Тема 3.1. Воспитание как социально-педагогическое явление
Понятие "воспитание", "самовоспитание", "перевоспитание". Закономерности и принципы воспитательного процесса. Воспитание как конкретная историческая категория. Воспитание как идея гармонического формирования и развития личности. Сущность, показатели и критерии воспитанности. Тип личности и модели воспитания. Современные концепции воспитания в отечественной и зарубежной педагогике. Технократическая педагогика. Гуманистическая педагогика. Особенности Санкт-Петербургской концепции воспитания. Теории социального воспитания в современной науке о человеке. Соотношение понятий: «развитие», «социализация» и «воспитание» Тема 3.2. Формы, методы и средства воспитательного процесса. Понятие и сущность методов воспитания и их классификация. Система средств воспитания. Взаимосвязь методов и средств воспитания. Общая характеристика форм и методов воспитания, их классификация. Особенности подготовки и проведения воспитательного мероприятия в образовательном учреждении. Педагогика сотрудничества. Тема 3.3. Детский коллектив как субъект воспитания личности. Типы детских коллективов. Особенности педагогического руководства детским коллективом. Характеристика закономерностей и принципов воспитания в детском коллективе. Педагогическое руководство по формированию коллективных традиций и органов самоуправления. Педагогическое общение и этика: сущность, структура и стиль. Требование к личности педагога. Тема 3.4. Основы семейного воспитания. Семья как важнейший институт воспитания личности ребенка. Влияние атмосферы семейной жизни на процесс и результат воспитания личности. Характеристика семейной политики и демографии в России. Линии семейного воспитания и тенденции их развития. Функции родителей в воспитании личности ребенка. Современные тенденции и стратегии семейного воспитания. Семейное воспитание и семейное право.
Семинарские и практические занятия Семинар №1. (По разделу 1 –2 часа) Тема: Национальная доктрина и основные направления совершенствования образовательной деятельности в России (по Проекту Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации») Вопросы для обсуждения: 1. Положительные тенденции реформы образования в России на рубеже столетий 2. Исторические предпосылки становления системы образования и воспитания в России. 3.Образовательные стандарты, их принципы формирования во всех формах образования. 4. Основные положения Проекта Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации». Задания к семинару: - определить проблемы развития отрасли; - проанализировать изменения системы уровней образования; - предложить модели развития образования в различных типах, видах и формах (по материалам Проекта); - проанализировать различные подходы ученых и практиков в оценке роли образования в развитии личности. Литература: 1. Джуринский А.Н. Педагогика: история педагогических идей: учеб. пособие / А. Н. Джуринский. - М. : Педагогическое общество России, 2000. - 352 с. 2. Проект государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы http://минобрнауки.рф/документы/2690 3. Министерство образования и науки российской федерации [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/1249 4. Проект Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Общественное обсуждение законопроектов. – Режим доступа: http://zakonoproekt2011.ru/#law/edu Материалы специальных периодических изданий (последние 3 года).
Семинар №2 (по разделу 1 –2часа) Тема: Идеи гуманистической педагогики в трудах отечественных и зарубежных педагогов. Вопросы для обсуждения: 1. Педагогика ненасилия как ведущее направление и особый объект нравственного воспитания ребенка в современной практике. 2. Влияние гуманистических идей прошлого на развитие современной педагогики. 3. Взаимодействие индивидуального и личностно-ориентированного подхода в теории воспитания. Задания к семинару: - обосновать нравственные постулаты и систему ценности воспитания на основании практики работы педагогов-классиков: Л. Толстого, В.Сухомлинского, Я. Корчака, Ш. Амонашвили и других (по выбору студента). Форма отчетности: реферат или участие в «круглом столе» по теме семинара. Литература: 1. Амонашвили Ш.А. Единство цели: Пособие для учителя: учебное пособие / Ш. А. Амонашвили. - М. : Просвещение, 1987. - 208 с. 2. Корчак Я. Как любить детей. Избранные педагогические произведения / Я. Корчак. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 1999. - 192 с. 3. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания (лекции) /Соч. в 8т.; т.4 – М.,1984. 4. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3 т./ В.А. Сухомлинский - М., 1981. Т. 3. - С. 56. 5. Егоров С. Ф. История педагогики в России: Хрестоматия / сост. С. Ф. Егоров. - 2-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2002. - 400 с. 6. Максакова В.И. Педагогическая антропология: учебное пособие / В.И. Максакова. - М. : Академия, 2001. - 208 с 7. Избранные труды педагогов-классиков (по выбору студентов).
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (470)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |