ном совете должна быть утверждена руководите­лем предприятия. Далее, составляется программа анализа, оп­ределяющая состав участников аналитической работы, порядок и сроки изучения методики анализа, календарный график проведе­ния анализа, распределение обязанностей между участниками ана­литической работы. Затем издается приказ по предприятию по ут­верждению программы анализа и назначению ответственных за проведение работ. .

В процессе сбора информации осуществляется проверка ее дос­товерности, представительности (репрезентативности) и группи­ровка с целью использования рекомендуемых методикой показате­лей. Расчет показателей, их сопоставление, использование методов факторного анализа должны раскрыть причинно-следственные свя­зи, алгоритмы влияния факторов на итоговые, результирующие показатели. Конечным этапом проведения анализа является обобщение его результатов и доведение их до руководителей, принима­ющих решения с целью выработки совместных оптимальных реко­мендаций по поведению объекта анализа в реальных условиях.

13.4. Основы анализа финансового состояния предприятия

Анализ хозяйственной деятельности предприятия является составной частью бухгалтерского учета в широком смысле. В за­висимости от того, какой вид отчетности служит источником для аналитических процедур и оценок, выделяют финансовый и управ­ленческий анализ (рис. 13.3).

Финансовый анализ проводится по данным финансовой (бух­галтерской) отчетности и регистров бухгалтерского учета, на осно­ве которых готовится отчетность. Финансовый анализ, использующий в качестве информационного источника только финансовую отчетность, принято называть внешним финансовым анализом.Этот вид анализа, как правило, применяется внешними пользователя­ми информации о деятельности предприятия (собственниками, заимодавцами, поставщиками и т.п.).

 

 
 

Рис. 13.3. Место финансового анализа в системе анализа хозяйственной деятельности

При проведении внутреннего финансового анализа наряду с дан­ными финансовой (бухгалтерской) отчетности используется так­же информация, содержащаяся в регистрах бухгалтерского учета предприятия.

Диагностика и анализ финансового состояния предприятия. Диагностика может осуществляться в виде экспресс-анализа в короткий промежуток времени и фундаментального анализа, кото­рый требует более длительного времени. Основным источником информации является бухгалтерский баланс и приложения к нему, характеризующие изменение финансового состояния предприятия за истёкший год. Различают шесть основных методов финансового анализа:

- горизонтальный (временной) анализ– сравнение каждой по­зиции отчетности с предыдущим периодом;

- вертикальный (структурный) анализвыявление удельного веса отдельных статей в итоговом показателе, принимаемом за 100%;

- трендовый анализ– сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда,т.е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случай­ных влияний и индивидуальных особенностей отдельных перио­дов. С помощью тренда формируют возможные значения показа­телей в будущем, а, следовательно, ведется перспективный прогнозный анализ;

- анализ относительных показателей (коэффициентов)– рас­чет соотношений между отдельными позициями отчетности, оп­ределение взаимосвязей показателей;

- сравнительный (пространственный) анализс одной сторо­ны, это анализ показателей отчетности дочерних фирм, структур­ных подразделений, с другой – сравнительный анализ с показа­телями конкурентов, среднеотраслевыми показателями и т. д.;

- факторный анализ– анализ влияния отдельных факторов (при­чин) на результирующий показатель. Причем факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), когда результирую­щий показатель дробят на составные части, так и обратным (син­тез), когда его отдельные элементы соединяются в общий показа­тель.

Непосредственно из баланса можно получить ряд важнейших ха­рактеристик финансового состояния организации. К ним относятся:

1) общая стоимость имущества организации;

2) стоимость иммобилизованных (т. е. внеоборотных) средств (активов) или недвижимого имущества;

3) стоимость мобильных (оборотных) средств;

4) стоимость материальных оборотных средств;

5) величина собственных средств организации;

6) величина заемных средств;

7) величина собственных средств в обороте;

8) чистый оборотный капитал, равный разнице между оборот­ными активами и текущими обязательствами, и т. д.

Анализ динамики валюты баланса, структуры активов и пасси­вов организации позволяет сделать ряд выводов, необходимых как для осуществления текущей финансово-хозяйственной деятельно­сти, так и для принятия управленческих решений на перспективу.

В общих чертах признаками «хорошего» баланса являются:

- валюта баланса в конце отчетного периода увеличилась по сравнению с началом;

- темпы прироста оборотных активов выше, чем темпы при­роста внеоборотных активов;

- собственный капитал организации превышает заемный и темпы его роста выше, чем темпы роста заемного капитала;

- темпы прироста дебиторской и кредиторской задолженности примерно одинаковы.

Показатели ликвидности. Показатели ликвидности характеризуют способность предприя­тия выполнять краткосрочные (текущие) обязательства за счет те­кущих активов. В общем случае предприятие считается ликвидным, если его оборотные (текущие) активы превышают краткосрочные (текущие) обязательства. Однако само по себе превышение теку­щих активов краткосрочными обязательствами дает лишь общую картину ликвидности, тогда как предприятие может быть ликвид­ным в большей или меньшей степени. Кроме того, всегда важно знать, за счет каких средств обеспечивается ликвидность предпри­ятия. Поэтому для измерения ликвидности используется система показателей (коэффициентов) ликвидности.

В зависимости от скорости обращения активов в наличные день­ги текущие активы могут быть разделены на три группы:

- денежные средства в кассе и на расчетном сче­те, а также денежные эквиваленты (высоколиквидные рыночные ценные бумаги), т. е. наиболее мобильные средства, которые не­медленно могут быть использованы для выполнения текущих рас­четов.

- активы, для обращения кото­рых в денежную наличность необходимо определенное время (дебиторская задолженность, а также отдель­ные виды краткосрочных финансовых вложений);

- наименее ликвидные активы – производственные и материальные запасы и затраты.

Исходя из приведенной классификации текущих активов рас­считывают следующие коэффициенты ликвидности. Коэффициент текущей ликвидности – финансовый показатель, характеризую­щий степень общего покрытия всеми оборотными средствами пред­приятия срочных обязательств (краткосрочных кредитов и займов, а также кредиторской задолженности). Этот коэффициент отража­ет общую обеспеченность предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного пога­шения срочных обязательств. Коэффициент текущей ликвидности определяется как отношение фактической стоимости находящих­ся в наличии у предприятия оборотных средств к его наиболее срочным обязательствам в виде краткосрочных кредитов банков, краткосрочных займов, кредиторской задолженности, расчетов по дивидендам, отчислений в фонды потребления и прочих кратко­срочных пассивов. Формула для расчета данного коэффициента имеет вид:

,

где ОА – оборотные активы предприятия; КП – краткосрочные пассивы.

Данный показатель принадлежит к классу нормируемых показа­телей, и в мировой практике нормальным считается значение в пределах от 2 до 3.

Коэффициент срочной (быстрой) ликвидности – промежуточный финансовый показатель, при определении которого из расчета ис­ключается наименее мобильная часть оборотных средств – матери­ально-производственные запасы. Это вызвано тем, что денежные средства, которые можно выручить в случае вынужденной реализа­ции производственных запасов, могут быть существенно ниже тех сумм, по которым они были приобретены и числятся на балансе предприятия.

Этот коэффициент определяется по формуле:

,

где ОА – оборотные активы предприятия; 3 – производственные запасы; КП – краткосрочные пассивы.

Данный показатель принадлежит к классу нормируемых показа­телей и считается достаточным, если коэффициент срочной лик­видности не менее единицы.

Коэффициент абсолютной ликвидности – наиболее жесткий кри­терий ликвидности предприятия, показывающий, какая часть крат­косрочных обязательств может быть погашена немедленно исходя из того, что денежные средства являются абсолютно ликвидными по определению. Формула для расчета коэффициента имеет вид:

,

где Д – денежные и приравненные к ним средства; КП – краткос­рочные пассивы.

Данный показатель принадлежит к классу нормируемых показа­телей и теоретически нормальное значе­ние коэффициента составляет 0,2–0,3.

Показатели финансовой устойчивости. Стабильность деятельности в плане долгосрочной перспективы связана с общей финансовой структурой пред­приятия, степенью его зависимости от внешних обязательств. Зада­ча анализа финансовой устойчивости – оценка величины и струк­туры активов и пассивов. Для оценки финансовой устойчивости используется определенная система коэффициентов.

Коэффициент обеспеченности запасов собственными оборотными средствами – показатель, измеряющий в какой степени матери­альные запасы предприятия имеют источником покрытия собствен­ные оборотные средства. Рассчитывается коэффициент по формуле:

,

где КР – капитал и резервы; ВА – внеоборотные активы; 3 – производственные запасы.

Показатель относится к классу нормируемых коэффициентов. Принято считать, что в тех случаях, когда коэффициент превыша­ет единицу, предприятие не зависит от заемных средств при фор­мировании материальных активов.

Коэффициент обеспеченности собственными средствами – по­казатель, характеризующий наличие собственных оборотных средств у предприятия, необходимых для обеспечения его финан­совой устойчивости. Определяется его значение как отношение разности между объемом источников собственных средств и стоимостью основных средств и прочих внеоборотных активов к фактической стоимости нахо­дящихся в наличии у предприятия оборотных средств в виде запа­сов (сырья и материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, затрат в незавершенном производстве, готовой про­дукции, товаров отгруженных, расходов будущих периодов), НДС по приобретенным ценностям, дебиторской задолженности, крат­косрочной финансовой задолженности, денежных средств и пр. Формула для расчета коэффициента обеспеченности собственны­ми средствами имеет вид:

,

где КР – капитал и резервы; ВА – внеоборотные активы; ОА – оборотные активы.

Рост коэффициента свидетельствует об усилении независимо­сти предприятия от привлеченного капитала, т. е. о повышении фи­нансовой устойчивости. Единого мнения экспертов по абсолютно­му значению данного коэффициента нет, хотя очевидно, что чем больше его величина, тем выше финансовая устойчивость пред­приятия.

Коэффициент автономности – показатель, отражающий долю собственных средств в пассивах предприятия. Считается, что доля собственных средств в пассивах должна превышать долю заемных средств с целью поддержания стабильной финансовой структуры. Высокое значение коэффициента отражает минимальный финан­совый риск и хорошие возможности для привлечения дополнитель­ных заемных средств. Формула для расчета коэффициента автоном­ности имеет вид:

,

где КР – капитал и резервы; Б – сумма баланса.

Показатель относится к классу нормируемых коэффициентов. Теоретически нормальная величина коэффициента равняется 0,5.

Коэффициент маневренности – показатель, отражающий долю собственных средств, которая находится в мобильной форме и по­зволяет манипулировать ими, увеличивая закупки сырья, материа­лов, приобретая дополнительные средства производства и т. д. По его величине можно судить о способности предприятия к длительному техническому перевооружению или к трудностям со сбытом продук­ции. Коэффициент маневренности рассчитывается по формуле:

где КР – капитал и резервы; ВА – внеоборотные активы.

Показатель относится к классу нормируемых коэффициентов. В соответствии с действующим законодательством структура баланса считается неудовлетворительной при значении коэффициента ме­нее 0,1.

Коэффициент соотношения собственных и заемных средствпо­казатель, дающий наиболее общую оценку финансовой устойчиво­сти. Коэффициент показывает, сколько собственных средств при­ходится на рубль заемных средств, вложенных в активы предприя­тия. Формула для расчета коэффициента записывается в виде:

,

где КР – капитал и резервы; ДП – долгосрочные пассивы; КП – краткосрочные пассивы.

Показатели деловой активности. Анализ данных показателей строится на необходимости ускоре­ния оборачиваемости активов предприятия. В этом случае анализи­руемый показатель совершает максимальное число циклов и, соот­ветственно, оборот средств занимает минимальное время, что, в свою очередь, высвобождает значительные денежные средства. По­казатели деловой активности включают:

- общий коэффициент оборачиваемости;

- оборачиваемость запасов;

- оборачиваемость оборотных активов;

- оборачиваемость собственных средств.

В практике анализе хозяйственной деятельности используются следующие показатели деловой активности:

а) общий коэффициент оборачиваемости Коб:

,

где ВР – выручка от реализации продукции; Σ А – сумма активов;

б) коэффициент оборачиваемости запасов Кобз:

,

где ΣС – сумма зат­рат; 3 – запасы;

в) коэффициент оборачиваемости оборотных активов:

,

где ВР – выручка от реализации продукции; ОА – оборотные активы;

г) коэффициент оборачиваемости собственных средств:

,

где ВР – выручка от реализации продукции; КР – капитал и резервы.

Показатели рентабельности работы предприятия. Рентабельность (доходность) работы предприятия представ­ляет собой качественную характеристику полученной прибыли. По абсолютной величине прибыли нельзя судить об эффектив­ности работы предприятия. Действительно, одна и та же прибыль может быть получена за счет совершенно разных ресурсов и зат­рат, и соответственно предприятия имеют совершенно разную эффективность.

В качестве оценочных коэффициентов аналитиками часто ис­пользуются следующие показатели рентабельности: коэффициент рентабельности имущества,который показывает, сколько прибы­ли может быть получено на рубль стоимости имущества; коэффици­ент рентабельности собственных средств,позволяющий судить, сколько прибыли приходится на рубль капитала; коэффициент рен­табельности производственных фондов,который дает информацию о том, сколько прибыли получено на рубль вложенных основных и материальных оборотных средств; коэффициент рентабельности ак­ционерного капитала,определяющий, сколько прибыли получено на рубль средств собственников; коэффициент рентабельности фи­нансовых вложений,определяющий размер прибыли, полученной от инвестиций; коэффициент рентабельности продаж,показываю­щий, сколько прибыли получено на рубль реализованной продук­ции; коэффициент рентабельности продукции,показывающий, сколь­ко прибыли получено на рубль затрат по производству и реализа­ции продукции. Общая формула расчета рентабельности представляет собой отношение балансовой или чистой прибыли (числитель) к стоимости анализируемого объекта (сумме активов, собственным средствам, затратам, сумме продаж и т. д. – знаменатель).

В зарубежной экономике большое внимание уделяют диагнос­тике и прогнозированию будущего предприятий. Наиболее известным показателем и часто используемым является пятифакторная модель прогнозирования банкротства Альтмана - индекс кредитос­пособности Альтмана, построенный с помощью дискриминантного анализа, который позволяет разделить хозяйствующие субъекты на потенциальных банкротов и небанкротов. В этой моделипредставлены пять показателей, характе­ризующих разные стороны финансового положения предприятия:

,

где Кобдоля оборотных средств в активах, т. е. отношение теку­щих активов к общей сумме активов; Кнпр – рентабельность акти­вов, исчисленная по нераспределенной прибыли, т. е. отношение нераспределенной прибыли (чистая прибыль за вычетом дивиден­дов) к общей сумме активов;

Кра – рентабельность активов, исчис­ленная по балансовой прибыли, т. е. отношение балансовой прибы­ли (до вычетов налогов) к общей сумме активов;

Кпокр – коэффици­ент покрытия по рыночной стоимости собственного капитала, т. е. отношение рыночной стоимости акционерного капитала (суммар­ная рыночная стоимость акций предприятия) к краткосрочным обя­зательствам;

Котаотдача активов, т. е. отношение выручки от реа­лизации к общей сумме активов.

В данной модели присутствуют показатели ликвидности, финансо­вой устойчивости, рентабельности и рыночной активности. В зави­симости от значения Z прогнозируется вероятность банкротства: до 1,8 – очень высокая; от 1,8 до 2,7 – высокая; от 2,7 до 2,9 – возможная (низкая); более 3 – очень низкая.

13.5. Антикризисное управление предприятием (банкротство)

Неудовлетворительная структура баланса предприятия служит основанием для Федеральной службы России по финансовому оз­доровлению и банкротству о возбуждении против предприятия дела о несостоятельности (банкротстве) и применении к нему в обяза­тельном порядке мер антикризисного управления.

К мерам антикризисного управления относятся:

- реорганизационные меры (санация, внешнее управление);

- ликвидационные меры (конкурсное производство);

- мировое соглашение.

Внешнее управление имуществом должника вводится на основа­нии ходатайства, которое может быть подано должником, собствен­ником должника или кредитором, в котором обосновывается целе­сообразность данной процедуры и предлагается кандидатура внеш­него управляющего. Внешнее управление может быть введено только в том случае, если существует реальная возможность восстановле­ния платежеспособности предприятия. Максимальный срок внеш­него управления — 18 месяцев; на весь его период вводится мора­торий на удовлетворение требований кредиторов к должнику.

Внешний управляющий назначается арбитражным судом на кон­курсной основе (из представленных должником или кредиторами кандидатур).

С момента назначения на внешнего управляющего возлагаются следующие функции:

- руководство предприятием-должником;

- отстранение по необходимости руководства от управления пред­приятием-должником;

- прием на работу и увольнение работников;

- распоряжение имуществом компании;

- созыв собрания кредиторов;

- разработка плана проведения внешнего управления имуществом должника и организация его выполнения и прочие функции, предусмотренные законом.

При этом варианте реорганизации косвенное влияние на дея­тельность предприятия имеет собрание кредиторов, реализующее следующие функции:

- утверждение плана внешнего управления;

- контроль за деятельностью внешнего управляющего;

- определение размера вознаграждения внешнего управляющего и др.

Основным достоинством этой формы реорганизации предприя­тия является отсутствие необходимости в денежных вливаниях в него и временный мораторий на удовлетворение требований кре­диторов, который может быть продлен на полтора года.

При этом администрация и собственники предприятия-долж­ника на полтора года (максимальный срок внешнего управления) практически утрачивают контроль над предприятием, так как внеш­ний управляющий, как правило, действует в первую очередь в ин­тересах предприятий-кредиторов.

Санация, также как и внешнее управление, может п



2015-12-14 1316 Обсуждений (0)
Важнейшим элементом методики АХД являются технические приемы и способы анализа (инструментарий анализа) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Важнейшим элементом методики АХД являются технические приемы и способы анализа (инструментарий анализа)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1316)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)