Задание для самостоятельного выполнения. Постройте совмещенные графики по одному из вариантов
Постройте совмещенные графики по одному из вариантов. Для каждого варианта даны два варианта изменения предела X и шага: а) и б).
Варианты задания:
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №5 ОБРАБОТКА ДАННЫХ МЕТЕОСТАНЦИИ.
Цель работы:
Постановка задачи. Имеется таблица, содержащая количество осадков в миллиметрах, построенная на основе наблюдений метеостанции г. Екатеринбурга.
Определить для всей таблицы в целом: 1) минимальное количество осадков, выпавшее за 3 года; 2) суммарное количество осадков, выпавшее за 3 года; 3)среднемесячное количество осадков по итогам 3-летних наблюдений; 4)максимальное количество осадков, выпавшее за 1 месяц, по итогам 3-летних наблюдений; 5) количество засушливых месяцев за все 3 года, в которые выпало меньше 10 мм осадков. Данные оформить в виде отдельной таблицы. Те же данные определить для каждого года и оформить в виде отдельной таблицы 3 (рис. 5.3).
Дополнительно для каждого года определить: 1) количество месяцев в году с количеством осадков в пределах (>20; <80) мм; 2) количество месяцев с количеством осадков вне нормы (< 10; > 100) мм.
При вводе года в таблице должны отражаться данные именно за этот год, в случае некорректного ввода должно выдаваться сообщение "данные отсутствуют". Структура электронной таблицы позволяет использовать ее для решения задач, сходных с задачами обработки массивов. В качестве одномерных массивов можно рассматривать строки или столбцы электронной таблицы, заполненные однотипными числовыми или текстовыми данными. Аналогом двумерного массива является прямоугольная область таблицы, также заполненная однотипными данными. В нашей задаче область B5:D16 исходной таблицы можно рассматривать как двумерный массив из 3 столбцов и 12 строк, а данные по каждому году В5:В16; С5:С16; D5:D16 как одномерные массивы по 12 элементов каждый. Возможности электронной таблицы Excel: использование формул и большой набор встроенных функций, абсолютная адресация, операции копирования позволяют решать типовые задачи по обработке одномерных и двумерных массивов.
ХОД РАБОТЫ:
ЗАДАНИЕ 1. Заполните таблицу согласно рисунку и оформите ее по своему усмотрению.
ЗАДАНИЕ 2. Сохраните таблицу на диске в личном каталоге под именем work5.xls
ЗАДАНИЕ 3. На том же листе создайте и оформите еще 2 таблицы, как показано на рисунках.
ЗАДАНИЕ 4. Заполните формулами ячейки G5: G8 таблицы 2 для обработки двумерного массива В5 : D16 (данные за 3 года). Используя мастер функций, занесите формулы: 4.1. В ячейку G5 =МАКС (B5:D16) 4.2. В ячейку G6= МИН (B5:D16) и так далее в соответствии с требуемой обработкой двумерного массива B5:D16 4.3. Определите количество засушливых месяцев за 3 года. Для определения воспользуйтесь функцией СЧЕТЕСЛИ, которая подсчитывает количество непустых ячеек, удовлетворяющих заданному критерию внутри интервала.
Формат функции
СЧЕТЕСЛИ (интервал; критерии). Воспользуйтесь мастером функций, на 2 шаге укажите интервал B5:D16 и критерий <10.
ЗАДАНИЕ 5. Познакомьтесь с логическими функциями пакета Excel. 5.1. Воспользуйтесь мастером функции. 5.2. В диалоговом окне мастера функций выберите функцию Логические. 5.3.Посмотрите, какие логические функции и их имена используются в русской версии Excel.
Логические функции В Excel имеются логические функции, список которых можно увидеть, нажав кнопку Мастера функций и выбрав в диалоговом окне функцию Логические. При решении ряда задач значение ячейки необходимо вычислять одним из нескольких способов в зависимости от того, выполняется или нет некоторое условие или несколько условий. Так, в нашей задаче в зависимости от введенного года в таблице 2 должен обрабатываться тот или иной столбец таблицы 1. Для решения таких задач применяют логическую функцию ЕСЛИ.
Формат функции ЕСЛИ (<логическое выражение>;<выражение1>;<выражсние2>) Первый аргумент функции ЕСЛИ - логическое выражение (в частном случае условное выражение), которое принимает одно из двух значений: "Истина" или "Ложь". В первом случае функция ЕСЛИ принимает значение выражения 1, а во втором случае - значение выражения 2. Пример. В ячейке H5 нужно записать максимальное из двух чисел, содержащихся в ячейках Н2 и Н5. Формула, введенная в ячейку Н5: = ЕСЛИ (Н2>Н5; Н2; Н5) означает, что если значение ячейки Н2 больше значения ячейки Н5, то в ячейке Н5 будет записано значение из Н2, в противном случае - из Н5. В качестве выражения 1 или выражения 2 можно записать вложенную функцию ЕСЛИ. Число вложенных ЕСЛИ не должно превышать семи. На месте логического выражения можно использовать одну из логических функций «И» или «ИЛИ».
Формат функций
И(<логическое выражение1>;<логическое выражение 2>,....) ИЛИ(<логическое выражение 1>;<логическое выражение 2>,,...)
В скобках может быть указано до пятидесяти логических выражений. Функция И принимает значение "Истина", если одновременно все логические выражения истинны. Функция ИЛИ принимает значение "Истина", если хотя бы одно из логических выражений истинно. Пример. Определить, входит ли в заданный диапазон (5;10) число, содержащееся в ячейке Н10. Ответ 1(если число принадлежит диапазону) и 0 ( если число не принадлежит диапазону) должен быть получен в ячейке Н12. В ячейку Н12 вводится формула: - ЕСЛИ (И (Н10>5; Н10<10); 1; 0) В ячейке H12 получится значение 1, если число принадлежит диапазону, и значение 0, если число вне диапазона.
ЗАДАНИЕ 6. Заполните формулами таблицу для обработки одномерных массивов (данные по каждому году). 6.1. Ячейку G11 отведите для ввода года и присвойте ей имя год (команда Вставка –Имя - Присвоить) Именованная ячейка будет адресоваться абсолютно. При вводе в формулу имени ячейки необходимо выбрать это имя в списке и щелкнуть на нем. Excel вставит указанное имя в формулу. 6.2. В ячейку G12 с использованием Мастера функций введите формулу:
=ЕСЛИ(год=1992;МАКС(B5:B16);ЕСЛИ(год=1993;МАКС(C5:C16);ЕСЛИ(год=1994;МАКС(D5:D16);"данные отсутствуют")))
Проанализируйте формулу. Несмотря на сложный синтаксис, смысл ее очевиден. В зависимости от года, который вводится в именованную ячейку год, определяется максимум в том или ином диапазоне таблицы 1. Диапазон В5:В16 - это одномерный массив данных за 1992 г.; С5:С16 - массив данных за 1993г; D5:D16 - зa 1994 г. 6.3.Замените в формуле в ячейке G11 относительную адресацию ячеек на абсолютную. Для выполнения следующих выборок эту формулу можно скопировать в ячейки G13 :G16 и отредактировать, заменив функцию МАКС на требуемые по смыслу. Но прежде необходимо заменить относительную адресацию ячеек на абсолютную, иначе копирование формулы будет производиться неправильно.
=ЕСЛИ(год=1992;МАКС($В$5:$В$16); ЕСЛИ(год=1993;МАКС($С$5:$С$16); ЕСЛИ(год=1995;MAKC($D$5:$D$16); "данные отсутствуют")))
Внимание! Все массивы в формуле адресованы абсолютно, ячейка ввода года также адресована абсолютно. 6.4.Скопируйте формулу из ячейки G12 в ячейки G13:G16. 6.5.Отредактируйте формулы в ячейках G13:G16, заменив функцию МАКС на требуемые по смыслу. 6.6. Отредактируйте формулу в ячейке G16. Смените функцию МАКС на функцию СЧЕТЕСЛИ и добавьте критерий " <10 . После редакции функция должна иметь вид:
=ЕСЛИ(год=1992;СЧЕТЕСЛИ($В$5.$В$16;"<10"); ЕСЛИ(год=1993;СЧЕТЕСЛИ($С$5:$С$16;"<10"); ЕСЛИ(год=1995;СЧЕТЕСЛИ($D$5:$D$16;"<10"); "данные отсутствуют" ))) 6.7.Введите в ячейку G11 год: 1992. 6.8. Проверьте правильность заполнения таблицы 3 значениями
ЗАДАНИЕ 7.Сохраните результаты работы под тем же именем work_5.xls в личном каталоге.
ЗАДАНИЕ 8.Представьте данные таблицы 1 графически, расположив диаграмму на отдельном рабочем листе. 8.1.Выделите блок A5:D16 и выполните команду меню Вставка – Диаграмма; после чего вырежьте диаграмму и вставьте на другой лист. 8.2.Выберите тип диаграммы и элементы оформления по своему усмотрению. 8.3. Распечатайте диаграмму, указав в верхнем колонтитуле фамилию, а в нижнем — дату и время.
ЗАДАНИЕ 9. Вернитесь к рабочему листу с таблицами.
ЗАДАНИЕ 10. Подготовьте таблицу к печати, воспользовавшись предварительным просмотром печати. 10.1.Выберите альбомную ориентацию и подберите ширину полей так, чтобы все 3 таблица умещались на странице. 10.2. Уберите сетку. 10.3.Укажите в верхнем колонтитуле фамилию, а в нижнем — дату и время.
ЗАДАНИЕ 11.Сохраните результаты роботы под тем же именин work5.xls в личном каталоге.
ЗАДАНИЕ 12. Распечатайте результаты работы на принтере.
ЗАДАНИЕ 13(дополнительное). Определите количество месяцев в каждом году с количеством осадков в пределах (>20; <80) мм и в пределах (< 10; >100) мм. 13.1. Создайте вспомогательную таблицу для определения месяцев с количеством осадков в пределах (>20;<80)
13.2. В ячейку В:21 занесите формулу: =ЕСЛИ(И(В5>20;В5<80);1;0). 13.3.Заполните этой формулой ячейки В22:В32. В ячейках, где условие выполняется, появляется 1. 13.4.В ячейке ВЗЗ подсчитайте сумму месяцев за 1992 г., удовлетворяющих этому условию. 13.5.Выделите ячейки В21:ВЗЗ и скопируйте формулы в область С21:D33. В ячейках СЗЗ и D33 получилось количество месяцев за 1993 и 1994 гг., удовлетворяющих условию (>20; <80). 13.6.Аналогично создайте вспомогательную таблицу для определения числа месяцев с количеством осадков в пределах (<10; >100)(формулу необходимо изменить в соответствии с условием). 13.7.В ячейку G17 занесите формулу:
=ЕСЛИ(год=1992;В33;ЕСЛИ(год=1993;С33;ЕСЛИ(год=1994;D33; «данные отсутствуют»))). 13.8. Скопируйте эту формулу в ячейки G18 и отредактируйте. 13.9. Оформите на свой вкус вспомогательные таблицы и добавьте к ним заголовки и обозначения.
ЗАДАНИЕ14. Сохраните результат работы под тем же именем work5.xls в личном каталоге.
ЗАДАНИЕ 15. Подведите итоги.
Проверьте: Знаете ли вы: Умеете ли вы:
Предъявите преподавателю:
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (994)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |