ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ
Массив действующих правовых актов, которые в той или иной мере относятся к организации управления, велик. Условно их можно классифицировать по ряду критериев: по юридической силе; в зависимости от принципа федерализма; по содержанию; по характеру их влияния на организацию управления. Классификация правовых актовпо этим критериям позволяет расширить представление о правовых основах организации управления, их сложной структуре в современных условиях. При этом необходимо иметь в виду, что в настоящее время отсутствует четкое разграничение компетенции государственной власти и должностных лиц в вопросах организации управления на уровне Российской Федерации и ее субъектов. Конечно же, с точки зрения государственного строительства, положение это явно негативное и требует исправления. По юридической силе правовые акты можно разделить в следующем порядке: — Конституция Российской Федерации, которая закрепляет в общем виде структуру экономической, социально-культурной и административно-политической деятельности; - законы Российской Федерации; - постановления обеих палат Федерального Собрания Российской Федерации; — конституции, уставы и законы субъектов Российской Федерации. Уставы субъектов РФ, кроме республик, имеют большое значение для организации управления на уровне этих субъектов. В Уставах, принимаемых законодательными органами соответствующих субъектов федерации, решаются важнейшие вопросы структуры органов управления и их статуса; - подзаконные акты: Президента Российской Федерации и органов исполнительной власти. В зависимости от принципа федерализма данный принцип находит свое отражение в системе правовых актов, которые регламентируют организацию управления. Система их формируется на основе разграничения компетенции органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов в области организации управления в целом и в конкретных сферах и отраслях. По содержаниюразличаются общие правовые акты,которые распространяют свое действие на определенные отношения независимо от того, в какой сфере или отрасли они возникают, и специализированные,регламентирующие вопросы организации управления в отдельных отраслях и сферах. В общих правовых актах содержатся нормы, которые касаются вопросов организации управления, не имеющих отраслевой специфики. Такого рода акты являются внеотраслевыми. Например, Земельный кодекс РФ закрепляет систему государственного контроля за соблюдением земельного, антимонопольного законодательства, и др. Специализированные правовые акты более детально регламентируют организацию системы управления профильными отраслями и сферами деятельности. Например, Закон РФ от 24 сентября 1992 г. «Об обороне» закрепляет основы управления обороной Российской Федерации. По характеру влияниявыделяются правовые акты, косвенно влияющие на организацию системы управления, и акты, непосредственно регулирующие те или иные его вопросы. Например, Гражданский кодекс РФ 1994 г. не содержит норм по конкретным вопросам организации управления. Но, регламентируя отношения собственности, он оказывает влияние прежде всего: — на концепцию организации управления экономикой в целом; — на концепцию формирования системы отраслевых органов управления; — на выбор методов управления коммерческими и некоммерческими организациями, и т. д. При всеобщем господстве государственной собственности естественно, что эта система должна быть более разветвленной и специализированной. Правовые акты, непосредственно регулирующие те или иные вопросы организации управления, могут закреплять его конкретные принципы, содержать конкретные нормы прямого действия. Такого рода нормы содержатся в общих, но чаще в специализированных актах. В области экономики основными правовыми актами, касающимися организации управления, являются: — положения об отдельных органах исполнительной власти и их структурных подразделениях; — акты Президента Российской Федерации и органов исполнительной власти об образовании конкретных органов, утверждении их структуры и штатных расписаний. В субъектах Российской Федерации полномочия органов государственной власти и должностных лиц в решении подобных вопросов определяются самими субъектами Российской Федерации в пределах их компетенции. В тех случаях, когда в нормативных актах есть неопределенность относительно того, какие именно органы могут решать тот или иной организационный вопрос, приоритет принадлежит тому из них, решения которого обладают юридической силой. § 3. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ Особыми условиями, влекущими изменения в организации управления, являются: 1. Чрезвычайные ситуации природного, технологического характера. 2. Чрезвычайное положение 3. Военное положение. 4. Иные обстоятельства, вызывающие нарушение нормальных условий жизни и необходимость формирования управления, приспособленного для их устранения. Особенности управления в чрезвычайных ситуациях природного и технологического характера предусмотрены Федеральным законом от 11 ноября 1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и технологического характера». В этом законе под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии как опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Для предупреждения ликвидации чрезвычайных ситуаций сформирована единая государственная система, объединяющая органы исполнительной власти и местного самоуправления, а также организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) является специальным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление и координацию федеральных органов исполнительной власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Оно образует подведомственные ему территориальные органы соответствующего профиля. Закон определяет также права и обязанности предприятий, учреждений и организаций, а также граждан в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Особенности управления вызываются именно чрезвычайными ситуациями и необходимостью их ликвидации. Так, при чрезвычайных ситуациях Президент Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным законом, может ввести на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение. Он может принимать решение о привлечении к ликвидации чрезвычайных ситуаций Вооруженные Силы России, других войск и воинских формирований. МЧС России в этих условиях осуществляет разнообразные задачи и функции, в том числе: — руководство работами по ликвидации крупных аварий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций; — координацию деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления предприятий, учреждений и организаций по преодолению последствий радиационных аварий и катастроф; — контроль за осуществлением мероприятий в этой области; — организует формирование и доставку гуманитарной помощи населению, пострадавшему в результате чрезвычайной ситуации. Таким образом, полномочия органов государственной власти, в том числе Министерства России по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), а также подведомственных ему региональных органов, можно подразделить на две группы: 1. Те, которые осуществляются в нормальных условиях и направлены на предупреждение чрезвычайных ситуаций. 2. Те, которые реализуются в чрезвычайных ситуациях и при ликвидации их последствий. Взятые в своем комплексе, они ориентированы на выполнение важнейшей государственной задачи по защите интересов граждан и общества. Чрезвычайное положение в соответствии с действующим законодательством представляет собой режим, хотя и пересекающийся с чрезвычайными ситуациями, но имеет не полностью совпадающие основания. Чрезвычайное положение в соответствии с Законом РСФСР от 17 мая 1991 г. «О чрезвычайном положении» вводится лишь в условиях, когда обстоятельства, служащие основанием для введения чрезвычайного положения, представляют собой реальную, чрезвычайную и неизбежную угрозу безопасности граждан или конституционному строю республики, устранение которой невозможно без применения чрезвычайных мер. Основания для его введения шире, чем чрезвычайные ситуации (ст. 4 Закона РСФСР «О чрезвычайном положении»). На территории, где введено чрезвычайное положение, могут создаться особые формы управления. В соответствии с названным Законом особые формы управления предполагают: — возможность прямого подчинения органов исполнительной власти территории, на которой введено чрезвычайное положение, Президенту России или назначаемому им органу; — образование специальных временных органов для координации работ по ликвидации обстоятельств, вызвавших введение чрезвычайного положения, а также случаи ненадлежащего выполнения своих функций органами государственной власти на территориях, где введено чрезвычайное положение. При этом полномочия органов представительной и исполнительной власти территорий могут быть временно ограничены либо приостановлены органами, принявшими решение о введении чрезвычайного положения. Специальным временным органам могут быть переданы полностью или частично полномочия органов представительной и исполнительной власти территорий. Государственные органы, осуществляющие управление в условиях чрезвычайного положения, могут наделяться чрезвычайными полномочиями для принятия мер по нормализации обстановки, восстановлению правопорядка и законности и ликвидации угрозы безопасности граждан. Исполнительные органы власти и временные органы вправе издавать обязательные к исполнению на соответствующей территории приказы и распоряжения по вопросам обеспечения режима чрезвычайного положения. Определенные законом чрезвычайные меры касаются не только прав и свобод граждан, но и предприятий, учреждений, организаций. Так, могут быть применены такие меры, как: — введение особого порядка распределения продуктов питания и предметов первой необходимости; — изменение в производственной деятельности предприятий, необходимых для проведения аварийно-спасательных и восстановительных работ; — мобилизация ресурсов предприятий и учреждений; — изменение режима их работы; — переориентация их на производство необходимой в условиях чрезвычайного положения продукции и т. д. Возможно отстранение от работ на период чрезвычайного положения руководителей государственных предприятий, учреждений, организаций при ненадлежащем исполнении ими своих обязанностей и назначение временно исполняющими обязанности указанных руководителей других лиц. Чрезвычайное положение нельзя путать с военным положением, Органы представительной и исполнительной власти местности, объявленной на военном положении, обязаны оказывать содействие органам военного управления, военному командованию в использовании всех возможностей для осуществления государственной и общественной безопасности. Режим военного положения предполагает введение определенных ограничений прав и свобод граждан, а также возложение на них обязанностей, которые не могут на них возлагаться в нормальных условиях, например, военно-квартирная обязанность для расквартирования воинских частей и учреждений, введение трудовой повинности для военных целей, и т. д. В условиях военного положения может изменяться организация управления различными объектами, не имеющими военного назначения; мобилизуются силы и средства для обороны страны, для охраны государственной безопасности и общественного порядка под руководством военного командования, у которого сосредоточиваются в этой области функции органов государственной власти. Режимы чрезвычайного и военного положения затрагивают общие вопросы организации управления там, где они введены. Поэтому они не могут быть сведены к мерам, относящимся лишь к области деятельности правоохранительных или военных органов. Контрольные вопросы и задания /. Какие из перечисленных далее условий влекут корректировку в организации управления: чрезвычайное положение, военное положение, иные обстоятельства, вызывающие нарушение нормальных условий жизни и необходимость формирования управления, приспособленного для их устранения? 2. Дайте понятие чрезвычайной ситуации. 3. Чем отличаются понятия «чрезвычайное положение» и «военное положение» ? 4. Кто может ввести такое ограничение права граждан, как «комендантский час»? 5. Возможно ли отстранение от должности на время чрезвычайного положения директора завода, главы администрации района города, начальника районного отдела милиции? 6. Какое из перечисленных далее условий предполагает ограничение прав и свобод граждан: чрезвычайная ситуация, чрезвычайное положение, военное положение?
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1896)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |