Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


История и развитие баскетбола




Баскетбол был «изобретен» в 1891 г. преподавателем физического воспитания Спрингфилдского колледжа в штате Массачусетс США доктором Джеймсом Нейсмитом. Так как мяч забрасывался в корзину, новая игра получила название баскетбол» (Баsket — корзина, bаII— мяч)

Несколько позднее, в 1892 г., Д. Нейсмит разработал первые тринадцать пунктов баскетбольных правил, действующих в той или иной мере по сей день. Довольно скоро, после проведения первых матчей, эти правила претерпели первую эволюцию. В частности, одна из причин изменения правил заключалась в том, что были введены щиты, к которым стали прикрепляться корзины.

Дальнейшее развитие игры повлекло за собой и совершенствование правил. Так, в 1893 г. Впервые появились железные кольца с сеткой, на следующий год была увеличена длина окружности мяча до 30—32 дюймов (76,2—81,3 см). В 1895 г. были введены штрафные броски с расстояния 15 футов (5 м 25см). Ведение мяча во всех его вариантах было узаконено в 1896. На рис. 1 показана модернизация инвентаря, оборудования и костюма игроков с момента зарождения игры по настоящее время.

Вскоре после своего появления баскетбол приобрел большую популярность в США. Несколько позднее с баскетболом познакомились и в ряде других стран, а затем игра распространилась по всему миру.

Первый этап развития баскетбола (1891—1918 гг.) характеризуется его становление Созданный первоначально для оживления уроков по гимнастике, баскетбол постепенно превратился в спортивную игру со всеми присущими ей особенностями

В 1894 г. в США были изданы первые официальные правила, по которым начали проводить соревнования.

Одновременно с развитием игры формировалась техника, создавалась и тактика баскетбола. Появились рациональные технические приемы — ловля, передачи, ведение и броски мяча в корзину. Правда, вначале эти приемы выполнялись на месте и только двумя руками. В тактике определились функции игроков, произошло их деление на нападающих и защитников.

Из Соединенных Штатов Америки баскетбол проник сначала в страны Востока — в Японию, Китай, Филиппины, а затем в страны Европы и Южной Америки. На Олимпийских играх в Сент. - Луисе (США, 1904 г.) американцы организовали показательный баскетбольный турнир между командами нескольких городов.

На втором этапе (1919—1931 г.г.) стали создаваться национальные федерации баскетбола. Возросло число баскетболистов, увеличилось количество соревнований, которые стали проводиться более планомерно. начал широко культивироваться в странах Европы: ‚в Чехословакии, Литве, Эстонии, Латвии, Италии, Франции.

Третий этап (1932-1947 г.г.) отмечен созданием Международной федерации

баскетбола (ФИБА), резким повышением спортивного мастерства.

В состав Международной федерации баскетбола, созданной 18 июня 1932 г., первоначально вошли 8 стран: Аргентина, Греции, Италия, Латвия, Португалия, Румыния, Швейцария и Чехословакия.

Игра быстро завоевала признание во всем мире. В 1935 г. в Женеве состоялся первый чемпионат Европы для мужских команд, где доминировали баскетболисты Прибалтийских стран. Первым чем пионом Европы стала сборная команда Латвии. Первый женский чемпионат Европы состоялся в 1938 г. в Раме. Победу на нем одержала национальная команда Италии.

В программу олимпийских игр баскетбол впервые был включен в 1936 г. В турнире ХI Олимпиады участвовали команды от 21 страны. Во время Олимпиады проходил первый конгресс ФИБА, где были приняты единые правила игры и положено начало широкому проведению международных встреч.

Четвёртый этап развития баскетбола охватывает период с 1948 по 1956 г. Международная федерация баскетбола заняла одно из ведущих мест среди международных спортивных объединений. Под руководством ФИБА проводятся крупнейшие международные соревнования, такие, как чемпион мира и Европы. Во всех международных соревнованиях стали активно участвовать спортсмены стран социализма. В 1948 г. членами Международной федерации баскетбола являлись уже 50 стран.

С развитием мирового баскетбола происходило развитие и обогащение техники и тактики игры. Появились новые способы передач и ведения мяча, стали широко применяться разнообразные финты. Появились броски мяча одной рукой, более сложные по технике выполнения, но зато и более трудные для отражения защитниками. Сразу же увеличился конечный результат встреч. Если раньше команды набирали за игру по 20—ЗО очков, то с появлением бросков одной рукой в прыжке итог встреч возрос до 50— 60 очков.

В тактике наметился явный переход от игры индивидуальной, построенной в основном на импровизации отдельных игроков, к игре коллективной. Появилась и определилась как самостоятельная система нападения через центрового игрока, которую взяли на вооружение все национальные команды.

В 1950 г. в Аргентине состоялся первый мужской чемпионат мира, на котором победила команда хозяев площадки. Спустя три го да в Чили было проведено и первое первенство мира для женских команд. Звание чемпионок мира завоевали спортсменки США. В дальнейшем чемпионаты мира среди мужчин и женщин стали проводиться регулярно, один раз в четыре года.

В начале 50-х годов в баскетболе создалось значительное пре имущество нападения над защитой. Это обусловливалось двумя факторами: преимущественным развитием техники и тактики нападения по сравнению с техникой и тактикой защиты и появлением в командах высокорослых игроков.

Баскетбол стал терять присущую ему остроту борьбы, резко снизился и темп игры. Команда, добившаяся в ходе игры преимущество в счете, прекращала нападение, «замораживала» мяч, держа его в руках неограниченное время, стремилась оттянуть от щита игроков противника, чтобы свободно пройти к щиту или передать мяч высокорослому игроку, дежурившему под щитом. Потребовалось внести в правила важные дополнения и изменения, направленные на активизацию атаки, оказание помощи защите и частичную ликвидацию преимущества игроков высокого роста. Наиболее существенными были: введение правила 30 сек., согласно которому команда, владеющая мячом, обязана в пределах этого времени бросить мяч в корзину; введение правила З сек. и расширение площади трехсекундной зоны, т. е. зоны, где нападающему нельзя находиться более З сек.; запрещение при начале ведения отрывать от площадки опорную ногу.

Активные формы игры, в свою очередь, обогатили технику баскетбола новыми рациональными приемами. Широко стали применяться передачи мяча одной рукой (кистевые передачи), скрытые передачи, ведение мяча без зрительного контроля, бросок мяча двумя и одной рукой в прыжке.

Нынешний этап развития баскетбола, начавшийся в 1957 г., примечателен необыкновенным расцветом игры. Большое влияние на дальнейшее развитие баскетбола оказали спортсмены социалистических стран, и в частности советские баскетболисты — сегодняшние лидеры в мировом баскетболе.

Делегаты социалистических стран участвуют во всех конгрессах и конференциях, проводимых ФИБА, успешно решают вопросы, оказывающие влияние на процесс игры.

Состоялось образование региональных организаций ФИБА. Создание этих организаций содействовало развитию баскетбола и его популярности в странах, где он культивировался недостаточно широко.

Ежегодно под руководством ФИВА проводится розыгрыш Кубков европейских чемпионов и Кубков обладателей кубков по баскетболу. Эти соревнования в настоящее время привлекают к себе внимание команд почти всех стран Европы.

В 1972 г. МОК принял решение о включении женского баскетбола в программу ХХI Олимпийских игр в Монреале.

В настоящее время баскетбол культивируется в большинстве стран мира и является одним из самых любимых видов спорта. В 1973 г. Международная федерация баскетбола объединяла уже 133 национальные федерации различных стран мира.

 

 

Баскетбол в СССР

Появление баскетбола в нашей стране относится к 1906 г., когда в спортивном обществе «Маяк» в Петербурге начали играть в новую, не известную до того времени игру. Вслед за обществом «Маяк» баскетбольные команды появились в спорт обществе «Богатырь», а за ним и в некоторых других. Баскетбол постепенно распространился по городам России. Не позднее он проник на Украину, в Белоруссию, Закавказье, на дальний Восток.

В 1913 г. в Петербурге были изданы первые баскетбольные правила. В 1916 г. опубликовано первое описание игры. Однако свое настоящее признание и развитие в нашей стране баскетбол получил лишь после Великой Октябрьской социалистической революции.

В 1919 году «Русский спорт» поместил первые статьи о баскетболе. В одном из номеров, частности, давалось описание первого в истории советского баскетбола между вторым петроградским спортивным клубом и баскетбольной лигой, проведенного 25 мая 1919 г., ровно через год после введения Всеобуча.

Окружные управления Всевобуча оказали большое влияние на развитие баскетбол. С I920 г. баскетбол включили в программу физкультурных учебных заведениях: в Главной военной школе физического образования, в Окружной школе инструкторов спорт к. допризывной подготовки, и в Московском институте физической. Специалисты, окончившие эти учебные заведения, стали первыми пропагандистами баскетбола в нашей стране.

С1921 г. баскетбол начал культивироваться в республиках Средней Азии, Закавказья и на Украине. Уже в 1921 г. на II Средазиатской спартакиаде в Ташкенте проводились соревнования по баскетболу.

В 1923 г. баскетбол был включен в программу первого Всесоюзного праздника физической культуры, проводившегося в Москве.

Этот турнир принято считать первым чемпионатом страны. Победителями соревнований вышли женская команда Ленинграда и мужская команда Москвы.

Большое значение для дальнейшего развития физической культуры и спорта в СССР (в частности, баскетбола) имело постановление ЦКРКП(б) от 13 июля 1925 г. Центральный Комитет партии указал на необходимость широкого развития в стране физической культуры и спорта, являющихся одним из действенных методов воспитания масс. В этот период баскетбол продолжает проникать в отдельные районы Российской Федерации, Украины, Кавказа и Средней Азии. Баскетбол прочно вошел в систему физической подготовки в Советской Армии. Увлеклись им и студенты высших учебных заведений.

В 1923—1928 гг. начала оформляться советская школа баскетбола. Этот этап характерен поиском лучших методов подготовки команд, новых технических приемов и форм ведения игры. Появились талантливые игроки, значительно обогатившие баскетбол новыми техническими приемами и игровыми действиями.

В 1928 г. на 1 всесоюзной спартакиаде гостями советских баскетболистов были мужская и женская рабочие команды баскетболистов Франции.

В 1931 г. был введен комплекс «Готов к труду й обороне СССР», ставший основой системы физического воспитания в стране. Введение комплекса ГТО помогло привлечь широкие слои молодежи к занятиям баскетболом

1 января 1939 г. были введены новые правила игры, которые во многом совпадали с международными.

В 1940 г. в состав Советского союза Латвия, Литва и Эстония. Баскетбол в этих республиках на высоком уровне, команды Прибалтики имели большой опыт международных встреч.

В эти годы заметно усилилась учебно-методическая работа. Появились новые печатные труды, выпущенные сначала ленинградским, а затем московским институтами физической культуры.

В 1940 г. вышла первая официальная программа по баскетболу для секций коллективов физической культур установившая некоторое единство в методике обучения и тренировке. Вслед за программой (в 1941 г.) было выпущено первое учебное пособие по баскетболу (автор программы и пособия — П. М. Цетлин).

На 1 января 1941 г. в стране насчитывалось более 82 тысяч баскетболистов. К этому времени завершилось становление отечественной школы баскетбола.

Даже в тяжелые военные годы в ряде городов продолжалась работа по баскетболу. Летом 1944 г., после трехлетнего перерыва, в Тбилиси было проведено о первенство страны, а в 1945 г., за двадцать дней до победного окончания Великой Отечественной войны, в Каунасе состоялся традиционный матч восьми сборных команд городов

На этапе 1946—1966 гг. проходило совершенствование отечественной школы баскетбола, создавалась стройная система спортивной подготовки, и в итоге — успешный выход советских баскетболистов на широкую международную арену.

В 1947 г. Всесоюзная баскетбольная секция вступила в члены Международной федерации баскетбол, а Советские баскетболисты получили право участвовать во всех соревнованиях организуемых ФИБА. В том же году сборная мужская команда СССР приняла участие в первенстве Европы. Наши баскетболисты победили команды Югославии, Венгрии, Болгарии, Египта, Польши и встретились в финале с чемпионом Европы — командой Чехословакии. Победив с результатом 56:37, сборная СССР завоевала звание чемпиона Европы. Наша команда выступала в следующем составе О. Коркия, Е. Алексеев, А. Конев, И. Лысов, В. Колпаков, Н. Джоржикия, С. Тарасов, А. Моисеев, Ю. Ушаков, И. Куллам, С. Бутаутас, К. Пяткявичус,В. Кулакаускас и Ю. Лагунавичус. Тренеры команды—П. Цетлин и С. Спандарян.

Результаты первенства Европы показали, что советские баскетболисты ко времени выхода на широкую международную арену достигли высокого уровня спортивного мастерства. Наступательный характер ведения игры, коллективность действий, рациональная техника и разносторонняя физическая подготовка игроков подтвердили правильность избранного направления отечественной школы баскетбола.

В последующие годы наши баскетболисты регулярно участвовали в крупнейших международных соревнованиях.

27 декабря 1948 г. было принято постановление Центрального Комитета Коммунистической партии, в котором указывалось на необходимость всемерного развития массового физкультурного движения в стране, повышения уровня спортивного мастерства с тем, чтобы в ближайшие годы добиться мирового первенства по важнейшим видам спорта.

Своеобразным ответом на решение партии явилось увеличение числа занимающихся баскетболом, возросшее мастерство игроков, активизация учебно-методической работы.

На 1 июля 1949 г. насчитывалось более тысяч баскетболистов разрядников, а общее число занимающихся баскетболом превысило 500 тысяч человек. 1950 г. женская сборная команда СССР впервые приняла участие в чемпионате Европы все встречи на высоком уровне и победив всех своих противников, наши баскетболистки стали чемпионками Европы. Сборная женская команда выступала в таком составе: Л. Алексеева, Е. Зарковская, Т. Моисеева, Р. Маментьева, В. Копылова, Е. Рябушкина, В. Харитонова, Н. Пименова, В. Шендель, 3. Стасюк, Н. Максимельянова. Тренеры команды — К. Травин и В. Кулакаускас.

В 1952 г. мужская сборная СССР стартовала на Х Олимпийских играх в Хельсинки. Советские баскетболисты одержали побед над сильными командам Уругвая, Чили, оставил позади себя все европейские команды, и завоевали второе место.

Занявшая первое место команда США имела по сравнению с советской командой значительное преимущество в росте игроков. Самым высоким баскетболистом в нашей команде был А. Конев (192 см), в то время как у американцев выступали такие гиганты, как Курланд (213 сы) и Ловелетт (209 см). Перед советским баскетболом встала проблема привлечения к занятиям юношей и девушек высокого роста. Усилиями тренеров и общественности она, в конце концов, была успешно решена.

В 1957 г. сборная женская команда СССР впервые участвовать в чемпионате мира. Наши баскетболистки заняли второе место, проиграв в финале З очка сборной команде США, победительнице предыдущего первенства.

Мужская сборная команда СССР впервые приняла участие в чемпионате мира в 1959 г. Советские баскетболисты выиграли все встречи, в том числе и у американской команды, но были лишены титула чемпионов мира в результате беспрецедентного решения ФИБА, которая дисквалифицировала нашу команду за отказ играть с командой острова Тайвань. Звание чемпионов мира было присуждено национальной команде Бразилии.

Ниже приводятся места, занятые сборными командами СССР на олимпийских играх и чемпионатах мира (см. стр. 14).

На широкую международную арену вышли и наши сборные команды юниоров. Весной 1964 г. наши юниоры участвовали в первом чемпионате Европы. Молодые советские баскетболисты выиграли все встречи и стали первыми чемпионами Европы.

Осенью 1965 г., на первом чемпионата Европы для девушек, сборная команда СССР также завоевала звание чемпионов.

Этап, начавшийся в 1967 г. и продолжающийся до настоящего времени, характеризуется дальнейшим увеличением массовости, стабилизацией высокого спортивного мастерства ряда команд, активизацией научно-методической работы в области баскетбола.

Высокое мастерство команд высшей лиги дало возможность для отбора достойных кандидатов в сборные команды страны, что позволило сделать большой скачок к упрочению лидерства советских спортсменов на мировой арене.

Весьма ответственным для всего советского баскетбола явился 1972 год. На ХХ Олимпийских играх в Мюнхене сборная мужская команда СССР по баскетболу победила всех своих противников, в трудной борьбе выиграла встречу с командой США. Впервые советские баскетболисты завоевали золотые Медали олимпийских чемпионов.

 

Советское правительство высоко оценило выступление наших спортсменов на ХХ Олимпийских играх и плодотворную работу тренеров. Многие участники Олимпиады и их были удостоены правительственных наград. Среди баскетболистов ордена и медали получили: тренеры сборной команд В. Кондрашин и С. Башкин, тренеры О. Коркия и В. Бимба, игроки. Белов, А. Белов, Г. Вольнов, С. Коваленко, И. Едешко, А. Жармуха медов, М. Паулаускас, З. Саканделидзе, М. Коркия, А. Поливода, А, Болошев.

По данным на 1 января 1975 г., число занимающихся баскетболом в СССР составило более 3482 тыс. чел. Звание мастера спорта СССР имели 892 баскетболиста, 1 разряд —21 542 человека. В настоящее время в стране насчитывается более 3000 игровых залов и более 126 тысяч открытых баскетбольных площадок.

Советский баскетбол идет пути дальнейшего увеличения массовости и повышения уровня спортивного Мастерства баскетболистов. Регулярно проводятся различные соревнования на предприятиях, в учебных заведениях, в районах, городах и республиках. Крупнейшее среди них — Спартакиада народов СССР. На баскетбольных турнирах спартакиад ярко демонстрируется популярность баскетбола, массовый рост спортивного мастерства в союзных республиках.

Достижения советской теории и методики спортивной тренировки, результаты ряда научных исследований, обобщение передового опыта педагогов, тренеров и спортсменов создали условия для разработки советской системы подготовки баскетболистов.

Пути дальнейшего развития баскетбола в нашей стране направлены в первую очередь на увеличение массовости, на дальнейший рост спортивного мастерства советских баскетболистов

 

1.3. Организация и содержание учебной работы и экзаменационные требований для прохождения курса методики. Зачетные требования.

Двигательные навыки у занимающихся баскетболом характеризуются большой подвижностью, динамичностью. Играющие должны уметь выполнять точные передачи, броски мяча в корзину и другие действия различными способами и в самых разнообразных условиях. К важным особенностям спортивных игр относятся также коллективные тактические действия. Большинство спортивных игр проводятся командами, и успех в соревнованиях во многом зависит от слаженности действий всех участников. Трудность хорошего взаимодействия состоит в том, что в игре нет заранее определенной последовательности выполнения игровых приемов и постоянного ритма. В каждой игровой ситуации действия отдельных игроков команды различны, но они должны быть взаимообусловлены и направлены на решение общей задачи. От игроков требуется максимум инициативы, творчества и смелости, чтобы согласовать свои действия с партнерами и добиться успеха.

В коллективной игре огромное значение имеет своевременная и правильная взаимопомощь. Как в нападении, так и в защите. Помогая друг другу, необходимо стремиться создавать постоянное численное преимущество игроков над противником.

Рамки игровой деятельности определяются правилами, за нарушение которых игроки получают определенные наказания. Это также затрудняет и обусловливает деятельность участников игры. Определяя, какие технические приемы и тактические действия нужно использовать в данный момент, играющие вынуждены помнить о правилах игры.

Таким образом, баскетбол способствуют воспитанию целого ряда таких положительных навыков и черт характера, как умение подчинить личные интересы интересам коллектива, чувство патриотизма, взаимопомощь, уважение своих партнеров и противников, сознательная дисциплина и т. п.

Всё это способствовало введению курса обучения по предмету:«Баскетбол» в программу обучения студентов по специальности ФКиС. Для того, что бы студенты могли овладеть программой обучения по предмету, которая предусматривает изучение студентами теории и методики преподавания баскетбола и гандбола, спортивной тренировки, формирования профессионально навыков для самостоятельной преподавательской тренерской и организационной работы в различных структурах физкультурного и спортивного движений.

Этот курс обучения изучается в 5 семестре, всего отведено на курс 2 кредита, в него входят: 15 лекций, 15 практических, 30 СРСП, 30 СРС, всего по курсу 90 часов.

Дисциплины предшествующие изучению баскетболу: анатомия, биохимия, возрастные основы физиологии, педагогика, психология, гигиена, теория и методика физической культуры и спорта.

 

Дисциплины смежные и использующие знания, приобретенные по спортивным играм: спортивная метрология, педагогика и психология спорта, физиология физического воспитания и видов спорта, спортивная медицина, управление физической культурой и спортом, социология спорта, теория и методика физического воспитания и спорта и др.

Цель предмета, дать студентам современные знания о месте и значении спортивных игр в системе физического воспитания, сформировать у них профессионально-педагогические умения, позволяющие решить задачи обучения в школьных учреждениях, колледжах, гимназиях в различных звеньях физкультурного движения организовывать и управлять массовой и спортивной работой.

Основные задачи обучения:

1. Овладеть специальными знаниями и двигательными навыками по баскетболу, гандболу;

2. Освоить правила игры, технику и тактику выполнения приемов и способов игры, обеспечивающие достижение спортивного мастерства;

3. Овладеть методикой организации и проведения соревнований;

4. Овладеть методикой обучения и проведения спортивных игр с учетом индивидуальных возрастных особенностей обучающихся.

 

Учебная работа по дисциплинам «Баскетбол» проводится в форме лекций, семинарских, практических и методических занятий, учебной практики, самостоятельной работы студентов.

На лекциях студентам сообщаются основные сведения по истории, теории, технике и методике обучения баскетбола, гандбола организации и проведению соревнований.

На семинарских занятиях проверяются знания материала лекционного курса, методических и практических занятий, учебной практики, оценивается самостоятельная работа студентов, контролируется их текущая успеваемость. Студенты выступают с докладами, сообщениями, часть семинарских занятий может отводиться, для выполнения контрольных работ с целью проверки и оценки знаний по определенной тематике.

На методических занятиях более детально изучается материал лекций и практических занятий, приобретаются навыки показа и объяснения упражнений, студенты приобретают умения и навыки в изучении и совершенствовании техники, тактики методики обучения в волейболе, баскетболе, гандболе, футболе, и подвижные игры.

Практические занятия способствуют углублению и закреплению теоретических знаний, создают условия для формирования в процессе обучения педагогических навыков и умений в ведении учебно-методической работы. На практических занятиях студенты овладевают рациональной техникой выполнения приемов и способов игры в баскетбол изучают тактику, овладевают методикой обучения и проведения учебных занятий, организации спортивных мероприятий, судейством соревнований, изучают средство общей и специальной физической подготовки, методику преподавания баскетбола по школьной программе.

Учебная практика проводится в целях формирования у студентов необходимых для самостоятельной работы профессионально-педагогических навыков.

На занятиях по учебной практике ведущий преподаватель помогает студентам овладеть педагогическим мастерством, объясняет и показывает разнообразные методические приемы по обучению занимающихся с использованием научных методов исследований, учит студентов оценивать исполнение упражнений, определять и исправлять ошибки, прививает навыки в организации спортивной деятельности занимающихся.

Самостоятельная работа студентов включает изучение рекомендованной литературы, реферирование литературных источников, составление планов- конспектов уроков, проведение педагогических наблюдений и психолого- физиологических исследований, изучение основных технических приемов и тактических взаимодействий игроков, изучение правил соревнований в спортивных играх, судейство игр, ведение основного протокола.

Зачётные требования.

Для допуска к экзаменам нужно сдать зачётные требования по практическим контрольным нормативам. Зачётные требования подразделяются на контрольные нормативы по общефизической подготовке и специально-физической подготовке (баскетбол).

 

Зачётные требования




Читайте также:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1741)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.039 сек.)