Тема 2. Классификация техники и тактики игры в баскетбол и методики обучения
Техника игры — это сложившаяся в процессе развития баскетбола совокупность приемов позволяющих наиболее успешно решать конкретные соревновательные задачи. Под термином «прием техники» подразумевается система движений, сходных по смысловой структуре и направленных на решение примерно одной и той же игровой задачи. Разнообразие условий, в которых применяется тот или иной прием, стимулирует формирование и совершенствование ряда способов выполнения каждого приема. Способ характеризуется, прежде всего, устойчивостью основной двигательной структуры — кинематической, динамической и ритмовой. Таким образом, техника спортсмена на каждом этапе развития баскетбола — это наиболее эффективное, апробированное практикой средство, которое дает возможность игроку в рамках правил успешно действовать в сложных ситуациях борьбы, атаки и обороны. Чтобы добиться наилучших результатов в мгновенно складывающихся и изменяющихся игровых положениях, баскетболист должен владеть всем богатством разнообразных технических приемов и способов, уметь выбрать наиболее подходящий прием или сочетание приемов быстро и точно их выполнить. За критерий высшего технического мастерства принимаются: свободное владение оптимальным объемом приемов и способов для полноценного выполнения заданных игровых функций в сочетании с двумя «коронными» приемами нападения и защиты точность и эффективность выполнения указанных выше приемов; стабильность выполнения приемов в условиях усиленного влияния таких «сбивающих» факторов, как значительное утомление психологическое напряжение, трудные внешние условия и др.; умение управлять фазами технического приема в зависимости от конкретных вариантов противодействия соперника; надежность выполнения приемов, которая определяется способностью удерживать высокий уровень точности и эффективности на протяжении многодневного турнира, от матча к матчу без существенных отрицательных отклонений. Современная техника игры сложилась исторически на разных этапах развития баскетбола количество приемов способы их выполнения, критерии оценки изменялись и совершенствовались, прежде всего, в связи с разницей в динамике развития нападения и защиты. На перестройку технического арсенала оказывали влияние изменения правил игры, обогащение ее тактики, повышение уровня физической подготовленности игроков. Так, например, значительное повышёние атакующего потенциала команд, динамизма игровых действий, активизация нападения и защиты привели к преимущественному использованию техники «одной руки», к сокращению амплитуды движений при передачах мяча и бросках в корзину, расширению арсенала скоростных передач и финтов, повышению уровня исходного положения мяча и выпуска его при бросках, наконец, к господству броска одной рукой в прыжке. Дальнейшее развитие у игроков прыгучести в сочетании с их высоким ростом способствовало рождению такого броска в корзину, как бросок сверху вниз, а также обогащению и совершенствованию способов добивания мяча при борьбе за отскок у щита противника. Несмотря на то, что баскетбол скоро будет праздновать свое девяностолетие, далеко не все возможности техники игры использованы в спортивной практике сегодняшнего дня. Неисчерпаемые функциональные и координационные возможности организма тренированного спортсмена создают хорошую перспективу для воплощения новых, прогрессивных идей техники нападения и защиты
Для последовательного изучения техники баскетбола пользуются ее классификацией. Классификация — это соподчиненное распределение всех приемов и способов техники по разделам и группам на основе определенных сходных признаков. К числу таких признаков, прежде всего, относятся целевое место приема в спортивной борьбе (атаки или обороны корзины), содержание действия (с мячом или без мяча), а также особенности его кинематической и динамической структуры. Классификация дает возможность четко программировать техническую подготовку игроков по периодам и этапам годового цикла, организационно и методически увязать ее с остальными разделами тренировочного процесса. Техника баскетбола распадается на два больших раздела: техника нападения и техника защиты. В обоих разделах выделяют по две группы: в технике нападения — технику передвижений и техника владения мячом, а в технике защиты — технику передвижений и технику отбора мяча и противодействий. Внутри каждой из групп меняются приемы и способы. Почти каждый способ выполнения приёма имеет несколько разновидностей, которые раскрывают отдельные детали единой структуры движения. Кроме того, на динамическую структуру способа оказывают определенное влияние условия выполнения, которые уточняют специфику передвижения игрока, исходные положения, направления и дистанции. В предлагаемой классификации не отводится самостоятельное место финтам, так как финт — это выполнение игроком только части конкретного приема (например, замах при передаче мяча, прицеливание рои броске в корзину) с намерением вызвать у противника ошибочную реакцию. Принципиальная схема классификации техники игры вместе с конкретным примером может быть представлена следующим образом:
Раздел техники - техника нападения Группа техники - техника владения мячом Приём - бросок мяча в корзину Способ - одной рукой сверху Разновидность - с отклонением туловища назад Условия выполнения - в прыжке после остановки со средней дистанции
По данной схеме построена классификация техники баскетбола в целом (рис. 2). Подробный анализ каждого способа выполнения технических приемов базируется на системно-структурном подходе, В данном случае способ рассматривается как система движений, в которой всегда можно вычленить частные движения звеньев в теле игрока, в отдельных суставах — своего рода элементы системы. Элементы объединяются в более крупные подсистемы. Рассмотрение подобных подсистем во времени выполняется при помощи так называемого фазового анализа, причем различают подготовительные, основные (или рабочие) и заключительные (или завершающие) фазы. Фазовый анализ имеет большое практическое значение; он позволяет реально определить диапазон стабильности и вариативности фаз, характер их взаимосвязи и на этой основе разрабатывать или уточнять методические приемы совершенствования управления техническим арсеналом. При изучении вопроса, из каких частей состоят способы выполнения тех или иных приемов, уточняя их двигательный состав, не менее важно определить, как они объединены и как взаимодействуют в организационной структуре. Кинематическая структура способа раскрывает форму и характер движений с помощью пространственных, временных, пространственно-временных показателей. Характеристики величин моментов сил, моментов инерции, взаимодействия сил и реакций определяют динамическую структуру способа. В отдельных случаях представляет интерес рассмотрение ритмической структуры, показывающей, когда, как, где приложены силовые акценты во времени. При анализе кинематической структуры способов выполнении приемов нападения с мячом определяют: одной или двумя руками осуществляются рабочие движения, уровень этих движений по отношению к частям тела спортсмена (снизу, на уровне груди, плеча, головы, сверху) и по отношению к оси тела (сбоку, прямо, с отклонением). Для динамической структуры уточняют положение игрока, в момент выполнения приема, (на месте или в движений, в опорном или безопорном положении). Кроме того, учитывают, какие инерционные силы действовали на игрока, каковы направления и скорость движения партнера или противника, какое расстояние необходимо преодолеть. В заключение определяют взаимосвязь двигательного состава приема. С его смысловой структурой с точки зрения рациональности и эффективности его использования в определенных тактических системах и ситуациях. Техничёские приемы передвижений и приемы защиты анализируются по упрощенной схеме.
ТЕХНИКА НАПАДЕНИЯ Техника передвижения Для передвижений по площадке баскетболист использует ходьбу, бег, прыжки остановки, повороты. Передвижения — основа техники баскетболистов. С помощью этих приемов игрок может правильно выбрать место, оторваться от опекающего его противника и выйти в нужном направлении для последующей атаки, достичь наиболее удобных, хорошо сбалансированных исходных положений для выполнения других приемов. Кроме того, от правильной работы ног при передвижениях и от соблюдения равновесия зависят эффективность многих технических приемов с мячом: передач в движении и прыжке, ведения и обводки, бросков в прыжке и др. Ходьбав игре применяется реже других приемов передвижения. Используется она главным образом для смены позиции в период коротких пауз или снижения интенсивности игровых действий, а также для перемены темпа движения в сочетании с бегом. В отличие от обычной ходьбы баскетболист передвигается на ногах, слегка согнутых в коленях, что обеспечивает ему хорошую возможность для внезапных ускорений. Бег Бег занимает в игре большое место и является главным средством передвижения. Бег баскетболиста заметно отличается от сравнительно равномерного бега легкоатлета. Игрок должен уметь в пределах площадки выполнять ускорения из многообразных стартовых положений, в любом направлении, лицом или спиной вперед, быстро изменять направление и скорость бега. Особенность бега по прямой заключается в том, что соприкосновение ноги с площадкой должно осуществляться перекатом с пятки на носок или мягкой постановкой ноги на полную ступню. Это способствует естественному сгибанию ног, характерному для всех передвижений баскетболиста. После отталкивания нога сильно сгибается в коленном суставе и с поднятым бедром выносится вперед. Руки относительно расслаблены, движутся свободно в такт бега. Резкое, неожиданное для противника увеличение скорости бега или стартовое ускорение называется в спортивных играх рывком. Рывок—лучшее средство для освобождения от опеки противника и выхода на свободное место. Для осуществления рынка первые 4—5 шагов делаются короткими и очень резкими (ударными), с постановкой ноги с носка. Туловище наклонено вперед, руки согнутые под прямым углом, движутся энергично в такт шагам. Голова приподнята, игрок смотрит в направлении движения. Затем скорость бега нарастает за счет удлинения шага и частоты шагов. В этот момент игрок должен быть готов к получению мяча (рис. 3). Изменение направления бега выполняется игроком при помощи мощного толчка выставляемой вперед ногой в сторону, противоположную намеченному движению. Туловище же наклоняется в сторону вновь избранного направления (рис. 4)
Прыжки Подсчитано, что квалифицированный баскетболист в среднем за игру выполняет до 130—140 прыжков из различных положений и с различными задачами. Прыжки применяются как самостоятельные приемы и входят составным элементом в другие приемы техники. Чаще всего игроки пользуются прыжками вверх и верх-в длину и сериями прыжков. Применяются два способа выполнения прыжка: толчком двумя ногами и толчком одной ногой. Прыжок толчком двумя ногами выполняется чаще с места из положения основной стойки. Игрок быстро приседает, слегка отводит руки назад и приподнимает голову. Отталкивание осуществляется мощным разгибанием ног, энергичным движением туловища и рук в направлении вперед-вверх. Различные направления прыжка (вверх-вперед, вверх-назад или в сторону) достигаются за счет отталкивания и перемещения общего центра тяжести (о. ц. т.) тела в нужном направлении. Прыжок толчком двумя ногами с разбега применяется обычно при выполнении бросков в корзину и при борьбе за отскок. При этом в последнем шаге разбега вперед посылается одна нога, а другая быстрым движением приставляется к ней. Отталкивание осуществляется одновременно обеими ногами вертикально вверх. Все эти движения должны выполняться быстро, слитно, без задержек в фазе отталкивания. Прыжок толчком одной ногой выполняется с короткого разбега. Отталкивание производится таким образом, чтобы максимально использовать инерционные силы разбега. Последний шаг разбега перед отталкиванием делается несколько шире предыдущих. Толчковая нога, слегка согнутая в коленном суставе, посылается вперёд и упруго ставится для толчка перекатом с пятки на носок: баскетболист как бы немного приседает. Другой ногой делается активный мах вперед-вверх, а в момент прохождения о. ц. т. Рис. 4. Изменение направления бега При выполнении ряда технических приемов с мячом в безопорном положении очень важным считается умение игрока выпрыгивать на достаточную высоту без активного участия рук, быстро и своевременно. Приземление в любом способе прыжка должно быть мягким, без потери равновесия, что достигается амортизирующим сгибанием слегка расставленных ног.
Остановки В соответствии с игровой ситуацией баскетболист использует резкие, внезапные остановки, которые в сочетании с рывками и изменениями направления бега дают возможность на некоторое время освободиться от опеки противника и выйти на свободное место для дальнейших атакующих действий. Остановка осуществляется двумя способами: прыжком и двумя шагами. При первом способе игрок делает невысокий, скользящий прыжок по ходу движения, причём, оттолкнувшись одной ногой, он подает туловище назад и приземляется либо на обе ноги одно временно, либо сначала на толчковую ногу с последующим приседанием. При втором способе остановки используется так называемая (двухшажная техника), лежащий в основе большинства технических приемов, выполняемых в движении. Здесь игрок короткий предпоследний шаг делает с подседом и со смещением о. ц. т. в направлении обратном движению. Затем следует последний удлиненный шаг, игрок выставляет ногу вперед со стопорящей опорой на пятку и последующим перекатом на всю ступню (рис. 5), В обоих способах эффект остановки определяется сильным сгибанием ног и правильным распределением веса тела (большая часть веса тела остается на опорной ноге). В этом случае остановка обеспечивает равновесие и возможность продолжения бега в любом на правлении. Повороты Нападающий использует повороты для ухода от защитника, укрытия мяча от выбивания, для финтов последующей атакой корзины. Есть два способа поворотов — вперед и назад. Различаются они по направлению переступания ноги, осуществляющей поворот, и движению туловища. Поворотом вперед называются такие повороты, когда переступания выполняются в ту сторону, куда баскетболист обращен лицом, а поворотами назад—те, которые выполняются переступаниями в сторону, куда баскетболист обращен спиной.
При повороте на месте игрок переносит о. ц. т. тела на одну ногу, которая является как бы осью вращения. Ноги согнуты несколько больше обычного. Для сохранения равновесия туловище наклонено вперед. Опорная нога находится на носке, который во время поворотов не смещается, а только разворачивается в сторону шага ругой ногой. Руки могут принимать различные положения, которые определяются задачей выполнить те или иные движения с мячом или без мяча. Выполняя поворот в движении, игрок сближается с противником и ставит стопу опорной ноги развернуто в направлении предполагаемого поворота. Затем без всякой задержки он поворачивается по ходу движения на впереди стоящей ноге.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (10239)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |