Значение повышения качества продукции в современных условиях
Улучшение качества продукции - залог постоянного повышения уровня жизни людей, основа технического и экономического роста производства, увеличения национального богатства страны. Высокое качество продукции служит обобщающим показателем научно-технического прогресса, уровня организации производства, его культуры, дисциплины, важнейшим источником экономии материальных, трудовых, финансовых ресурсов. Конечная цель всей деятельности в области качества - улучшение качества жизни каждого отдельного человека и общества в целом. Качество жизни включает следующие основные составляющие: • качество здоровья населения - определяет возможность выживания населения; • качество образования - определяет возможность развития общества; • качество окружающей среды как природной, так и техногенной - определяет условия безопасности, комфортности жизни и т.д. Особенность современного состояния проблемы качества продукции состоит в том, что с развитием научно-технического прогресса она не упрощается, а становится все более острой. В условиях высокой конкуренции ориентация на высокое качество - единственная возможность добиться успеха. На внутреннем и международном рынках спросом пользуется только качественная продукция. Плохая продукция не реализуется даже по низким ценам. Не случайно проблеме повышения качества продукции во всем мире уделяют первостепенное значение. Ежегодно, начиная с 1989 г., 9 ноября мировая общественность отмечает Всемирный день качества. Благодаря этой общемировой акции появилась возможность усилить внимание производителей и потребителей, органов государственного управления, общественных организаций к проблеме качества и активизировать поиски путей ее решения. В России центральным мероприятием в рамках Всемирного дня качества стало проведение в Федеральном агентстве по техническому регулированию научно-практической конференции «Качество - определяющий фактор XXI в.». Основы управления качеством продукции В условиях развитого, насыщенного товарами рынка качество продукции становится мощным фактором конкуренции. Уровень качества и услуг контролирует сам рынок. В этих условиях необходимо обеспечить безопасность продукции и достоверность информации о качестве товара. Проблемы качества, защиты прав отечественного потребителя в последнее время стали приоритетным направлением в деятельности правительства Российской Федерации и Росстандарта России. Государством создана соответствующая законодательная база. Это более 40 законов, в той или иной мере регулирующих деятельность, связанную с обеспечением качества, и большое количество подзаконных актов, посредством которых осуществляется их практическая реализация. Национальная политика в области качества должна предусматривать: • создание государством условий, содействующих производителям в обеспечении конкурентоспособности продукции и услуг на внутреннем и внешнем рынках; • защиту потребителей от продукции и услуг, опасных для жизни, здоровья и имущества, защиту общества и окружающей среды от экологически вредной продукции; • защиту потребителей от недобросовестных производителей и продавцов; • формирование в общественном сознании понимания того, что повышение качества - один из главных факторов выхода из кризиса и укрепления экономической мощи России; • обеспечение всеобщей грамотности в вопросах качества путем массового обучения современным подходам к менеджменту качества, освоение принципов всеобщего менеджмента качества и отечественного опыта в этой области. Важной мерой по стимулированию государством работ в области качества и пропаганде современных методов управления им стало учреждение в 1996 г. премий Правительства Российской Федерации в области качества. Премии присуждаются ежегодно на конкурсной основе организациям за достижение значительных результатов в области качества продукции и услуг, обеспечение их безопасности, внедрение высокоэффективных методов управления качеством. Лауреатам вручают приз с эмблемой премии (хрустальная стела), финалистам конкурса - диплом. В соответствии с мировой практикой победители российского конкурса по качеству получают право использовать символику премии в рекламных целях. Такое подтверждение их лидерства в области качества способствует продвижению их продукции на рынки, повышению доверия со стороны потребителей и партнеров, стабильности положения предприятия и росту экономики страны в целом. Поскольку европейский рынок имеет особое значение для российских экспортеров, критерии российской премии гармонизированы с моделью Европейской премии по качеству, благодаря чему российские организации могут сравнить свою деятельность с работой ведущих европейских компаний и далее участвовать в конкурсах на Европейскую премию. Европейская премия по качеству, появившаяся в 1991 г., признается в мире наиболее современной моделью, отражающей всеобщее управление качеством. В последнее время ее называют премией за превосходство в бизнесе. Модель российской премии, хотя и гармонизирована с Европейской премией, создавалась с учетом реальных условий, в которых работают предприятия нашей страны. Оценку предприятий-претендентов проводят по двум группам критериев. Первая группа включает критерии, характеризующие деятельность предприятия по обеспечению качества и оценивающие роль руководства предприятия в организации Глава 18 работ, политику в области качества и степень доведения ее до персонала, вовлеченность работников предприятия в деятельность по качеству, а также использование ресурсов и процессы управления качеством на всех стадиях жизненного цикла продукции. Критерии второй группы характеризуют результаты этой работы: достижение целей по улучшению качества продукции, удовлетворенность потребителей, достижения в области безопасности продукции и защиты окружающей среды. Одним из важных элементов формируемой национальной политики в области качества должна стать поддержка предприятий, в том числе и сельскохозяйственных, осваивающих современные системы управления качеством. Сельское хозяйство занимает особое место среди отраслей материального производства. Оно призвано обеспечивать население продуктами питания, а промышленность сырьем. От качества выращенного зерна, плодов, овощей зависит их пищевая ценность. Даже незначительное улучшение качества растениеводческой продукции - это дополнительное количество белка, жира, крахмала, витаминов - веществ, необходимых для питания человека. Чем выше пищевая ценность растениеводческой продукции, тем в большей степени она удовлетворяет потребность организма человека в пищевых веществах. Не случайно, повышение качества сельскохозяйственной продукции считается одним из основных путей снижения дефицита продовольствия в мире. Повышение питательности зернофуража, сена, силоса и других кормов, заготавливаемых на сельскохозяйственных предприятиях, способствует получению дополнительных кормовых единиц, а, следовательно, и увеличению производства животноводческой продукции. От качества сельскохозяйственной продукции, используемой как сырье при переработке, зависит выход конечного продукта и рентабельность перерабатывающей промышленности. Повышение качества сырья позволяет существенно сократить расход перерабатываемой продукции. Качество растениеводческой продукции определяет экономические показатели работы хозяйства, так как качественная продукция пользуется спросом и реализуется по большей цене. От качества продукции зависит ее конкурентоспособность как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Повышая производство высококачественной экологически чистой сельскохозяйственной продукции, можно обеспечить рациональное питание населения, что является одной из составляющих могущества и процветания государства, здоровья и долголетия его граждан. Одним из решающих путей увеличения производства сельскохозяйственной продукции является внедрение системы управления качеством продукции. Однако в настоящее время сельхозпредприятия находятся в сложном положении и говорить о создании и сертификации систем качества для них преждевременно. Но для того, чтобы сделать хотя бы первые шаги на пути к созданию таких систем, необходимо учесть опыт управления качеством на промышленных предприятиях. Отечественной и мировой практикой выработаны как основополагающие принципы, так и многочисленные практические приемы управления и обеспечения качества, многие из которых показали свою высокую эффективность и получили большое распространение. При управлении качеством необходимо учитывать комплекс факторов, влияющих на качество. Основы управления качеством продукции
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2573)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |