Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 3.1. Воспитание как социально-педагогическое явление



2015-12-14 470 Обсуждений (0)
Тема 3.1. Воспитание как социально-педагогическое явление 0.00 из 5.00 0 оценок




Понятие "воспитание", "самовоспитание", "перевоспитание". Закономерности и принципы воспитательного процесса. Воспитание как конкретная историческая категория. Воспитание как идея гармонического формирования и развития личности. Сущность, показатели и критерии воспитанности.

Тип личности и модели воспитания. Современные концепции воспитания в отечественной и зарубежной педагогике. Технократическая педагогика. Гуманистическая педагогика. Особенности Санкт-Петербургской концепции воспитания. Теории социального воспитания в современной науке о человеке. Соотношение понятий: «развитие», «социализация» и «воспитание»

Тема 3.2. Формы, методы и средства воспитательного процесса.

Понятие и сущность методов воспитания и их классификация. Система средств воспитания. Взаимосвязь методов и средств воспитания. Общая характеристика форм и методов воспитания, их классификация. Особенности подготовки и проведения воспитательного мероприятия в образовательном учреждении. Педагогика сотрудничества.

Тема 3.3. Детский коллектив как субъект воспитания личности.

Типы детских коллективов. Особенности педагогического руководства детским коллективом. Характеристика закономерностей и принципов воспитания в детском коллективе. Педагогическое руководство по формированию коллективных традиций и органов самоуправления. Педагогическое общение и этика: сущность, структура и стиль. Требование к личности педагога.

Тема 3.4. Основы семейного воспитания.

Семья как важнейший институт воспитания личности ребенка. Влияние атмосферы семейной жизни на процесс и результат воспитания личности. Характеристика семейной политики и демографии в России. Линии семейного воспитания и тенденции их развития. Функции родителей в воспитании личности ребенка. Современные тенденции и стратегии семейного воспитания. Семейное воспитание и семейное право.

 

Семинарские и практические занятия

Семинар №1. (По разделу 1 –2 часа)

Тема: Национальная доктрина и основные направления совершенствования образовательной деятельности в России (по Проекту Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации»)

Вопросы для обсуждения:

1. Положительные тенденции реформы образования в России на рубеже столетий

2. Исторические предпосылки становления системы образования и воспитания в России.

3.Образовательные стандарты, их принципы формирования во всех формах образования.

4. Основные положения Проекта Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации».

Задания к семинару:

- определить проблемы развития отрасли;

- проанализировать изменения системы уровней образования;

- предложить модели развития образования в различных типах, видах и формах (по материалам Проекта);

- проанализировать различные подходы ученых и практиков в оценке роли образования в развитии личности.

Литература:

1. Джуринский А.Н. Педагогика: история педагогических идей: учеб. пособие / А. Н. Джуринский. - М. : Педагогическое общество России, 2000. - 352 с.

2. Проект государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы http://минобрнауки.рф/документы/2690

3. Министерство образования и науки российской федерации [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/1249

4. Проект Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Общественное обсуждение законопроектов. – Режим доступа: http://zakonoproekt2011.ru/#law/edu

Материалы специальных периодических изданий (последние 3 года).

 

Семинар №2 (по разделу 1 –2часа)

Тема: Идеи гуманистической педагогики в трудах отечественных и зарубежных педагогов.

Вопросы для обсуждения:

1. Педагогика ненасилия как ведущее направление и особый объект нравственного воспитания ребенка в современной практике.

2. Влияние гуманистических идей прошлого на развитие современной педагогики.

3. Взаимодействие индивидуального и личностно-ориентированного подхода в теории воспитания.

Задания к семинару:

- обосновать нравственные постулаты и систему ценности воспитания на основании практики работы педагогов-классиков: Л. Толстого, В.Сухомлинского, Я. Корчака, Ш. Амонашвили и других (по выбору студента).

Форма отчетности: реферат или участие в «круглом столе» по теме семинара.

Литература:

1. Амонашвили Ш.А. Единство цели: Пособие для учителя: учебное пособие / Ш. А. Амонашвили. - М. : Просвещение, 1987. - 208 с.

2. Корчак Я. Как любить детей. Избранные педагогические произведения / Я. Корчак. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 1999. - 192 с.

3. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания (лекции) /Соч. в 8т.; т.4 – М.,1984.

4. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3 т./ В.А. Сухомлинский - М., 1981. Т. 3. - С. 56.

5. Егоров С. Ф. История педагогики в России: Хрестоматия / сост. С. Ф. Егоров. - 2-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2002. - 400 с.

6. Максакова В.И. Педагогическая антропология: учебное пособие / В.И. Максакова. - М. : Академия, 2001. - 208 с

7. Избранные труды педагогов-классиков (по выбору студентов).



2015-12-14 470 Обсуждений (0)
Тема 3.1. Воспитание как социально-педагогическое явление 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 3.1. Воспитание как социально-педагогическое явление

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (470)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)