Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


ГЛАВА 11. РАЗДЕЛ 3. ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ




В этом разделе будут рассмотрены информационные ресурсы, которые могут использоваться в образовании и науке.

На фоне прогнозов американских экспертов о том, что к 2010 году 2/3 информационных ресурсов для образовательных целей будет размещено в сети Интернет, проблема выработки единого методологического подхода к созданию Интернет-ориентированных ресурсов для образовательных целей становится не только актуальной, но и жизненно важной.

Этой тематике посвящен международный российско-молдавский проект «Методологические основы создания Интернет-ориентированных ресурсов, распределенных информационных баз и их использование в образовательных целях» (№06-07-90930), который был поддержан в 2006 году Российским фондом научных исследований.

В отдельных странах (Франция, США и др.) уже разработаны ряд стандартов и требований к информационным ресурсам для образовательных целей, к технологиям их разработки. В Республике Молдова (РМ) разработана Государственная Программа модернизации системы образования в РМ, утвержденной постановлением Правительства РМ №863 от 16 августа 2005 г. (см. www.edu.md). Исследования научных публикаций и выступлений в рамках научно-практических конференций в РМ за последние 5 лет свидетельствуют об интересах отдельных исследователей и организаций в развитии информационных ресурсов для образовательных целей.

Вместе с тем не существует единой методологии и стандартов их разработки, которые можно было бы рекомендовать всем заинтересованным организациям. В России вопросы методологии были связаны в последнее время с проблемой создания системы образовательных порталов, которая успешно реализуется под руководством ГНИИ «Информика». Но создание и использование Интернет-ресурсов в образовательных целях чаще всего рассматривается с точки зрения каталогизации имеющихся ресурсов, способов прямого их использования в учебном процессе, разработки справочно-информационных систем, баз данных, электронных бюллетеней и т.д. Практически каждый вуз (или иная коммерческая организация, работающая в соответствующей сфере) в РФ по отдельности имеет свои внутренние разработки и некоторые схематические требования, сопровождающие процесс создания электронных и/или сетевых информационных ресурсов для образовательных целей; либо создание таких ресурсов диктуется электронными средами, имеющими соответствующие разделы и пр.

Однако, в целом проблема разработки методологии, направленной на создание Интернет-ресурсов для образовательных целей, не решена. Такое положение дел приводит к хаотичному и спонтанному заполнению Интернет-пространства ресурсами совершенно различного качества и уровня. В результате большая часть разработанных ресурсов оказывается невостребованной, хотя на их создание были потрачены время, средства и т.д. В настоящее время существует острая необходимость привести к единой системе, к единой методологической основе существующие различные подходы, методы и формы представления Интернет-ориентированных ресурсов для образовательных целей. Целенаправленные работы в этой сфере позволяют создать научно-методологическую базу, необходимую для координации работ всех заинтересованных сторон, повысить качество разрабатываемых ресурсов, сделать их конкурентоспособными на мировом рынке.

Опираясь на многолетние исследования зарубежных и российских коллег в области создания информационных ресурсов, можно констатировать, что начался процесс систематизации подобных разработок.

Как и следовало ожидать, первыми за дело взялись специалисты библиотечного делопроизводства, затем программисты, для которых стали важны стандарты для создания информационных ресурсов, т.к. вопросы конвертации и единого представления информационных баз и материалов требовали унифицированных подходов еще на стадии разработки. С момента повального увлечения порталами, подобные проблемы вышли на новый уровень, причем с весьма успешными решениями по систематизации их наполнения, управления ими, оценке качества и пр. ( П.А.Баврин Методические рекомендации по комплексной оценке качества информационных образовательных ресурсов, 3.12.2004; «Основы открытого образования». – Т.1. /Отв. ред. Солдаткин В.И. – Российский государственный институт открытого образования. – М.: НИИЦ РАО, 2002.; http://informika.ru/text/exhibit/portal/2003/06-18/doc2.doc Нежурина Марина Игоревна, А.Ю. Афонин и т.д., Анализ ресурсов зарубежных образовательных порталов и формирование предложений по оценке их качества). Кроме того, в 2003 году был разработан проект стандарта Министерства образования РФ «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Образовательные порталы. Информационные образовательные ресурсы. Рубрикация и спецификация метаописания».

Тем не менее, к настоящему времени остаются проблемы приведения к единым требованиям специфические Интернет-ориентированные ресурсы для образовательных целей, начиная с их трактовок. В различных источниках можно встретить великое множество терминов, отражающих, по сути, похожие ресурсы: электронные дидактические материалы, информационные образовательные ресурсы, электронные учебно-методические комплексы/ресурсы, электронные учебные материалы, мультимедийные учебники/ресурсы и т.д.

Обобщая различные подходы, можно дать следующее определение Интернет-ориентированным ресурсам для образовательных целей.В широком смысле это –динамическая система, представляющая собой:

  • интегральный комплекс дидактических, организационных, инструментальных и телекоммуникационных средств и технологий, необходимых для реализации образовательного/самообразовательного процесса, отвечающих специфическим принципам их создания, адаптации, функционирования, развития;
  • результат обобщения и представления в глобальной сети Интернет востребованного и социально-значимого для личности опыта;
  • основание для последующего развития как дидактических, организационных, инструментальных, телекоммуникационных средств и технологий и связанных с ними достижений науки и общества, так и для развития личности и информационного общества в целом.

Введем сокращенное написание понятия «Интернет-ориентированные ресурсыдля образовательных целей» в виде ИН-ОРИ-Р, или ИНОРИР, для того, чтобы не путать с привычной аббревиатурой ИОР (информационные образовательные ресурсы).

Исходя из предложенной интерпретации ИН-ОРИ-Р в виде системы со всеми присущими ей свойствами в соответствии с законами возникновения, существования и развития систем, считаем вполне уместным описать это понятие с точки зрения основных положений системного подхода.

Первые его два положения подразумевают рассмотрение всякого процесса, явления как системы, имеющей некие структурные компоненты, и, одновременно, как одну из составляющих другой более крупной системы. ИН-ОРИ-Р как система состоит из связанных компонентов – дидактических, организационных, инструментальных и телекоммуникационных средств и технологий, одновременно являясь подсистемой более крупной системы – информационные ресурсы.

При построении ИН-ОРИ-Р как самостоятельной системы необходимо учитывать свойства каждого элемента; его место в системе; воздействие на другие составляющие; связь между элементами; зависимость между ними.

Третье положение системного подхода подразумевает возникновение и построение системы в соответствии с необходимыми для этого основаниями и принципами. Основанием будем считать востребованность ИН-ОРИ-Р социумом и достаточный уровень развития информационного общества для создания, восприятия, трансляции, воспроизведения ИН-ОРИ-Р. Кратко опишем принципы для каждой составляющей отдельно.

Дидактические средства и технологии должны отвечать принципам:

  • индивидуализации обучения (в пространстве и времени, траектории);
  • интерактивности ресурсов;
  • учета психолого-педагогических условий общения в Интернет-среде;
  • и т.д.

Организационные средства и технологии должны соответствовать принципам:

  • возможности установления степени доступности ресурсов (открытый доступ, иерархический и пр.);
  • обеспечения автоматизированной поддержки образовательного процесса;
  • и пр.

Инструментальные средства и технологии должны опираться на принципы:

  • создания ресурсов в соответствии с требованиями установленных мировым сообществом стандартов (IMS, SCORM и т.д.);
  • учета эргономических законов представления информации;
  • и пр.

Телекоммуникационные средства и технологии отвечают принципам:

  • достаточной пропускной способности каналов;
  • и пр.

Согласно четвертому положению системного подхода о генезисе системы можно выделить 3 существенных этапа в развития ИН-ОРИ-Р: начальный период – до 90-х годов прошлого века с точечным опытом разработки ИН-ОРИ-Р; период становления – с 1990-х по 2004/5 г.г., связанный с бурным развитием дистанционных образовательных технологий и разработкой разношерстных ИН-ОРИ-Р; период развития и систематизации – с 2005 по сегодняшний день, когда начат процесс стандартизации разработки, эксплуатации, внедрения ИН-ОРИ-Р.

Функциональное назначение системы ИН-ОРИ-Р, которое отражает пятое положение системного подхода, заключается в реализации принципа доступности образовательных ресурсов для самых широких слоев населения независимо от их пространственного местоположения, социального статуса, физических возможностей и пр.

Согласно шестому положению система ИН-ОРИ-Р должна быть адекватной реальным возможностям личности обучаться через Интернет и уровню развития технологий на данный момент времени. Согласно седьмому положению системного подхода, на основе индукции и синтеза опыта разработки ИН-ОРИ-Р в течение нескольких лет можно осуществить постепенное развитие всех составляющих ИН-ОРИ-Р до требуемого (мирового) уровня.

Такое системное представление ИН-ОРИ-Р предполагает возможность целостного воздействия на ее составляющие – дидактические, организационные, инструментальные и телекоммуникационные средства и технологии, а также предполагает их целенаправленное системное развитие во взаимосвязи между всеми компонентами.




Читайте также:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (326)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)