Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


НЕОБХОДИМОСТЬ И ХАРАКТЕР ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ




Отсутствие в Конституции Российской Федерации тер­мина «государственное управление» привело к появлению точки зрения о неправомерности признания государствен­ного управления как государственно-правовой категории. Однако эта точка зрения весьма сомнительна. Так как:

1. В современных условиях государство в силу своей природы призвано осуществлять экономическую и социальную культурную политику. Оно выражает при этом различные общественные интересы, но выклю­чение его из упомянутых сфер не позволит ему обес­печить эти интересы.

2. Значимость государства в экономической и социаль­но-культурной сферах подтверждена историческим отечественным и зарубежным опытом.

В кризисных ситуациях, как, например, та, в которой находится наша страна, роль государства не только не ослабевает, а, напротив, усиливается. Одной из мер реанимации экономики в Германии, Японии и других странах после второй мировой вой­ны было усиление централизованного государствен­ного управления экономикой.

3. Рыночная саморегуляция порождает стихийные про­цессы. Сознательно или по недоразумению, но иног­да забывают, что стихийность — это одно из свойств рыночного уклада и смягчение ее разрушительной силы обеспечивается государством.

4. Рынок сам по себе еще мало что значит. Так называ­емое рыночное саморегулирование может привести к анархии и хаосу. Необходим выбор правильных про­порций, сбалансированность рыночного саморегули­рования и государственного регулирования, которые не могут сложиться автоматически. Обеспечить их может только активная деятельность государства.

5. Частная собственность порождает «экономическую» власть, более изощренную и жестокую по своей при­нудительной силе, чем тоталитарная государствен­ная власть. Ограничить такую власть может только государство.

6. Государство не противостоит рыночной экономике, оно располагает значительными потенциальными возможностями для стимулирования ее эффективно­го функционирования.

7. Государство призвано упреждать негативные послед­ствия деятельности организаций, являющихся есте­ственными монополистами: транспорт, связь, энерге­тика и др., и в необходимых случаях вводить те или иные ее ограничения, т. е. устанавливать режим в сфере рынка субъектов естественных монополистов.

8. Государство необходимо как гарант против внешне­го вторжения в важнейшие сферы жизни нашего об­щества, защиты от него внутреннего рынка и нацио­нальных ресурсов.

Поэтому нормы, закрепленные в Конституции Россий­ской Федерации, предполагают активное влияние государ­ства на экономические и социально-культурные процессы, происходящие в обществе.

Очень часто, а особенно применительно к экономике,поступают предложения заменить систему прямого госу­дарственного управления на систему государственного регулирования.

Однако, хотя термин «государственное регулирование» стал уже обиходным термином, который употребляется как антипод государственному управлению, его содержа­ние до настоящего времени не определено.

Между тем государственное регулирование может упот­ребляться как в широком, так и в более узком смысле.

В широком смыслеоно выражается в установлении госу­дарством общих правил поведения, иначе говоря, деятельности участников общественных отношений и их корректиров­ке в зависимости от изменяющихся условий. Его субъектами являются органы законодательной и исполнительной власти. Однако известным образом на поведение участников урегули­рованных отношений влияют субъекты судебной власти.

Традиционными правовыми формами государственно­го регулирования являются законы, подзаконные и судеб­ные акты. Например, бесспорно, что закон — основной регулятор общественных отношений.

В узком смысле государственное регулирование —это одна из функций государственного управления. В настоящее вре­мя данная функция занимает первое место не только в уп­равлении экономикой, но и социально-культурной сферой.

Содержание и механизм осуществления этой функции включает в себя:

1) нормативное регулирование путем установления об­щих правил;

2) его быстрое изменение в соответствии с реальными задачами, которые надлежит решать управлению;

3) контроль за исполнением правовых норм, которые регулируют те или иные отношения;

4) государственную защиту прав и интересов участни­ков общественных отношений, урегулированных со­ответствующими правилами;

5) координацию и общее направление их деятельности;

6) содействие ее успешному осуществлению;

7) определение приоритетов в структурной политике, т. е. какому из направлений необходимо уделить больше внимания на том или ином этапе;

8) государственные контракты или договоры;

9) регистрация, лицензирование, и т. д.

Традиционными инструментами государственного ре­гулирования являются налоги, стандарты, государствен­ные заказы, таможенные тарифы и пошлины, которые об­лекаются в те или иные правовые формы.

Конкретное выделение полномочий вышестоящих ор­ганов касается отдельных организационных и специаль­ных вопросов, которые обусловлены отраслевыми особен­ностями и формами собственности.




Читайте также:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (559)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.004 сек.)