Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ГЛАВА 14. ТЕМА 14. ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИОТЕКИ – ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ



2015-12-15 357 Обсуждений (0)
ГЛАВА 14. ТЕМА 14. ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИОТЕКИ – ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок




При активном участии многих ведущих ученых из разных стран мира, почувствовавших ветер перемен, родилась инициатива «открытых архивов», состоящая в предоставлении открытого (свободного) доступа (Open Access) к новейшим и более старым научным достижениям. Автор идеи доктор Харолд Вармус (Varmus, р. 1939, Нобелевский лауреат 1989) совместно с Дж. М. Бишопом, американский молекулярный биолог, вирусолог), который написал письмо всем ведущим научным издательствам с просьбой открыть доступ к новейшим научным публикациям. Это письмо получило поддержку более 30 тысяч ученых во всех уголках мира. Идею доктора Харолда Вармуса сегодня поддерживают многие страны и организации.

Мировая экономика вступила в эпоху, которую характеризуют небывалое ожесточение конкуренции, «коммодизация» (превращение ранее уникальных продуктов в рядовые), стремительность перемен, быстрое устаревание научных результатов и технологий, маркетинговых идей и профессий. И, разумеется, властное проникновение глобальной компьютерной сети Интернет во все сферы жизни. Все это сейчас принято называть «новой экономикой» (new economy). Одно из определений: «Когда мы говорим о новой экономике, мы имеем в виду мир, в котором люди работают мозгами, а не руками. Мир, в котором коммуникационные технологии создают глобальную конкуренцию – не просто для кроссовок или компьютеров, но также для банковских займов и других услуг, которые нельзя упаковать в ящик и отправить. Мир, в котором инновации важнее, чем массовые продукты. Мир, в котором быстрые изменения происходят постоянно. Мир, настолько же отличный от индустриального века, насколько тот отличался от аграрного. Мир, настолько иной, что его возникновение можно описать только словом „революция"».

В последние годы в Интернете появляется все больше научных публикаций, доступ к которым бесплатен для конечных пользователей. Многочисленные издатели таких публикаций стали участниками движения Open Access. В его рамках оформились два направления, которые образно называют Green Road (Зеленый путь) и Golden Road (Золотой путь). Первое направление объединяет сторонников так называемого «самоархивирова-ния», которые поддерживают усилия исследователей по публикации их собственных работ в свободном доступе в Интернете (что не исключает параллельную публикацию их в традиционных изданиях). Обычно необходимые средства для этого выделяются организациями, в которых работают ученые, либо организациями, выдающими гранты. Самый известный и наиболее объемный (около 400 000 статей) архив таких публикаций – так называемый архив препринтов по физике, математике, вычислительной технике и некоторым смежным дисциплинам (http://arxiv.org/), был создан в 1991 в Лос-Аламосской Национальной Лаборатории, США.

Второе направление развивает альтернативные модели издания научных публикаций, прежде всего журналов и материалов конференций, в рамках которых все затраты несут издатели, а для конечного пользователя доступ к публикациям бесплатен. Для финансирования этих моделей также привлекаются средства грантов и средства научных организаций. Наиболее известные программы «Золотого пути» - «Open Access» института «Открытое общество» (www.soros.org/openaccess) и Public Library of Science (www.plos.org). В настоящее время существует уже более 2400 авторитетных рецензируемых научных журналов, работающих на принципах открытого доступа, что составляет около 5% всех рецензируемых научных журналов, выходящих в мире. Эти журналы перечислены на сайте Directory of Open Access Journals (www.doaj.org), около четверти из них проиндексированы на уровне статей.

Открытый доступ — бесплатный доступ читателей к онлайновым научным публикациям с правом читать, загружать, копировать, распространять, печатать, искать, ссылаться на полнотекстовые статьи, индексировать и т.п. То есть использовать с любой законной целью без финансовых, юридических или технических препятствий. Открытый доступ — современная практика научной коммуникации для тех, кто сломал устоявшиеся принципы научного общения последних четырех сотен лет и вышел за пределы традиционного научного журнала образца Le Journal des Savants или Philosophical Transactions of the Royal Society of London 1665-го года издания.

Сейчас, в начале 21 века, библиотечно-информационные службы многих стран переживают эпоху радикальных перемен. Прежде всего, это связано с бурным развитием сети Интернет, открывающем обществу свободный доступ к информации, научному и культурному наследию человечества. Виртуальные библиотеки и информационные центры ощущают острую необходимость внедрения принципиально новых услуг и технологий. Они должны удовлетворять спрос пользователей, который за последние несколько лет стал более требовательным к качеству, релевантности, полноте и быстроте предоставляемой информации.

Как сказано в Окинавской хартии глобального информационного общества, принятой 22 июля 2000 года лидерами стран «Большой Восьмерки»: «1. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества двадцать первого века. Их революционное воздействие касается образа жизни людей, их образования и работы, а также взаимодействия правительства и гражданского общества».

Руководство РФ, проводя политику содействия образованию, в том числе непрерывному образованию (life long lеarning), преодоления социального и информационного неравенства, развития экономики, основанной на знаниях, использования новых ИКТ, высоко оценивает роль цифровых библиотек в процессе интеграции в мировое информационное общество и видит их место в авангарде информационных услуг.

В рамках правительственной программы, направленной на преодоление социальной изоляции и информационного неравенства, публичные библиотеки получат средства на создание и развитие межбиблиотечных виртуальных сетей и на разработку новых электронных услуг и ресурсов.

Роль информационных и мультимедийных центров будет заключаться в обеспечении стратегического руководства сектором, отстаивании и представлении его интересов, содействии постоянному росту качества информационных услуг.

Стремительное развитие глобальных сетей, таких как Интернет, и массовое использование ИКТ в повседневной жизни приводят к повышению спроса на качественное информационное содержание, и, соответственно, к его созданию и разработке. Как сказано, в декларации принципов построения информационного общества – глобальной задачи в новом тысячелетии, в разделе А – «Наша общая концепция информационного общества»:

«Мы, представители народов мира, собравшиеся в Женеве 10–12 декабря 2003 года для проведения первого этапа Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества, заявляем о нашем общем стремлении и решимости построить ориентированное на интересы людей, открытое для всех и направленное на развитие информационное общество, в котором каждый мог бы создавать информацию и знания, иметь к ним доступ, пользоваться и обмениваться ими, с тем чтобы дать отдельным лицам, общинам и народам возможность в полной мере реализовать свой потенциал, содействуя своему устойчивому развитию и повышая качество своей жизни на основе целей и принципов Устава Организации Объединенных Наций и соблюдая в полном объеме и поддерживая Всеобщую декларацию прав человека…

Мы сознаем, что наука играет центральную роль в развитии информационного общества. Многие компоненты информационного общества являются результатом научно-технических достижений, ставших возможными благодаря совместному использованию результатов исследований.

Мы сознаем, что образование, знания, информация и общение составляют основу развития, инициативности и благополучия человеческой личности. Наряду с этим информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) оказывают огромное влияние практически на все аспекты нашей жизни».

В разделе В – «Информационное общество для всех: основные принципы»:

«Мы преисполнены решимости, строя информационное общество, обеспечить, чтобы каждый мог воспользоваться возможностями, которые могут предоставить ИКТ. Мы согласны в том, что для решения этих задач все заинтересованные стороны должны работать сообща над расширением доступа к информационным и коммуникационным инфраструктурам и технологиям, а также к информации и знаниям, наращивать потенциал, повышать доверие и безопасность при использовании ИКТ, создавать на всех уровнях благоприятную среду, разрабатывать приложения ИКТ и расширять сферу их применения. Мы согласны в том, что это – ключевые принципы построения открытого для всех информационного общества.

3) Доступ к информации и знаниям

Обеспечение каждому возможности иметь доступ к информации, идеям и знаниям и вносить в эти области свой вклад является необходимым элементом открытого для всех информационного общества.

Мы стремимся содействовать обеспечению всеобщего и равноправного универсального доступа к научным знаниям и созданию и распространению научно-технической информации, включая инициативы по организации свободного доступа к научным публикациям».

Приверженцы открытого доступа в течение последнего десятилетия сделали очень много для того, чтобы публикации в многочисленных открытых архивах, разбросанных по всему миру и по-разному организованных их создателями, могли предстать перед пользователями в качестве виртуального единства. Во-первых, разработаны единые принципы описания ресурсов, основанные на использовании метаданных Дублинского ядра. Во-вторых, разработан протокол сбора этих метаданных из разных архивов – OAI-PMH (Open Archives Initiative – Protocol for Metadata Harvesting). Благодаря этому стало возможным использование единых интерфейсов для поиска в распределенных ресурсах открытого доступа. Наиболее представительная база данных, объединяющая метаданные около 400 открытых архивов, поддерживается на сервере университета штата Мичиган (www.oister.org). Пользуясь этой БД, можно вести поиск в нескольких миллионах публикаций открытого доступа. Это нередко позволяет исследователям найти в открытом доступе статьи, опубликованные в журналах, к которым не имеет доступа библиотека, которой он обычно пользуется.

Важную роль в пропаганде открытого доступа сыграли проведенные его сторонниками исследования влияния предоставления публикаций в открытый доступ на индекс цитирования этих публикаций. Результаты этих исследований представлены на сайте CiteSeer (http://citeseer.ist.psu.edu). На примере исследования цитирования более 100 000 докладов, сделанных на конференциях по вычислительной технике и программированию, было убедительно показано, что в последние годы доклады, выложенные в открытый доступ, цитировались в других публикациях в несколько раз чаще, чем доклады, доступ к которым предоставлялся за плату.

Все возрастающее значение публикаций открытого доступа в современном Интернете отражается в ряде авторитетных информационных продуктов. Журналы открытого доступа представлены в самом представительном издании по периодике – Ulrich’s International Periodicals Directory, статьи из них индексируются во многих поисковых системах, в том числе в глобальной системе Scirus (www.scirus.com), ориентированной исключительно на научную информацию в Сети. 239 журналов открытого доступа включены в список 9000 тщательно отобранных журналов, составляющих базу анализа цитирования и импакт-факторов журналов в ISI Web of Science. Несколько лет подряд команда ISI посвящает специальные исследования журналам открытого доступа, включенным в их базу.

Результаты анализа данных 2005 года показали, что количество журналов открытого доступа, отраженных в ISI, возросло по сравнению с 2004 годом на 48 названия. Наибольшее количество журналов относится к тематическим областям «Медицина» и «Науки о жизни». Средний импакт-фактор журналов открытого доступа согласно данным Journal Citation Report за 2004 год составляет 39,8%. 14 журналов относятся к 10% самых цитируемых журналов в своих тематических категориях. Интересно, что большинство из них принадлежат не к самым представительным тематическим группам, а к предметной области «Физика, математика и инженерия». Авторы исследования объясняют этот факт тем, что в этой области существует наиболее давняя (с 1991 года) традиция формирования и использования архива открытых публикаций. Анализ журналов по регионам, в которых они издаются, показал, что наибольшие проценты журналов открытого доступа по отношению ко всем издающимся в регионе журналам демонстрируют Центральная и Южная Америка (42,3%) и Центрально-Тихоокеанский регион (14,9%). Это явление связывается со стремлением научной общественности этих регионов, поддержанным государственными и общественными структурами, сделать их журналы максимально доступными для международного научного сообщества. Думается, для РФ это также было бы актуально.

Рассмотрим, как представлены в открытом доступе журналы библиотечно-информационной тематики. В DOAJ перечислены 34 таких журнала. Два из них отражаются в ISI Web of Science. Это Information Research: an International Electronic Journal (http://informationr.net/ir) и Journal of the Medical Library Association, публикуемый на сайте PubMedCentral. Стоит упомянуть также авторитетный журнал D-Lib Magazine (www.d-lib.org), посвященный проблематике электронных библиотек, журнал Ariadne (www.ariadne.ac.uk), освещающий вопросы поиска информации в Интернете, Journal of Electronic Publishing и другие журналы, представляющие несомненный интерес для библиотечно-информационных работников.

Традиционная работа библиотек на грани XX и XXI вв. претерпела столь же значительные перемены. Возникла машиночитаемая каталогизация, на смену карточным пришли электронные каталоги, появилась возможность удаленного поиска библиографической и полнотекстовой информации. С начала XXI в. все информационные рынки буквально были захвачены электронными ресурсами. На оптические диски «переведены» крупнейшие энциклопедии, каталоги, периодика, художественная и учебно-педагогическая литература, картины, и, конечно, картографические произведения. Библиотеки были поставлены перед необходимостью полностью изменить методы работы. Не только собирать, хранить, предоставлять читателям традиционные документы, приобретать новые виды документов, но и возложить на себя обязанность по созданию электронных библиотек, общедоступных через Internet.

В этой связи большое значение имеют положения, содержащиеся в международных документах. Среди них рекомендации ЮНЕСКО о научных публикациях в электронной среде (Париж, 1996), Заявление ИФЛА по вопросам авторского права в электронной среде (1996), Окинавская хартия глобального информационного общества, принятая в Окинаве 22 июня 2000 г., о научных публикациях в электронном виде (Париж, 2001) , Манифест ИФЛА об Интернете (2002), Декларация принципов построения информационного общества – глобальная задача в новом тысячелетии, принятая на Всемирном Саммите по информационному обществу в 2003 г., Хартия о сохранении цифрового наследия (Париж, 2003) и др.

В этих международных документах содержатся рекомендации, направленные на разработку политики быстрого, полного и свободного доступа к электронной информации, финансируемой из общественных фондов. Предлагается выработать принципы и нормы в области электронных архивов и библиотек, которые включали бы такие вопросы, как совместимость, развитие сотрудничества и партнерства издателей и библиотекарей в использовании новой информационной среды для получения информации и совершенствования обслуживания пользователей. В сфере законодательства об авторском праве рекомендуется отстаивать интересы архивов и библиотек в электронной среде, развивая сотрудничество обладателей авторских и смежных прав со всеми заинтересованными сторонами в установлении общих стандартов и решений проблем совместимости и совместного использования электронных ресурсов.

Так План действий Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества предусматривает:

«С7. Приложения на базе ИКТ: преимущества во всех аспектах жизни

22. Электронная научная деятельность

a) Содействовать тому, чтобы все университеты и научно-исследовательские институты имели приемлемое в ценовом отношении и надежное высокоскоростное подключение к Интернет в целях обеспечения их решающей роли в производстве информации и знаний, образовании и профессиональной подготовке и содействовать налаживанию партнерских отношений, сотрудничества и сетевой связи между этими учреждениями.

b) Стимулировать инициативы в области электронной издательской деятельности, дифференцированного ценообразования и открытого доступа, с тем, чтобы научная информация была приемлемой в ценовом отношении и доступной на справедливой основе во всех странах.

c) Содействовать применению одноранговой технологии для совместного использования научных знаний, препринтов и перепечаток трудов ученых, отказавшихся от своего права на гонорары.

d) Содействовать в долгосрочной перспективе систематическому и эффективному сбору, распространению и сохранности важнейших научных данных в цифровой форме … во всех странах.

е) Популяризировать принципы и стандарты метаданных для содействия сотрудничеству и эффективному использованию собранной научной информации и данных, как это требуется для проведения научных исследований.

С8. Культурное разнообразие и культурная самобытность, языковое разнообразие и местный контент

23. b) Разрабатывать национальные политику и законодательство, благодаря которым библиотеки, архивы, музеи и другие учреждения культуры в информационном обществе могли бы в полной мере выполнять свою функцию поставщиков контента – в том числе традиционных знаний, – в частности обеспечивая постоянный доступ к записанной информации.

d) Разрабатывать и осуществлять политику, которая способствовала бы сохранению, укреплению, уважению и развитию многообразия культур, знаний и традиций коренных народов посредством создания разнообразного информационного контента и применения различных методов, в том числе перевода в цифровую форму наследия в области образования, науки и культуры».

И, наконец, приведем заключительный абзац Декларации принципов «Построение информационного общества – глобальная задача в новом тысячелетии»:

«67. Мы твердо убеждены, что все вместе мы вступаем в новую эру огромных возможностей – эру информационного общества и расширения сферы человеческого общения. В этом зарождающемся обществе информацию и знания можно производить, обмениваться ими, совместно их использовать и передавать по всем сетям мира. Если мы предпримем необходимые действия, вскоре все люди смогут сообща построить новое информационное общество, основанное на совместном использовании знаний, на базе глобальной солидарности и более полного взаимопонимания между народами и странами. Мы верим, что эти меры откроют путь к дальнейшему развитию общества, действительно основанного на знаниях».

Приведем лишь четыре примера, которые способствуют широкому распространению и открытию доступа к электронным ресурсам среди пользователей стран с переходной экономикой:

1) eIFL.net: фонд по подписке на наиболее выгодных условиях для участников межгосударственных консорциумов, а также поддержке возникающих в государствах-участниках национальных консорциумов библиотек.

eIFL (Electronic Information for Libraries) возник в октябре 1999 по инициативе the Open Society Institute (OSI), частного фонда, являющегося частью Soros Foundation network. В 1990х годах OSI инвестировал в развитие библиотек и их модернизацию в странах-членах eIFL, особенно в постсоциалистических странах Центральной и Восточной Европы, также как и в бывшем Советском Союзе. Эти страны имеют традиционно сложную образовательную систему, и предоставляют рынки для международных поставщиков академической информации. Тем не менее, высокие затраты на подписку и недопонимание возможностей электронной подписки как альтернативы печатным изданиям, лишали эти страны богатств международных академических журналов и баз данных.

Поддерживая образование и исследования, OSI стремился помогать библиотекам и их пользователям в получении доступа к электронным академическим ресурсам.

www.eIFL.net сегодня включает более 2.340 библиотек в 47 странах с общей численностью населения около 800 миллионов человек. Этот ресурс стал победителем 2011 года в номинации коалиции ресурсов научных и академических публикаций SPARC (the Scholarly Publishing and Academic Resources Coalition) за выдающиеся достижения в научной коммуникации для повышения осведомленности, пропаганды и деятельности по наращиванию потенциала в течение последних трех лет и за ее успехи в развитии большого количества данных и журналов открытого доступа в EIFL стран-партнеров (Албания, Армения, Азербайджан, Беларусь, Босния и Герцеговина, Эстония, Грузия, Косово, Латвии, Литвы, Македонии, Молдовы, Польши, России, Сербии, Словении, Украины).

2) Будапештская инициатива (БИ) «Открытый доступ» возникла на небольшой, но оживленно протекавшей встрече, проведенной 1-2 декабря 2001 года в Будапеште Институтом Открытое Общество (ИОО). На этой встрече была поставлена задача: посредством Интернет активизировать международные усилия по обеспечению свободного доступа к исследовательской литературе во всех научных областях. Участники встречи рассмотрели наиболее эффективные и приемлемые стратегические методы, которые помогали бы научным исследованиям и отвечали интересам людей, организаций и обществ, поддерживающих исследования; обсудили, как ИОО и другие фонды могут наиболее продуктивно использовать свои ресурсы, чтобы поддержать переход к открытому доступу и сделать публикации в открытом доступе самоокупаемыми. Результатом этой работы стала БИ «Открытый Доступ». Она была подписана участниками будапештской встречи и постоянно возрастающим числом частных лиц и организаций, расположенных в различных частях света и представляющих университеты, лаборатории, библиотеки, фонды, журналы, издания, научные общества и дружественные инициативы, способствующие открытому доступу.

3) Открытый 12 мая 2003 года библиотекой Лундского университета из Швеции каталог журналов в открытом доступе the Directory of Open Access Journals (DOAJ) поддерживается БИ «Открытый доступ» под руководством информационной программы ИОО. Каталог включает информацию о более чем 8300 научных и учебных электронных журналов из всех предметных областей, опубликованных в более чем 100 странах, на более чем 50 языках, которые свободно доступны в Интернет. Количество их будет возрастать по мере включения в каталог новых журналов на всех языках и по любой тематике.

Его цели: увеличение доступности научных и учебных журналов в открытом доступе, увеличение их использования и влияния, представление наиболее полного обзора всех научных и учебных журналов в открытом доступе, которые используют соответствующую систему контроля качества. Этот ресурс стал победителем 2009 года в номинации коалиции ресурсов научных и академических публикаций SPARC (the Scholarly Publishing and Academic Resources Coalition) за выдающиеся достижения в научной коммуникации. После ряда обсуждений, Лундский университет заключил соглашение с инфраструктурой услуг для открытого доступа, (IS4OA - Infrastructure Services for Open Access), согласно которому вновь образованная организации (http://www.is4oa.org/) будет управлять товарным знаком, а также продолжать функционирование и развитие Каталога журналов открытого доступа.

4) http://infocenter.nlr.ru/databases/science/?item_id=1113

Открытый доступ к результатам научных исследований — одно из пяти важнейших научных событий 2003 года по версиям The Scientist и Nature, один из семи научных прорывов 2003-го, которому следует уделить максимум внимания в 2004 году (Science Magazine), наконец, одно из десяти самых громких событий года (The Wall Street Journal). В 2004 году движение Open Access праздновало две крупные победы. Комитетом Палаты Представителей США было принято решение об обязательной публикации результатов всех научных работ биомедицинской тематики, выполненных при финансовой поддержке Национального института здравоохранения, на сервере PubMedCentral (www.pubmedcentral.nih.gov) не позднее шести месяцев после их публикации в научной периодике. В Великобритании были проведены парламентские слушания по проблемам издания научной литературы. В результате комитет по науке и технике британского Парламента рекомендовал правительству страны обязать участников всех исследований, выполненных за счет государственного финансирования, публиковать их результаты в свободном доступе в Интернете, в системе архивных репозитариев.

Google Inc. 30 августа 2006, запустил в работу новый сервис, позволяющий загружать из Интернета и распечатывать книги. Бесплатно. Google's Book Search является частью более глобального проекта – Books Library (>25000 книг), в рамках которого книги из мировых библиотек переводятся в электронный вид, чтобы дать возможность читателям со всего мира прочесть то, за чем раньше нужно было лететь на самолете.

На сегодня партнерами Google в этом проекте уже стали Мичиганский Университет, наряду с Гарвардским, Стэнфордским, Оксфордским и Калифорнийским университетами. Нью-йоркская Общественная библиотека тоже в списках. Библиотека Конгресса пока согласилась лишь на экспериментальное сотрудничество.

Яндекс открыл программу по созданию электронной библиотеки справочной литературы. В рамках программы Яндекс.Словари компания будет приобретать права, оцифровывать и публиковать в Интернете наиболее интересные словари и энциклопедии по разным отраслям знания. На эти цели Яндекс потратит около миллиона долларов в течение двух лет. Подбором словарей занимается редакционный совет проекта. Оцифровку словарей и сверку электронного текста с бумажным изданием обеспечивает партнер проекта, ФГУП НТЦ «Информрегистр» — государственный центр по электронным информационным ресурсам, один из создателей Фундаментальной электронной библиотеки, по технологии которой готовятся электронные версии словарей.



2015-12-15 357 Обсуждений (0)
ГЛАВА 14. ТЕМА 14. ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИОТЕКИ – ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ГЛАВА 14. ТЕМА 14. ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИОТЕКИ – ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (357)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)