Тема 4: Биологическое значение белков
Пища – это основной источник существования человека. В пище содержится около шестисот химических веществ, более 90% которых обладают лечебными свойствами. Чтобы правильно использовать эти свойства пищевых продуктов, надо знать их химический состав и пищевую ценность, уметь правильно составлять рацион питания. Пищевым продуктом можно называть только то, что содержит хотя бы один нутриент. Наиболее важными типами нутриентов, влияющими на рост и развитие организма, являются: белки, жиры, углеводы, витамины, вода, минеральные вещества. Некоторые, особенно ценные пищевые продукты (молоко, мясо, рыба) содержат различные нутриенты и могут выполнять множество функций. Другие продукты (глюкоза, хлеб) состоят из одного, двух нутриентов и могут выполнять только одну – две функции. Нутриентами (эссенциальными пищевыми веществами) называют только такие соединения, которые после переваривания и всасывания могут использоваться организмом как источник энергии, пластических материалов для роста и регенерации тканей или выступать в роли регуляторов биохимических процессов. Значительное влияние на жизнедеятельность живого организма оказывают органические кислоты, дубильные вещества, пигменты, фитонциды, экстрактивные вещества. В организме человека и животных постоянно протекают два процесса:диссимиляция(распад пищевых продуктов до конечных простых веществ) и ассимиляция(созидание новых тканей, воспроизводство потомства, получение энергии, создание резерва из новых простых веществ). Белки - природные высокомолекулярные органические соединения, построенные из остатков аминокислот, которые соединены пептидными связями в полипептидные цепи. В процессах жизнедеятельности всех организмов белки выполняют функции: структурную, регуляторную, каталитическую, защитную, транспортную, энергетическую. Белки состоят из углерода (50%), водорода (7,0%), азота (17,0%) и кислорода (26,0%). Названию белки, соответствуют наиболее принятому в отечественной литературе термину протеины (от греч. proteios — первый). Суточная норма потребления зависит от физической нагрузки и возраста человека. Чем выше энергетические затраты, тем больше требуется белка. Норма 1,1 – 1,5 г на 1,0 кг. массы тела или 80 – 100 г. в сутки. С возрастом потребность снижается. В течение жизни человека белок в организме обновляется примерно 200 раз. Белок мышечных тканей обновляется на 50% за 8 суток, внутренних органов – за 10 суток. Белки состоят из углерода (50 – 55%), водорода (6,5 – 7,3%), азота (15 – 18%), кислорода (21 – 24%). Белки являются строительным материалом человеческого тела, участвуют в процессе обмена веществ, без их достаточного потребления плохо усваиваются некоторые витамины и минеральные вещества. Примерно 17% общей массы человека, или 45% массы сухих веществ, составляют белки. Суточная норма потребления зависит от физической нагрузки и возраста человека. Чем выше энергетические затраты, тем больше требуется белка. Норма 1,1 – 1,5 г на 1,0 кг. массы тела или 80 – 100 г. в сутки. С возрастом потребность снижается. В течение жизни человека белок в организме обновляется примерно 200 раз. Белок мышечных тканей обновляется на 50% за 8 суток, внутренних органов – за 10 суток. Белки состоят из углерода (50 – 55%), водорода (6,5 – 7,3%), азота (15 – 18%), кислорода (21 – 24%). Белки состоят из остатков 22 аминокислот. Аминокислоты – бесцветные кристаллические вещества, растворимые в воде, но не растворимые в органических кислотах. Они содержат основную (аминную группу) NH² и кислую (карбоксильную) COOH группу. Двенадцать аминокислот могут самостоятельно синтезироваться в организме человека, а восемь (десять) должны поступать с пищей. Такие аминокислоты называются незаменимыми. К ним относят – триптофан, лизин, метионин, лейцин, изолейцин, валин, треонин, фенилаланин. Кроме указанных аминокислот, некоторые авторы относят к незаменимым аминокислотам аргинин, гистидин. В питании детей дошкольного возраста незаменимые аминокислоты должны составлять 40% суммы аминокислот, школьного возраста – 30%, а у взрослых людей – 15%. Питательная ценность белков зависит от степени усвояемости их организмом. Растительные белки усваиваются организмом человека хуже, чем животные. Почти на 100 % усваивается только белок куриного яйца и материнское молоко. Белки рыбы и мяса усваиваются на 80 – 90%, белки хлеба на 70 – 80%, белки овощей и бобовых на 60 – 70%.
КЛАССИФИКАЦИЯ БЕЛКОВ: А) Белки подразделяют по физико-химическим свойствам: простые (протеины) и сложные (протеиды). Простые белки состоят только из аминокислот и растворяются в воде, растворах солей, щёлочи, спирте. Простые белки: альбумины, глобулины, проламины, гистоны и др. Сложные белки содержат кроме аминокислот, небелковые (простетические) группы. Разделяются на группы в зависимости от состава небелковой части: 1) Нуклеопротеиды. Гидролизуются на простой белок (чаще всего гистоны или протамины) и нуклеиновые кислоты. Входят в состав протоплазмы, клеточных ядер, вирусов. 2) Фосфопротеиды. Гидролизуются на простой белок и фосфорную кислоту. К ним относятся казеин коровьего молока и вителлин – белок, входящий в состав желтка куриного яйца. 3) Гликопротеиды. Гидролизуются на простой белок и углевод. Не свертываются при нагревании. Входят в состав слизей. Представитель: муцин, входящий в состав слюны. 4) Хромопротеиды. Распадаются при гидролизе на простой белок и красящее вещество. Примером является гемоглобин крови; при гидролизе он расщепляется, образуя белок глобин и красящее вещество гем красного цвета. 5) Липопротеиды. Это соединения белка с липидами. Содержатся в протоплазме клеток, в сыворотке крови, в яичном желтке.
Б) Белки разделяются на группы в зависимости от их растворимости: 1) Альбумины. Растворимы в воде, при нагревании свертываются. Входят в состав белка яйца, сыворотки крови, молока, а также ферментов и семян растений. 2) Протамины. Хорошо растворимы в воде, в разбавленных кислотах и щелочах. Сильные основания. Не свёртываются при нагревании. Входят в состав сложных белков – нуклеопротеидов. 3) Гистоны. Растворимы в воде и в разбавленных кислотах, но нерастворимы в разбавленных щелочах. Менее сильные основания. Пример, глобин – белок, входящий в состав сложного белка крови – гемоглобина. 4) Глобулины. Нерастворимы в воде. Свертываются при нагревании. Входят в состав мышечных волокон (миозин), яйца, молока, крови, растительных семян (конопля, горох). 5) Проламины. Нерастворимы в воде. Не свертываются при кипячении. Входят в состав растительных белков (глиадин пшеницы, гордеин ячменя, казеин кукурузы).
В)Белки классифицируются по форме молекул: 1) фибриллярные(волокнистые) белки, молекулы которых имеют нитевидную форму; к ним относят фиброин шелка, кератин шерсти; 2) глобулярные белки, молекулы которых имеют округлую форму; к ним относятся, например, альбумины, глобулины и ряд других, в том числе и сложные белки.
Г) Белки классифицируют по типам: 1. Белки простого пептидного типа. Они состоят не более чем из двух аминокислотных остатков. 2. Белки олигопептидного типа. Они включают в себя от двух до десяти аминокислотных остатков в цепи. 3. Белки полипептидного типа. Они включают в себя от десяти до ста аминокислотных остатков в цепи.
Д) Белки классифицируют по формам организации: 1. Это первичная форма белка. В этой форме белок представлен линейной молекулой, которая состоит из последовательности аминокислотных остатков. 2. Это вторичная форма белка. В этой форме белок изменяется в пространстве, он образует своего рода спираль, закрепленную водородными связями. 3. Это третичная форма белка. В этой форме с помощью разнообразных связей спираль белковой молекулы изгибается и сворачивается в некую шарообразную структуру, которая в химии называется глобулой. 4. Это четвертичная форма белка. В данном случае несколько белковых молекул в форме глобул закрепляются друг с другом посредством связей. Контрольные вопросы: 1.Дайте определение белкам, укажите их биологическое значение, структуру и химический состав. 2.Укажите классификационные признаки белков. 3.В чём заключается сущность и назначение белков в питании детей.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (920)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |