ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2 (1)РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ ТАБУЛИРОВАНИЯ ФУНКЦИ Цели работы: · закрепить навыки по заполнению и редактированию таблицы; · познакомиться со способами адресации; · освоить некоторые приемы оформления таблиц. Дальнейшее знакомство с Excel осуществим на примере задачи табулирования функции. Постановка задачи: Вычислить значения функции y=k*(x^2-1)*(x^2+1) для всех х на интервале [-2,2] с шагом 0,2 при к=10. Решение должно быть получено в виде таблицы:
ЗАДАНИЕ 1. Прежде чем перейти к выполнению задачи, познакомьтесь со способами адресации в Excel. Абсолютная, относительная и смешанная адресация Ячеек и блоков При обращении к ячейке можно использовать способы, описанные ранее, например В3, А1:G9 и т.д. Такая адресация называется относительной. При использовании подобной адресации в формулах Excel запоминает расположение относительно текущей ячейки.. Так, например, когда вы вводите формулу =В1+В2 в ячейку В4, то Excel интерпретирует формулу как «прибавить содержимое ячейки расположенной тремя рядами выше, к содержимому ячейки двумя рядами выше». Если вы скопировали формулу =В1+В2 из ячейки В4 в С4, Excel также интерпретирует формулу как "прибавить содержимое ячейки, расположенной тремя рядами выше, к содержимому ячейки двумя рядами выше". Таким образом, формула в ячейке С4 изменит свой вид на =С1+С2. Абсолютная адресация. Иногда при копировании формул вы пожелаете сохранить ссылку на конкретную ячейку или область. Тогда вам необходимо воспользоваться абсолютной адресацией. Для ее задании необходимо перед буквой колонки и перед номером ряда напечатать символ $. Например: $В$4 или $C$2:$F$48 и т.д. Смешанная адресация. Символ $ ставится только там, где он необходим, например: В$4 или $С2. Тогда при копировании один параметр адреса изменяется, а другой остается прежним.
ЗАДАНИЕ 2. Заполните основную и вспомогательную таблицы. 2.1.Заполните шапку основной таблицы, начиная с ячейки A1: Шапка - это верхняя строка таблицы с названием столбцов (см. постановку задачи): в ячейку A1 занесите № (название первого столбца таблицы); в ячейку В1 занесите X (название второго столбца таблицы);
2.2.Заполните вспомогательную таблицу начальными исходными данными, начиная с ячейки Н1:
Где ХО - начальное значение X; step - шаг изменения X; к - коэффициент (const). Данный пункт при решении задачи табулирования функции является необязательным и введен искусственно для демонстрации способов адресации. 2.3.Используя функцию автозаполнения, заполните столбец А числами от 1 до 21, начиная с ячейки А2 и заканчивая ячейкой А22 аналогично тому, как заполнили блок ячеек годами в работе №1. 2.4.Заполните столбец В значениями X: · в ячейку В2 занесите =$Н$2 Это означает, что в ячейку В2 заносится значение из ячейки Н2 (начальное значение X), знак $ указывает на абсолютную адресацию.
Это означает, что начальное значение X будет увеличено на величину шага, которая берется из ячейки I2.
Столбец заполнится значениями X от -2 до 2 с шагом 0,2. 2.5. Заполните столбец С значениями коэффициента К: · в ячейку С2 занесите =$J$2 · в ячейку СЗ занесите =С2 Посмотрите на введенные формулы. Почему они так записаны? · заполните этой формулой ячейки С4:С22. Весь столбец заполнился значением 10. 2.6.Заполните столбец D значениями функции у1=х^2-1:
Столбец заполнился как положительными, так и отрицательными значениями функции y1. Начальное значение 3 и конечное значение 3. 2.7.Аналогичным образом заполните столбец E значениями функции у2=х^2+1. Проверьте! Все значения положительные: начальное 5, конечное 5. 2.8.Заполните столбец F значениями функции у = к*(X^2-1)/(X^2+1) · в ячейку F2 занесите =С2*(D2/Е2), · заполните этой формулой ячейки F2: F22. Проверьте! Значения функции как положительные, так и отрицательные. Начальное значение 6. Конечное значение 6.
ЗАДАНИЕ 3. Понаблюдайте за изменениями в основной таблице при смене данных во вспомогательной. 3.1. Смените во вспомогательной таблице начальное значение х, в ячейку Н2 занесите -5. 3.2.Смените значение шага, в ячейку I2 занесите 2. 3.3. Смените значение коэффициента, в ячейку J2 занесите 1. Внимание! При всех изменениях данных во вспомогательной таблице в основной таблице пересчет производится автоматически. 3.4.Прежде чем продолжить работу, верните прежние начальные значения во вспомогательной таблице: step=0,2 к=10 x0=-2
ЗАДАНИЕ 4. Оформите основную и вспомогательную таблицы. 4.1.Вставьте 2 пустые строки сверху для оформления заголовков: · установите курсор на 1 строку; · выполните команды меню Вставка - Строки (2 раза). 4.2. Занесите заголовки: · в ячейку А 1 Таблицы, · в ячейку А2 Основная, · в ячейку Н2 Вспомогательная. 4.3.Объедините ячейки А1:J1 и центрируйте заголовок «Таблицы»: · выделите блок А1:J1 · используйте кнопку центрировать по столбцам панели инструментов Форматирование.
· аналогичным образом центрируйте заголовки: «основная» и «вспомогательная». 4.4.Оформите заголовки определенными шрифтами:
Символы (шрифты) Символы любой ячейки или блока можно оформить различными шрифтами, начертанием, высотой и т.д. Для выполнения этих действий необходимо выделить ячейку или блок, а затем воспользоваться кнопками из панели инструментов Форматирование:
Можно воспользоваться командой Главная – Ячейки – Формат ячеек или щелкнуть правой кнопкой мыши и выбрать эту команду из контекстного меню. На экране появится диалоговое окно Формат ячеек. В нем необходимо раскрыть вкладку Шрифт. · Заголовку "Таблицы" установите шрифт Arial, высота Используйте кнопки панели инструментов Форматирование;
Используйте контекстное меню Формат Ячеек - Шрифт;
Используйте контекстное меню. 4.6.Подгоните ширину столбцов так, чтобы текст помещался полностью. 4.7.Произведите выравнивание надписей шапок по центру.
Выравнивание Содержимое любой ячейки можно выровнять внутри по одному из краев или по центру, как по горизонтали, так и по вертикали, а также можно задать необходимую ориентацию текста (снизу вверх, сверху вниз и т.д.). Для задания необходимой ориентации используются кнопки на панели инструментов Форматирование: (Выровнять влево, Выровнять по центру, Выровнять вправо). Можно воспользоваться командой Главная – Ячейки – Формат ячеек или щелкнуть правой кнопкой мыши и выбрать эту команду из контекстного меню. На экране появится диалоговое окно Формат ячеек. В нем необходимо раскрыть вкладку Выравнивание. 4.8. Обрамите основную и вспомогательную таблицы. Обрамление Для задания обрамления используется кнопка на панели Форматирование. Можно воспользоваться командой Главная – Ячейки – Формат ячеек или аналогичную команду из контекстного меню.
4.9.Задайте фон заполнения внутри таблиц - желтый, фон заполнения шапок таблиц — малиновый. Содержимое любой ячейки или блока может иметь необходимый фон (тип штриховки, цвет штриховки, цвет фона). Для задания фона используется кнопка панели Форматирование.
Экран после выполнения работы должен иметь следующий вид:
ЗАДАНИЕ 5. Сохраните результаты своей работы на дискете, в личном каталоге. Имя файла work2_1.xls
ЗАДАНИЕ 6. Завершите работу с Excel.
ЗАДАНИЕ 7. Подведите итоги.
Проверьте:
знаете ли вы, что такое: · относительная адресация; · абсолютная адресация; · смешанная адресация.
Если нет, то еще раз внимательно перечитайте соответствующие разделы работы.
Предъявите преподавателю:
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2 (2)(Продолжение) Цели работы:
ЗАДАНИЕ 1: Откройте файл work2_1.xls, созданный на прошлом уроке. ЗАДАНИЕ 2: Защитите в таблице информацию, которая не изменяется (заголовки, полностью основная таблица, шапка вспомогательной таблицы). Защита ячеек В Excel можно защитить от изменения всю рабочую книгу, лист или некоторые ячейки. Защита делает невозможным изменение информации, пока она не отключена. Обычно защищают данные, которые не должны изменяться (расчетные формулы, заголовки, шапки таблиц). Установка (снятие) защиты выполняется за два действия:
После этих действий можно корректировать и заполнять только те ячейки, которые ранее были разблокированы. Разблокировка (блокировка) ячеек. Выделите необходимый блок. Выполните команду Формат Ячеек, Защита, а затем в диалоговом окне выключите (включите) параметр Защищаемая ячейка. Включение (снятие) защиты с листа или книги. Выполните команду Файл – Сведения – Защитить книгу – Защитить текущий лист (для отключения – повторить операцию). 2.1. Выделите блок H4:J4 и снимите блокировку. Меню: Формат Ячеек – Защита – убрать знак в окне «Защищаемая ячейка» 2.2. Защитите лист. Файл – Сведения – Защитить книгу – Защитить текущий лист – Ок. В результате действий заблокируется вся основная таблица и шапка вспомогательной. 2.3. Попробуйте изменить значения в ячейках: В ячейке А4 с 1 на 10. Это невозможно. Значение шага во вспомогательной таблице с 0.2 на 0.5.Это возможно. В основной таблице произошел пересчет. Измените текст «step» в ячейке I3 на «шаг» Каков результат? Почему? Верните значение шага 0,2 ЗАДАНИЕ 3. Сохраните файл под старым именем. Воспользуйтесь кнопкой сохранить ЗАДАНИЕ 4.Снимите защиту листа. Файл – Сведения – Защитить книгу – Защитить текущий лист ЗАДАНИЕ 5. Познакомьтесь с функциями пакета Excel Функции Функции предназначены для упрощения расчетов и имеют следующую форму: Y=f(X), где у - результат вычисления функции, Х-аргумент, f-функция. Пример содержимого ячейки с функцией: =A5+sin(C7), где А5 - адрес ячейки; sin() - имя функции, в круглых скобках указывается аргумент; С7 – аргумент (число, текст и т.д.) в данном случае ссылка на ячейку, содержащую число. Скобки - обязательная принадлежность функции, даже если у нее нет аргументов. Некоторые функции: МАКС(список) - возвращает из списка максимальное число. МИН(список)- возвращает минимальное значение из списка аргументов. СРЗНАЧ(список) - возвращает среднеарифметическое своих аргументов. ЦЕЛОЕ(Х) - округляет аргумент X до ближайшего меньшего целого ABS(X) - возвращает модуль (абсолютную величину ) числа X. ЕХР(Х) - возвращает экспоненту заданного числа X LN(X) - возвращает натуральный логарифм заданного числа X. СУММ(список) - возвращает сумму указанного списка. Например, СУММ(А1:А300) => подсчитает сумму чисел в трехстах ячейках диапазона А1:А300. Так как функция суммирования часто используется, то за ней закреплена кнопка Для вставки функции в формулу можно воспользоваться Мастером функций, вызываемым кнопкой Второе диалоговое окно (второй шаг Мастера функций) позволяет задать аргументы к выбранной функции.
5.1. Нажмите кнопку 5.2. Подсчитайте сумму вычисленных значений Н и запишите ее в ячейку F25.Сделайте текущей ячейку F25.Щелкните по кнопке 5.3.Оформите нахождение среднего арифметического вычисленных значений Y. Сделайте текущей ячейку F26;Щелкните по кнопке Это можно сделать двумя способами
5.4.Оформите нахождение минимального и максимального значений, занеся в ячейки Е27 и Е28 поясняющий текст, а в ячейки F27 и F28 минимальное и максимальное значение. ЗАДАНИЕ 6.Оформите блок ячеек Е25:F28 6.1.Обрамите ячейки Е25:F28 6.2.Заполните этот блок фоном шапки таблицы. 6.3.Поясняющие надписи в ячейках Е25:Е28 оформите жирным шрифтом типа Arial с выравниванием вправо. Экран после выполнения данной части работы должен иметь следующий вид: ЗАДАНИЕ 7.Сохраните файл под новым именем work2_2.xls. ЗАДАНИЕ 8.Познакомьтесь с форматами чисел в Excel. Форматы числа
Число в ячейке можно представить в различных форматах. Например, число 100 будет выглядеть как: 100,00 р - в денежном формате; 10000% - в процентном выражении; 1,00Е+2 - в научной форме, что означает 1,00*10^2. Для задания формата числа необходимо выделить ячейку или блок, а затем воспользоваться командой контекстного меню Формат ячеек Лучше воспользоваться командой меню Формат – Ячейки или щелкнуть правой кнопкой мыши и выбрать эту команду из контекстного меню. На экране появится диалоговое окно Формат ячеек. В нем необходимо раскрыть вкладку Число и выбрать желаемый формат. При изменении формата числа ячейки изменяется только способ представления данных в ячейке, но не сами данные. Если ячейка отображается в виде ##### символов, то это означает, что столбец недостаточно широк для отображения числа целиком в установленном формате. 8.1.Установите масштаб 75% 8.2.Скопируйте значения из столбца А в столбцы K,L,M,N. Столбец F заполнен формулами, а скопировать требуется значения. · Выделите столбец F; · Подведите курсор к границе выделенного блока (он должен принять Форму белой стрелки); · Нажмите правую кнопку мыши;
8.3. В столбце К задайте формат, в котором отражаются две значащие цифры после запятой 0,00. 8.4. В столбце L задайте научный (экспоненциальный) формат; 8.5. В столбце М задайте формат процент; 8.6. В столбце N установите собственный формат, четыре знака после запятой. 8.7. Оформите блок K2:N24 в стиле основной и вспомогательной таблиц (заголовок, обрамление, шрифт, заполнение).
ЗАДАНИЕ 9.Предъявите результат работы преподавателю. Экран должен иметь следующий вид:
ЗАДАНИЕ 10. Сохраните файл под старым именем work2_2.xls
ЗАДАНИЕ 11. Распечатайте таблицу на принтере, предварительно просмотрев ее вид на экране.
Предварительный просмотр и печать таблицы на принтере.
Прежде чем распечатать таблицу, неплохо убедиться в том, что она выглядит так, как вы хотите. Excel позволяет сделать это. Для этого необходимо выполнить команды: Файл – Печать. Функция предварительного просмотра выводит на экран таблицу, но не позволяет исправлять явные ошибки. Для этого придется на вкладку Главная, но в этом режиме можно выполнить очень полезные операции:
Функция предварительного просмотра позволит сэкономить время, бумагу и избежать ненужных разочарований. 11.1.Задайте режим предварительного просмотра. 11.2. Щелкните по вкладке Разметка страницы 11.3.В группе Параметры страницы нажмите кнопку.
11.4. Откроите вкладку Колонтитулы.
Диалоговое окно Параметры страницы закроется. 11.5.Щелкните по кнопке <Поля>, на экране будут видны Зацепившись за черный квадратик и перемещая его, можно изменить размер любого поля.
11.5.Убедитесь, что принтер подключен к вашему компьютеру и работоспособен. 11.6.Нажмите на кнопку <Печать>.
ЗАДАНИЕ 13. Подведите итоги. Проверьте, знаете ли вы, что такое: умеете ли вы:
Если нет, то еще раз внимательно перечитайте соответствующие разделы работы. Предъявите преподавателю:
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ![]() ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3754)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |